Процесс формовки шаблона и получения готовой отливки

Опоку ставят на подмодельную доску, на которую также кладут шаблон или оригинал. Доску посыпают графитом, чтобы не прилипала облицовочная смесь, которую насыпают через сито для полного покрытия модели. Плотно заполняют опоку до краев, укладывая землю слоями и уплотняя трамбовкой, а излишек земли сглаживают специальным бруском или ровной планкой, проводя по краям опоки, и переворачивают ее; сверху ставят вторую опоку, в которой заформовывают конусные бруски - модели литника и выпора. Затем, сняв верхнюю опоку, удаляют бруски, а из нижней опоки удаляют шаблон, после чего к отверстиям, оставшимся от моделей литника и выпора, из полости шаблона прорезают узкие соединительные каналы. Опоки совмещают в прежнем положении и заливают через литник жидкий металл, который течет в полость формы, а по другому каналу, направленному к выпору, из литейной формы вытесняется воздух, форма равномерно и полностью заполняется металлом. Заданная отливка получена.

Рис. 4. Технология получения отливки простейшим способом: 1 - модель; 2 - подмодельная плита; 3 - опока; 4 - выпор; 5 -литник

При изготовлении литья необходимо соблюдать меры безопасности - не находиться в непосредственной близости с заливаемой формой - использовать тигель с длинной ручкой и защитный брезентовый костюм.
Металл расплавляется в тигле в муфельной печи (или в горне) и догревается до температуры примерно на 100 градусов больше температуры плавления. Это необходимо для того, чтобы повысить его текучесть и этим обеспечить равномерное заполнение формы. Расплавленный металл льется в литник до тех пор, пока не заполнится вся форма и излишек металла не начнет перетекать в выпор. После этого литье прекращают и дают отливке полностью остыть. Остывшую отливку извлекают из формы. Литник и выпор удаляют с помощью зубила и напильника. Приставшую формовочную смесь удаляют металлической щеткой.

3.

В СССР художественное литьё получило широкое развитие. Прославились такие мастера художественного литья, как: А.С. Гилев, П. Дунаев, В. Востротин, В. Егоров и другие. Их творения до сих пор украшают улицы и набережные российских городов.

А. С. Гилев родился в г. Касли Челябинской области. Он - член Союза художников СССР (1960), почетный гражданин Каслей (1998).

За свою яркую творческую жизнь Александр Семенович Гилев создал более 250 произведений! Он активно работал в области монументальной, мемориальной и станковой пластики, создавал скульптуру малых форм, а также предметы декоративно-прикладного искусства и элементы архитектурного литья, занимался гравировкой и чеканкой по металлу.
Следуя традициям каслинского художественного литья, Александр Семенович развивал монументализм - новое направление в нем. Среди его монументальных произведений достойны внимания: "Шахтер" на фасаде Дворца культуры Рудника им. III Интернационала (Нижний Тагил, 1951, бетон), выполненный совместно со скульптором Е. Н. Плугиной; статуя "Рабочий" на фасаде Дома молодежи (Нижний Тагил, 1953, бетон); "Памятник В. И. Ленину" (Касли, 1956-1957, чугун, совместно с А. П. Суленевым); "Монумент боевой и трудовой славы Ленинского комсомола" (Касли, 1958, чугун); "Памятник В. И. Ленину" (Чебаркуль, 1959, чугун); "Монумент боевой и трудовой славы Ленинского комсомола" (Верхний Уфалей, 1959, чугун); "Памятник каслинцам, погибшим в Великой Отечественной войне" (Касли, 1968, чугун); "Памятник дважды Герою Советского Союза С. В. Хохрякову" (Копейск, 1969, чугун); "Памятник Ю. А. Гагарину" (Байконур, 1973, алюминий); "Памятник Г. К. Орджоникидзе" (Магнитогорск, 1979, чугун); "Памятник Ю. А. Зысину" (Москва, 1980, алюминий); "Памятник И. В. Курчатову" (Озерск, 1979, чугун; Семипалатинск, 1984, бронза); памятник "Наказ материи" (Касли, 1985, чугун).

В. Егоров Родился в 1908 году в селе Основа (ныне Берёзовского района Одесской области).

В 1919 году окончил сельскую школу. В 1923 году окончил семилетнюю трудовую школу в Николаеве. С 1923 по 1925 годучился на литейном отделении профессиональной николаевской технической школы, после окончания которой получил профессию формовщика-литейщика.

Основоположниками науки о литье являются выдающиеся русские учёные – металлурги П. П. Аносов, Д. К. Чернов, А. С. Лавров и др. В 1777 г. По модели скульптора Э. М. Фальконе была отлита грандиозная по размерам и сложная по технике исполнения конная статуя Петра I (Медный всадник). Значительная часть работ по её изготовлению производилась в государственной литейной мастерской при Академии художеств, основанной в Петербурге в 1764 г. Производством художественного литья в России в то время занимались и частные заводы. В середине XVIII века стали широко известны Каслинский и Кусинский заводы на Урале. В Каслях кроме малой скульптуры – кабинетных художественных отливок (бюстов, статуэток и ажурных изделий) – отливали и архитектурные отливки (решётки, колонны, камины), садово-парковую мебель (диваны, кресла, столики). Каслинсие изделия из чугуна не раз экспонировались на международных выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене, Стокгольме. В 1900 г. На всемирной выставке в Париже Каслинский чугунный павильон получил высшую награду Гран-при и приобрёл мировую известность. Уральские мастера получили большое признание, а их творение – статус непревзойдённой вершины литейного искусства.

Знаменитым московским литейщиком Андреем Чоховым была отлита находящаяся в Московском Кремле бронзовая Царь – Пушка, или Дробовик, весом 2400 пуд. (39400 кг), калибром 730 мм, с весом ядра 120 пуд. (1970 кг) и зарядом пороха 30 пуд. (490 кг). Другой московский литейщик – Иван Моторин вместе со своим сыном Михаилом отлил в 1735 г. Из бронзы величайший в мире Царь - колокол, весящий 196800 кг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: