Основной вопрос философии сформулировал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию.
Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа. Выделяют две стороны этого вопроса:
1) Что является первичным
2) Познаваем ли мир.
В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов.
Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании.
В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное.
Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. Сегодня многие отрицают основной вопрос философии его значения. Главной проблемой выступает ч-к, но основной вопрос несколько иного рода. Это вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира.
Проблема человека и гос-ва в др. Греческой философии.
Тема человека входит в фил вместе с софистами. Софисты - учение мудрости кот учил ораторскому искусству.
Сущность учения софистов выразил Протагор. Ч-к есть мера всех вещей. Критерием оценки
любого явления выступают чувства ч-ка. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его особенностями субъектом познания.
. Философия Аристотеля.
Аристотель: ч-к - общественное животное, наделенное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому должно способствовать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхождение антропологически. Гос-во - обобщение родов, селений ради лучшей жизни. А дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Им (А) завершается класс. Этап в развитии античной философии. После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А.
Философия Демокрита. (460-370)
1-ый энциклопедический ум среди греков. Он предлагает вариант мех. объяснения мира. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и образуют тела. Атомы не воспринимаются органами чувств. В фил. говорят о линии Демокрита, как о материалистической линии, и о линии Платона, Как о идеалистической линии.