На основе законов гештальта были выработаны свойства восприятия

Предметность восприятия - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования американских психологов Лешли и Клювера показали, что если научить животное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на белом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треугольник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Сеченов). Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

Целостность восприятия - особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это некоторое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. Нос, например, воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзиях (иллюзия стрелы и др.). Образ восприятия имеет высокую избыточность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуально не воспринимаемых частей объекта.

Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому предмету, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпсихологии. Целостность - не изначально заданное свойство, она формируется в предметной деятельности человека.

Структурность восприятия — расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах воспри нимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (рис. 20). В них фигура и фон могут меняться местами, происходит переструктурирование.

Осмысленность восприятия (категориальность) - осмыслить восприятие - значит осознать предмет, который оно отображает, выявить предметное значение его сенсорных данных, В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению.

Осмысление предмета завершается называнием его словом - понятием, то есть отнесением к определенной группе, классу, категории предметов. Осмысленная информация опознается существенно быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, несколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

Обобщенность восприятия - А.Р. Лурия считал одним из самых важных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совместное отражение единичного и общего. Этому способствует и название предмета, поскольку слово и обобщает.

Избирательность восприятия - из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознан ностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует избирательность восприятия, которая зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его "броскостью", контрастностью и пр. Исследования А.И. Богословского, проведенные во время Отечественной войны, показали, что восприятие форм существенно повышалось, если рассматриваемой фигуре придавалось значение "своего" или "вражеского" самолета.

Константность восприятия (от лат. constants - постоянный) -свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при изменении условий его восприятия (освещенности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаляемся от предметов или приближаемся к ним - они в нашем восприятии не изменяются в размерах. Константность восприятия - это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое время в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (исследования А. Р. Лурия).

Апперцепция (от лат. ad - к и percipio - воспринимаю) - зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний, то есть восприятие - не пассивное снятие копий, слепков с действительности, а активный процесс построения психических моделей действительности, детерминированный всеми сложившимися особенностями личности.

Термин введен немецким философом Г. Лейбницем. Так, опытный психолог заметит больше особенностей воспринимаемой личности, чем не имеющий опыта, в просматриваемом кинофильме каждый человек заметит в большей степени то, что ему интересно и т.д.

Историчность восприятия - включенность восприятия человека в процесс исторического развития его сознания. Восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Так, человеческий слух сформировался в значительной мере благодаря развитию речи и музыки, а зрение - благодаря развитию геометрии и изобразительному искусству. Всякое восприятие фактически является включением воспринятого объекта в определенную систему представлений и понятий, запечатлевшуюся в речи, которая представляет собой продукт общественно-исторического развития.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен восприятия, существующий только в голове человека и не соответствующий какому-либо реальному явлению или объекту. Могут происходить в разных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны:

1) иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Так, белые предметы кажутся больше:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: