Развитие творческого воображения

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Критическое отношение к образам воображения связано с расширением опыта детей, с пониманием, что в сказке не все возможно. Дошкольник начинает чувствовать меру, которую не должно переходить воображение.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не ме­нее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведе­нием и образом жизни.

В 5—7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажа­ми, имеющими определенные характеристики и действующими в соответ­ствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга — маленького человечка, который участвует во всех его играх, и вместе с ко­торым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалисти­ческих событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Появление подобных фантазий — серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В создании таких фантазий участвует развивающая защитная функция воображения, помогающая решить эмоциональные и личностные пробле­мы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Воображаемые ситуации позволяют формировать механизмы психологической защиты.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интен­сивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фан­тастических образов, а просто преобразуют уже известные.

Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспри­нимаемую ситуацию.

Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказоч­ные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знако­мой сказки новое продолжение.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические об­разы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки при­обретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фан­тастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственнуюему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами и личностным смыслом.

В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей, наделяя героев особо ценными нравственными качествами. Эпизоды в придуманных детьми сказочных историях пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. В словесном творчестве ребят проявляеся процесс становления личностных смыслов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: