Теории потребительского поведения: ординалистский и ардиналистский подходы

Полезность товаров или услуг – это способность удовлетворять потребности.«Теория потребительского поведения» основана на гипотезе сопоставления полезностей разнообразных благ (товаров и услуг).

При заданных ценах покупатель стремиться так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями, т.е. полезность имеет субъективный характер. Для того, чтобы максимизировать полезность потребитель должен сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов.

1. Кардиналистский подход или количественная теория полезности. Основные представители: Л. Вальрас, У. Джевонс, К. Менгер, А. Маршалл. (XIX в.). В основе лежит гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Полезность благ измеряется в ютилях (U).

2. Ординалистский подход или порядковая теория полезности. Основные представители: Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Полезность благ не измеряется. Потребитель упорядочивает все товарные наборы по их предпочтительности и осуществляет выбор из 2-х наборов наиболее предпочтительного.

С ростом потребления одного блага (при неизменном объеме потребления других благ) общая полезность возрастает все более медленно. 1-й закон Госсена (принцип убывающей предельной полезности): Полезность следующих единиц блага убывает, т.к. достигается полное насыщение потребности этим благом в одном непрерывном акте потребления. При повторном акте потребления полезность первых единиц блага также убывает. 2-й закон Госсена (правило максимизации полезности):Полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, должна быть одинакова, независимого от того, на какой именно товар она израсходована.

Правило максимизации полезности – это такое распределение денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида товара, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность.Потребительское равновесие в количественной теории – это ситуация в которой потребитель не может увеличить общую полезность от потребления двух товаров при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного товара и больше денег на другой товар.

Должны быть соблюдены три условия:

1) 2-й закон Госсена или правило максимизации полезности, т.е. предельные полезности в расчете на цену двух товаров должны быть равными; 2) Доход должен быть полностью истрачен;3) Общая полезность от приобретения двух товаров дюлжна быть максимальной при данном доходе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: