У капиталистов

В общем-то похожая ситуация была с теорией ВДО и у американцев. Лучшей иллюстрацией может послужить следующая фраза генерала американских ВДВ Джеймса Гейвина из его книги "Воздушно-десантная война": "…<воздушно-десантные> войска должны использоваться массировано, а не мелкими группами. и лишь там, где их действия могут оказать решающее влияние, а не во многих пунктах, где они способны достичь лишь местных тактических успехов." Однако, имевшийся у них опыт войны на том, что позже стало называться "слабо оборудованный ТВД", т.е. на Корейском полуострове, заставил американское командование призадуматься и поступить более гибко. Вертолёт себя показал весьма перспективным средством транспортировки в условиях горно-лесистой местности и отсутствия дорог. Численность вертолётов сильно подскакивает - к концу войны в составе армейской авиации имелось уже 1140 ед., тогда как в начале имелось только 56 ед. Американское командование создаёт и опытовое соединение – 11-ю воздушно-штурмовую дивизию (Air Assault Division). На её базе и на базе ещё двух соединений (10-й воздушно-транспортной бригады и 2-й пехотной дивизии) в июле 1965 создаётся (точнее сказать переформировывается из имевшейся) 1-я кавалерийская (аэромобильная) дивизия - Cavalry Division (Airmobile). Существенным нововведением стало то, что в состав её боевых подразделений были впервые введены и вертолёты в качестве транспортного и боевого средства общим числом до 434 (428 по др. данным) ед. Дивизия была в конце того же месяца переброшена во Вьетнам. И даже не смотря на отсутствие должной теоретической проработки аэромобилных (вертолётно-десантных) операций, не говоря уже о соответствующих практических занятиях, показала себя с наилучшей стороны. Разумеется, не только эта дивизия имела вертолёты. Все американские дивизии во Вьетнаме имели в своём составе большое количество вертолётов. Так если в сер. 1967 было ок. 2000 ед., то в 1968 их количество достигло 4200 ед.!

Вообще говоря, если в Корее вертолёты только заявили о своём существовании и перспективы их были достаточно смутные, то война во Вьетнаме возвела вертолёт в зенит славы и популярности. До этого времени, они всё же воспринимались скорее как некая экзотика сугубо вспомогательного назначения. Американцы настолько влюбились в вертолёты, что некоторые горячие головы стали утверждать о закате парашютного (с самолётов) десантирования как такового.

У нас

Столь активное и столь удачное применение вертолётов произвело впечатление и на советское командование. Идея реанимируется – в ходе стратегических учений "Днепр-67" в основном на базе 51-го гв. пдп формируется экспериментальная сводная 1-я воздушно-десантная бригада под командованием нач. отдела боевой подготовки управления ВДВ ген.-майора Кобзаря. Её используют для захвата плацдарма через Днепр, где также участвует перебрасываемый вертолётами мотострелковый батальон с приданными самоходными орудиями. В специально созданной рабочей группе при Генштабе проводятся теоретические разработки и эксперименты. И вот, по итогам этих работ, не позднее конца 1967г. принимается решение о формировании совершенно новых воинских формирований для Советской Армии – отдельных воздушно-штурмовых бригад (овшбр). На основе директивы ГШ от 22 мая 1968г. в июне 1968 начинается формирование 11-й (ЗБВО) и 13-й (ДВО) бригад. К середине июля бригады уже были сформированы. (По др. данным 13-я бригада была окончательно сформирована только к июлю-августу 1970г.). В 1973 к ним добавляется и третья бригада – 21-я в Кутаиси (ЗКВО).

Бригады формировались, как говорится, с "чистого листа". На их укомплектование были направлены офицеры и солдаты из состава округов, а офицеры из ВДВ были назначены только на должности специалистов по воздушно-десантной службе (ВДС) и на должности командиров бригад (так, на должность командира 11-й овшбр был назначен бывший командир 51-го гв.пдп полковник Резников).

Но и тут, сыграли роль ряд субъективных факторов особенностей советской военной мысли. В связи с недоверием советского военного руководства к пехоте, недооценке её боевых возможностей особенно в оперативном масштабе, такие бригады считались недостаточно сильными для действий на ЕвроТВД. Потому-то их и развернули на направлениях с меньшей, по сравнению с западным, угрозой - было признано целесообразным иметь их только для действий на труднопроходимой для наземной технике горно-лесистой (таёжной) местности где очаговость боевых действий была неизбежна. Обе дальневосточные бригады были предназначены не столько для проведения десантов в тылу противника по обычной схеме, сколько для прикрытия большого участка советско-китайской границы. (Даже был плакат наглядной агитации с несколько сюрреалистической надписью: "Десантник-штурмовик – часовой границы".) Авиационную составляющую каждой из бригад представляла авиагруппа в составе двух штатных вертолётных полков. При этом, воздушный и наземный компоненты имели различную административную подчинённость: наземный компонент – Главнокомандованию СВ, а воздушный – Главнокомандованию ВВС; что неизбежно создавало ряд серьёзных проблем при организации взаимодействия.

Для осуществления же воздушных оперативно-тактических и тактических десантов на ЕвроТВ планировалось привлекать обычные парашютно-десантные или мотострелковые подразделения (роты и батальоны) выдёргивая их из воздушно-десантных и общевойсковых дивизий.

Здесь же следует сказать немного и о терминологии. Не гоже пользоваться терминами сотворёнными капиталистами и к 1971г., были подобраны отечественные названия и терминология; бригады и их батальоны; а также способы их боевого применения были переименованы в десантно-штурмовые. Таким образом, американские термины "воздушно-штурмовой" и "аэромобильный" постепенно перестали применяться к советским ДШЧ и стали упоминаться в официальных документах только по отношению к иностранным формированиям этого типа.

К концу 1971 г. все имевшиеся бригады переформировываются в десантно-штурмовые с изменениями в организационно-штатной структуре (ОШС).

ИДЕЯ ПРОКЛАДЫВЕТ СЕБЕ ДОРОГУ

"Объёмники"

В 70-х гг. за толстыми стенами зданий Генштаба, Минобороны и исследовательских учреждений развернулась явно нешуточная по накалу и чрезвычайно важная по своим последствиям научная дискуссия в сочетании с ковёрной и подковёрной борьбой мнений, расчётов и амбиций…

В 1975г., рабочая группа под руководством генерал-лейтенанта И. Юрковского выдвинула идею о создании нового типа операции – т.н. "объёмной операции" взамен, как они утверждали подустаревшей концепции "глубокой операции". Суть её состояла в том, что бы не "прогрызать" оборону противника, а "перепрыгивать" через неё минуя зоны заражения и узлы обороны – таким образом резко повышался темп наступления. Идея была поддержана некоторыми военачальниками (генерал-лейтенанты И.Джорджадзе и Г.Демидков) и углублена. Был поставлен вопрос о глобальной смене всей теории операций; создании принципиального нового "воздушного эшелона" из наземных войск.

Реализация такой идее требовала коренной смены приоритетов в военном строительстве и принципиально теснила позиции господствующих в военном руководстве сторонников бронированных армад. Однако, вместо объективной оценки военной перспективы, вместо понимания диалектики развития, возобладали ведомственность и негибкость, и "объёмники" были разгромлены…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: