Доклад рабочей группы Госсовета не отрицает подавляющей части положений программы правительства. Он лишь уточняет, корректирует некоторые из этих положений. Но при этом он существенно расширяет общий диапазон рассмотрения проблем образования и не менее существенно углубляет само рассмотрение этих проблем.
И здесь начинается сфера принципиальных отличий подходов рабочей группы Госсовета. Ибо предложенный ею доклад выполнен в иной логике, чем документы правительства, в ином формате и, если хотите, в иной идеологии.
Глубинная, коренная особенность образовательной политики состоит в том, что она выстраивается в органичном соединении четырех контекстов, в четырехмерной системе координат - политической, социальной, экономической и собственно образовательной. Только при таком ее построении образовательная политика выходит за ведомственно-отраслевые барьеры и приобретает свой подлинный смысл - как сфера выработки и реализации общенациональных интересов и приоритетов в образовании. Выпадение образовательной политики хотя бы из одного из названных контекстов делает ее в лучшем случае неполноценной и неадекватной, в худшем - ущербной, деформированной.
|
|
Между тем практически все документы правительства, равно как и почти все документы, программы, концепции, связанные с образованием, выпадают из этой четырехмерной системы координат. Они преимущественно одномерны. Программы правительства, например, лежат в основном в плоскости экономической, редко касаясь даже социальной оси. Подготовленная Российской академией образования "Концепция структуры и содержания общего среднего образования " не видит ничего, кроме своей педагогической плоскости, и потому с точки зрения политической, социальной и экономической это попросту пустой звук. Первое принципиальное, сущностное отличие доклада рабочей группы и состоит именно в том, что он попытался целостно осмыслить и охватить задачи образовательной политики на современном этапе, целостно представить саму эту политику - в названном четырехмерном пространстве, не пренебрегая ни одной осью координат. Отсюда его политическое и социальное звучание, чего нет в других документах. Отсюда и честное, прямое политическое заявление о необходимости возвращения государства в образование, что составляет первое, ключевое условие его модернизации. Отсюда, в частности, и политический ход на придание государственного статуса муниципальной общеобразовательной школе - как опять же политическое признание издержек "детской болезни" ранней муниципализации образования.
Второе - не менее, если не более важное отличие - это взгляд рабочей группы Госсовета на образование не с сугубо технократически-экономических позиций, что отличает основную часть правительственных документов последних лет, а со стороны его объемных, глубинных гуманитарных смыслов. Это и есть та иная идеология доклада рабочей группы, о чем упоминалось ранее. Отсюда появление в этом докладе таких отсутствующих в правительственных документах фундаментальных социально-гуманитарных проблем, как "образование и здоровье", "охрана детства", "социальный статус педагогических кадров" и др.
|
|
Третье существенное отличие доклада рабочей группы состоит в выборе иного, чем у правительства, диапазона рассмотрения проблем образования. Доклад не узко ситуативен и не ограничен рамками текущих задач. Он ставит эти задачи в контекст мировых тенденций развития образования, опыта изменений в российском образовании последнего десятилетия, анализа нынешнего состояния образовательной системы и тех новых социальных требований, которые предъявляются ей на современном этапе развития страны. Отсюда принципиально иная панорама развития образования, принципиально иное видение многих текущих задач.
Наконец, четвертое принципиальное отличие состоит в иной методологии построения самого доклада рабочей группы Госсовета, в ином способе его конструирования. В отличие от большей части правительственных программ, в частности от Федеральной программы развития образования или упомянутой последней, июльской "среднесрочной программы", где обычно идет инвентарное перечисление проблем, где, по признанию самих высокопоставленных правительственных чиновников, "мозаика не складывается в целостную картину", доклад рабочей группы Госсовета имеет отчетливо выраженный системный характер. В нем предпринята попытка выстроить самые разнообразные проблемы образования в единый, логически осмысленный комплекс, тесно увязать стабилизационные и модернизационные задачи в образовании, рассмотреть эти задачи в органичной взаимосвязи с реформами в других сферах российской жизни, в частности под углом зрения обеспечения их необходимым кадровым ресурсом. Отсюда достаточно жесткая логика рассмотрения проблем, четкое выделение основных задач и приоритетов, чего, увы, нет в образовательных программах правительства.
ВЫВОД
Если попытаться отделить программную часть модернизационных начинаний правительства в сфере образования от их реализационной части, проводимой образовательным ведомством, и сделать первую предметом особого рассмотрения, то тогда можно будет увидеть как сходство, так и различия программных положений правительства и рабочей группы Госсовета в области модернизации образования. Причем различия - как в общих подходах, так и в конкретных планируемых шагах и мерах. Это сравнение достаточно легко сделать, поскольку уже в самом конце деятельности рабочей группы Госсовета правительство выпустило распоряжение N 901-р от 10 июля с.г. "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)". В этой программе есть раздел "Политика в сфере образования". Данный раздел программы, вкупе с прочими документами правительства, имеющими отношение к модернизации образования, и дает обширный материал для сравнения. Можно только приветствовать эту синхронную работу правительства и Госсовета на благо образования. И, несомненно, эта синхронность имеет большой смысл.