Глава 2. Ценообразование в предпринимательстве

Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства.
Важно отметить следующие обстоятельства: цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень.

Процесс ценообразования можно представить, как совокупность последовательных этапов анализ спроса; учет издержек; сравнительный анализ цен и товаров конкурентов; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.
Известно, что максимальная цена на продукцию определяется спросом, а минимальная цена - уровнем затрат на производство и реализацию продукции.
На конкурентном рынке, где каждый стремится достичь наилучших результатов, цены определяются благодаря взаимодействию спроса и предложения.

Эффективные ценовая политика, ценовая стратегия и ценовые механизмы предприятия являются необходимым условием выживания предприятия в условиях рынка и его прибыльной деятельности.
Практика ценообразования российских предприятий в настоящее время весьма далека от рыночной ориентации, что негативно сказывается на экономическом благополучии и выживании хозяйствующих субъектов.

Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие.
Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой - способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

Формирование цены в условиях рынка должно соответствовать основным принципам рыночной экономики. В качестве возможной стратегии возможно использовать следующую концепцию ценообразования для предприятий (прежде всего промышленных), прошедшую апробирование в различных по масштабу предпринимательских структурах и учитывающую основные направления экономического реформирования предприятий в области ценообразования, разработанные Минэкономики РФ.

Ценовую политику предприятия рекомендуется использовать для достижения следующих целей:
максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж.
максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов, по балансу за вычетом всех обязательств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: