Цена и ценообразование

Понятие цен.

Сфера ценообразования, как мировых товарных рынков, так и внутреннее ценообразование регулируется законом стоимости.

В тоже время на цены оказывает влияние множество других факторов, которые отклоняют их от стоимостной основы. Такими факторами являются спрос и предложение, монополизация рынка, регулирование цен на государственном уровне, инфляция и так далее.

Цена – стоимость реализации продукции или денежное выражение стоимости товара.

Стоимость товара определяется величиной общественно-необходимых затрат, которые включают как материальные, так и трудовые затраты. По мере роста производительности труда снижаются расходы предприятия на сырьё, материалы, трудовые ресурсы в расчёте на единицу продукции, а, следовательно, создаются предпосылки для снижения стоимости товара.

В тоже время улучшение качества продукции требует, как правило, дополнительных трудовых, материальных затрат, затрат на опытно-конструкторские работы. Из всех этих факторов формируется себестоимость и цена товара. В зависимости от наличия промежуточных звеньев на пути товара от производителя к потребителю, различают следующие цены: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности и розничная цена.

Розничная цена включает в себя следующие цены:

1. Оптовая цена промышленности:

1.1. Оптовая цена предприятия:

1.1.1. Полная себестоимость, издержки на производство и реализацию продукции.

1.1.2. Ожидаемая прибыль.

1.2. Акцизы, рента, налог с продаж, налог на добавленную стоимость и др.

1.3. Производственные и маркетинговые издержки оптовика (продавца), среднеотраслевые, средне-корпоративные затраты.

2. Управленческие, маркетинговые и производственные издержки розничной фирмы.

3. Прибыль розничной фирмы.

Методы формирования цен:

1. Издержки и нормальная прибыль ().

2. Издержки и желаемая прибыль ().

3. Цены конкурентов.

4. Цена без полной себестоимости (на уровне безубыточности).

При переходе от одной цены к другой возникает увеличение цены за счёт торговой надбавки. Эта надбавка должна обеспечить прибыль оптовику и розничным звеньям. Чем больше посредников – тем выше цены.

Цена предприятия – стоимость продукции, по которой предприятие хочёт её реализовать. Эта цена является основой расчётно-финансовых результатов для предприятия. В ней обязательно должна быть заложена прибыль предприятия, следовательно, продукция предприятия реализуется по ценам, от уровня которых зависит доход предприятия и доход государства.

В зависимости от того, где реализуется товар, различаются внутренние и экспортные цены. В практике мировой торговли существует понятие множественность цен: когда один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места продажи, времени его продажи, от отношения между продавцом и покупателем. Это вызвано конкуренцией производителей.

Мировая цена образуется путём выравнивания цены на наиболее эффективного производителя.

Наиболее общим выражением цены используемой в международных сделках является понятие мировых цен, под которыми понимаются цены крупных экспортно-импортных производителей. Эти сделки заключаются в центрах мировой торговли. Сделки заключаются на условиях наличного платежа в свободно конвертируемой валюте. Для каждого рынка, товара характера своя цена, которая может быть названа рыночной ценой. Существует понятие внешнеторговой цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг.

Существуют аукционные цены, которые информируют участников рынка о возможностях продажи или покупки товара на аукционе. Биржевые цены содержат информацию о биржевых торгах, информируют о состоянии спроса и предложения на данный товар. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов. Эти контракты регламентируют качество товара, сроки поставок товара. Цены биржевой торговли распространяются на массовое сырье и продовольственные товары (зерно, кофе, цветные металлы, нефть и так далее).

Функции цен.

Функции цен:

1. Учётная функция цены, то есть учёт в бухгалтерских документах, где обязательно учитывается изменение затрат общественного труда.

2. Информационная функция, то есть информация о рынке биржевых и мировых цен.

3. Стимулирование производства, поддержание пропорциональности и регулирование рынка.

4. Перераспределение доходов между отраслями и между предприятиями.

При разработке цен фирма, прежде всего, должна учесть следующие моменты:

1. Определить преследуемые цели:

1.1. Обеспечить выживаемость фирмы, когда на рынке много производителей и имеет место острая конкуренция. В этом случае производителю выгодно установить более низкие цены на свой товар.

1.2. Максимизация текущей прибыли. Фирма проводит оценку спроса и предложения на свой товар, издержек, которые она понесёт в результате производства товара и всё это применительно к разному уровню цен. При этом она выбирает ту цену, которая принесёт максимальную прибыль фирме.

1.3. Завоевание лидерства по качеству продукции. В этом случае на продукцию устанавливается более высокая цена, этой ценой необходимо покрыть дополнительные издержки на соответствующие материалы и опытно-конструкторские работы.

В нефтедобыче цена на нефть не зависит от её качества, она зависит от затрат на добычу, но, в тоже время, существуют надбавки за качество нефтей, которые осуществляются в зависимости от степени очистки нефти.

2. Определить спрос на продукцию, установить зависимость между ценой и объёмом продаж, то есть установить эластичность спроса и цены на товар.

3. Оценить издержки. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить, а минимальная цена при этом определяется издержками фирмы.

4. Фирма должна провести анализ цен и товаров конкурентов. Это является отправной точкой при установлении цены. Кроме этого необходимо установить уровень платёжеспособности покупателя, уровень инфляция и принять во внимание налоговый режим.

5. Провести анализ мировых цен на внутреннем рынке.

На основе всех этих исследований фирма устанавливает свою цену на товар, которая должна устраивать потребителей, дилеров, дистрибьюторов, персонал фирмы и конкурентов.

Порядок ценообразования на нефть и виды цен.

Основные моменты:

1. Определение производственных затрат по добыче нефти, по её транспортировке, переработке, сбыту, оплата организационно-управленческих и маркетинговых услуг.

2. Формирование планово-расчётных цен на нефть на основе планово-оптимизационных расчётов.

3. Формирование системы договорных цен с учётом скидок и надбавок.

4. Анализ планово-расчётных цен и договорных цен реализации и выявление факторов, влияющих на финансовые потоки предприятия.

В системе нефтяных компаний применяются следующие виды цен:

1. Планово-расчётная цена на нефть. Она является внутренней ценой и используется при расчётах в системе акционерных обществ.

2. Договорные цены на нефтепродукты, определяемы на основе планово-расчётных цен.

Франкирование цен.

При установке цены фирма обязательно должна учитывать транспортные расходы от продавца к покупателю и связанные с этим риски гибели и порчи товара, то есть страховые издержки.

Существуют понятия отпускных и заготовительных цен, при этом к слову «цена» добавляется понятие «франко», которое обозначает до какого пункта на пути продвижения товара от производителя к потребителю транспортные расходы включаются в цену на товар. До пункта франко продавец несёт расходы по транспортировке, страхованию и сохранности груза.

Система цен «франко» включает в себя:

1. Франко-склад поставщика.

2. Франко-станция отправления.

3. Франко-вагон станции отправления.

4. Франко-станция назначения.

5. Франко-станция потребителя.

Схема формирования цен «франко».

Виды расходов включаемых в цену продукции:

1. Цена продукции на складе поставщика.

2. Расходы по доставке продукции на станцию отправителя.

3. Расходы по погрузке продукции в вагоны станции отправления.

4. Расходы по транспортировке до станции назначения.

5. Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения.

6. Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя.

- 1 – франко-склад поставщика.

- 1-2 – франко-станция отправителя.

- 1-3 – франко-вагон станция отправления.

- 1-4 – франко-вагон станция назначения.

- 1-5 – франко-станция назначения.

- 1-6 – франко-склад потребителя.

В мировой практике принято 14 базисных условий поставки товара, что, соответствует российским понятиям франко.

Ценообразование в нефтегазовом комплексе.

Основным производителем и поставщиком газа на внешнем и внутреннем рынке является ОАО «Газпром». Это естественный монополист. Цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий разрабатывает Федеральная Энергетическая Компания. Для ОАО «Газпром» ежегодно (или несколько раз в год) Федеральная Энергетическая Компания издаёт постановление «об оптовых ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации», где утверждаются и вводятся в действие оптовые цены на газ, которые установлены на условиях франко-границы раздела газотранспортных и газораспределительных сетей.

Оптовые цены на газ разрабатываются для регионов в зависимости от ценовых поясов. Цена устанавливается с акцизом, но без НДС. Вся территория России поделена на 7 ценовых поясов. Нулевой, первый и второй пояса включают территорию добычи газа – Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Республику Коми, Тюменскую область, Астраханскую область; третий и четвёртый пояса включают в себя Урал и Поволжье; пятый пояс – центральные области, шестой – северный Кавказ, Краснодарский край, Ростовскую и Калининградскую области.

В пределах оптовых цен Федеральная Энергетическая Компания для ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние расчётные цены. В настоящее время обсуждается вопрос о создании общероссийского оптового рынка газа. Этот рынок должен обеспечить равный доступ всех производителей газа к газопроводной сети.

В нефтяной промышленности на сегодняшний день отсутствует внутренний рынок нефти. Нефтяная промышленность принадлежит крупным нефтяным компаниям. Вертикально Интегрированные Нефтяные Компании самостоятельно устанавливают цены на нефть и нефтепродукты. Эти цены относятся к внутренним или трансфертным ценам. Механизм трансфертных цен таков: ВИНК покупают у своих добывающих предприятий нефть по корпоративной цене; приблизительно сорок процентов реализуется на внешнем рынке, оставшаяся часть отправляется на нефтеперерабатывающие заводы. Полученные продукты реализуются на внутреннем и внешнем рынках.

Трансфертная цена устанавливается с целью минимизации налогов, но должна быть не ниже текущих затрат.

Вторым принципом установление цены является планомерное регулирование цен в целях сокращения издержек производства нефтедобычи. До нефтегазодобывающих управлений доводятся плановые закупочные цены со стороны перерабатывающих заводов, в свою очередь НГДУ разрабатывают соответствующие планы сокращения издержек на производстве. В этом случае цена нефти, с которой начисляются налоги, будет ниже рыночной цены, и тем более цены экспортной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: