Рыночная власть фирмы в концепции «структура – поведение – результат»

Структура отрасли зависит от таких фундаментальных условий, как технология и спрос на продукт. Например, для отрасли, в которой технологические условия определяют снижение средних издержек производства по мере того, как увеличивается выпуск, будет характерно преобладание только одной фирмы или, возможно, меньшего числа фирм. Эта фирма, максимизируя прибыль, будет использовать методы монопольного ценообразования.

Рыночная цена, в свою очередь, будет тем выше, чем менее эластичен отраслевой спрос. Исследования, которые ведутся в рамках этой парадигмы, ставят своей целью проверить, действительно ли определенные характеристики отраслей (например, небольшое число продавцов), оказывают устойчивое влияние на конкурентные стратегии, положение фирм и покупателей на соответствующих рынках (например, высокие цены).

Исследования в области микроэкономики подтверждают наличие прямых связей в рамках парадигмы, например, влияние структуры рынка на эффективность его функционирования. Например, структура рынка совершенной конкуренции определяет, что цена установится на уровне предельных издержек, неэффективно работающие фирмы будут вытеснены с рынка, а экономическая прибыль в долгосрочном периоде будет равна нулю.

С другой стороны, структура рынка в условиях монополии позволяет устанавливать цену выше предельных издержек, неэффективно работающие фирмы могут не уходить с рынка и получать положительную экономическую прибыль. Методология системного подхода на основе парадигмы преобладала в исследованиях по экономике отраслевых рынков после второй мировой войны более четверти века. Исследователи пытались объяснить, до какой степени отрасли приближаются к «идеалу» (совершенной конкуренции) в терминах рыночных характеристик и поведения фирм.

Анализ парадигмы предполагает фундаментальное положение о том, что общество ждет от производителей товаров и услуг, прежде всего хорошего функционирования. Понятие эффективной результативности многомерно. Результативность предполагает достижение следующих целей:

1. Решения о том, что, сколько и как производить, должны быть эффективны в двух отношениях: ограниченные ресурсы не должны расточаться, решения, что и сколько производить, должны соответствовать количественно и качественно требованиям потребителей.

2. Деятельность производителей должна быть прогрессивной, они должны использовать преимущества науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей новыми наилучшими продуктами. При этом также должен поддерживаться долгосрочный рост реальных доходов на душу населения.

3. Деятельность производителей должна способствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых. Либо, по крайней мере, не препятствовать использованию для этих целей макроэкономических инструментов.

4. Распределение дохода должно быть справедливым. Справедливость чрезвычайно трудно определить. Но она предполагает по крайней мере, что производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по предоставленным услугам. С этой целью связано желание обеспечить разумную стабильность цен, так как неуправляемая инфляция искажает распределение дохода.

Таким образом, эффективная результативность отрасли означает наиболее полное максимальное достижение всех четырех целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: