Понятие о восприятии

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах,качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, ит.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Онопредполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями,но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенныхотношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит отсвязей и отношений между качествами и свойствами, различными частями,входящими в состав предмета или явления.«Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явленийдействительности в совокупности их различных свойств и частей принепосредственном воздействии на их органы чувств». (17, стр.42)Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различие,идентификация и опознание.Обнаружение - исходная форма развития любого сенсорного процесса. На этойстадии субъект может лишь на простой вопрос, есть ли стимул.Различие - собственно восприятие. Конечный результат – формированиеперцептивного образа эталона. Когда прецептивный образ сформирован, возможноосуществление опознавательного действия. Для опознавания обязательнысличение и идентификация.Идентификация - есть отожествление непосредственно воспринимаемого объекта собразом, хранящимся в памяти, или отожествление двух одновременновоспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесениеобъекта к определенному классу объектов, воспринимающихся ранее) и извлечениесоответствующего эталона из памяти.В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельностьличности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) ипреднамеренное (произвольное). (5, 11, 16)Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающихпредметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметовинтересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленнойцели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называетсянепроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговорылюдей, видим витрины магазинов и т.д. (11)Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - восприниматьтот или иной объект и явление, ознакомиться с ним. Так \, например,преднамеренным восприятие будет рассматривание электрической схемы изучаемоймашины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно можетбыть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнениеучебного задания и т.п.), но может выступать как самостоятельная деятельность– наблюдение. (11)Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляетсяс определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являютсяясность задачи наблюдателя планомерность и системность ведения. (4, 9)Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у него развиваетсятакое свойство личности, как наблюдательность.«Наблюдательность – это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в нихмало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно илихарактерно с какой-либо точки зрения». (14, стр. 214, 9) Она приобретается впроцессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитиемпрофессиональных интересов личности. Основные свойства восприятия. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, взависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимостьвосприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей еголичности носит название апперцепции. (4)Свойства восприятия:1. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однакоспособность целостного зрительного восприятия предметов не являетсяврожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которыеослепли в младенчестве, и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первыедни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатыеочертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения,но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, черезнесколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но онооставалось ограниченно тем, что они узнали ранее путем осязания. Такимобразом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие –система перцептивных действий, которыми надо овладеть. (13, 14, 15, 16)2. Константность восприятия – благодаря ей, мы воспринимаем окружающиепредметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.Источником константности восприятия являются активные действия перцептивнойсистемы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Константностьвосприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. (3) Нарушениеконстантности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомуюситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного зданиявниз, то автомобили и пешеходы им кажутся маленькими; в то же времястроители, работающие постоянно на высоте говорят, что они видят объекты,расположенные визу, без искажений их размеров. (13, 14, 15, 16)3. Структурность восприятия – Восприятие не является простой суммыощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущенийобобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельныезвуки, а мелодию. (13, 14, 15, 16)4. Осмысленность восприятия – Восприятие тесно связанные с мышлением спонимаем сущности предметов. Хотя восприятие возникает при непосредственномдействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеютопределенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образомсвязано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается втом, что осознательно воспринимать предмет это значит мысленно назвать его,т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определеннымсловом. Даже при видении знакомого предмета мы пытаемся установить в немсходство с другими предметами. Следовательно, восприятие представляет собойпостоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных (13, 14, 15, 16,)5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделенииодних объектов по сравнения с другими. Оно заключается в том, что в любоймомент времени мы воспринимает только один предмет или конкретную группупредметов, как в то время остальные объекты реального мира являются фономнашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Например, человекслушает лекцию или читайте книгу и совсем не обращайте внимания на то, чтопроисходит у него за спиной. Он воспринимает или речь лектора, или текстовоесодержание книги, поскольку его восприятие направленное именно на это, но такбыло до тех пор, пока ему об этом не сказали. Сказав о том, что он необращает внимания на то, что происходит у него за спиной, мы перенаправилиего внимание на другой пространственный участок, и он стал воспринимать тепредметы, которые находятся вокруг него, в том числе и за его спиной, т.е. тепредметы, которые минуту назад небыли представлены в его сознании. (13, 14,15, 16) 1.2. Основные виды восприятия Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколькоподходов к классификации восприятия. (см. рис. 1) В основе одной изклассификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия ванализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какойанализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль,различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное ивкусовое восприятие. Зрительное восприятие. «Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупностьпроцессов построения зрительного образа окружающего мира», (9, стр. 135) наоснове информации, получаемой с помощью зрительной системы. (4)Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое можетсводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, илисобственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серогоравного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеютврожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровнеподкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являютсямеханизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходитинтеграция соответствующей информации о пространстве полученной также отслуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов.Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов.(4, 9)Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых,это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловленометодологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с нейособенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальноестимулирование, как правило, четко определяется и может быть точнопроконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причиназаключается в огромной важности и функциональной значимости зрительнойсистемы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оноявляется источником критически важных знаний о предметах и событиях средыобитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма итекстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, атакже информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды междусобой. (18, 4)Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой.На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальнойинформации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческомуровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказанаситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорнойсистемой. (4, 18)Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов остоль сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что длявыживания человека зрение имеет решающее значение.Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известнобольше, чем о любой другой сенсорной системе. Слуховое восприятие. «Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способностьвоспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощислухового анализатора». (9, стр. 333, 4) Отражение процессов окружающего мирав слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можновыделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностьюзвукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, которыйсоответствует структуре звукового спектра. Возможности слухового восприятияограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которыежизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтомунекоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаютсяза рамками человеческого слуха. (4)По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и междувзаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двумсенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух – уникальный источникжизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близостиот нас, а аудиальная система – одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятиюзвуковых сигналов». (18, стр. 491)Эволюция уникального голосового аппарата человека и большого, имеющегосложную структуру мозга создала основу для возникновения единственной в своемроде формы звуковой коммуникации с использованием языка. Осязательное восприятие. «Осязание – один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальнойинформации, но, прежде всего тактильной». (4, стр. 361)Осязание – один из важнейших источников наших знаний о пространстве имеханических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия.Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различныхучастков варьируют в широких пределах. (4, 9)Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав,как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические)компоненты.К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым –собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те видыглубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в составпроприоцептивных ощущений.Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей,и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает внепосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов иповерхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мыощущаем тепло и холод и испытываем боль. Однако кожная чувствительность неограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь кповерхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения,определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть,влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку,зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать теиз них, которые представляют собой трехмерные фигуры. (18) Обонятельное восприятие. «Обоняние – вид химической чувствительности (хеморецепции), способностьощущать и различать пахучие вещества как запахи». (9, стр. 240)Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигаютрецепторов при вдыхании через нос или полость рта.В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторыслизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества,раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными вотличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы. Спектрвоспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попытоксистематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов(ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычноизмеряют по условной девятибалльной шкале. (4)Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечениеживотных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как нарасстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низшихживотных обоняние – жизненно важное условие эффективного взаимодействия сокружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие,жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многихдругих биологических видов, во всяком случае, само выживание человека какбиологического вида, от нее не зависит.Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизничеловека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознаетнесвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторыхслучаях является и источником эстетического наслаждения. (18) Вкусовое восприятие. «Вкус – восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, ввиде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и ихкомбинаций)». (4, стр. 73)Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мыспособны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четырепервичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложныхвкусовых ощущений.При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст(После соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителямидля вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкуспредставляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкуса вызываютвещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельностьвкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействиявкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. (4, 9)Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторовхимическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениямиявляются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы,посылаемые химическими веществами, - это источники жизненно важнойинформации. Чувствительность к химическим веществам, присутствующим вестественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку онивынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них. (18)Основой другого типа классификации видов восприятия является формасуществования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этойклассификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения ивосприятие времени. (14) Классификация основных видов восприятия
 
 
«Рис. 1 Классификация основных видов восприятия». (14, стр. 212) 1.3. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА Восприятие пространства включает восприятие расстояния или отдаления, вкотором предметы расположены от нас или друг от друга, направления, в которомони находятся, величины и формы предметов. В истории науки имеется конкретная проблема исследования, которая являетсяносительницей основной принципиальной проблематики данной науки. Такойпроблемой на рубеже прошлого и настоящего столетия была в психологиипроблема пространства. Все крупные психологи предшествующего поколенияуделяли ей особое внимание и делились в зависимости от различных исходныхпозиций, выявляющихся преимущественно на этой проблеме, на нативистов игенетистов.«Основной тезис нативизма гласит: восприятие пространства «врождено». Имелосьпри этом в виду врожденные с ней идеи в пространстве в духе априоризма, ааппаратов для его восприятия. По существу утверждалось, что пространствоимеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию,характер.Основное положение генетистов утверждает: восприятие пространства и вособенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личногоопыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное,получающееся в результате если не ассоциации, то слияния непространственныхэлементов – ощущений, в результате постепенно развивающегося истолкованиясенсорных локальных знаков». (16, стр. 240)Экспериментальный материал не давал однозначного ответа на вопрос, потому чтосам вопрос был не однозначно поставлен. Ни одна из борющихся сторон неотдавала себе отсчета в том, что восприятие пространства является сложнымобразованием, в котором в тесном единстве сплетаются разнородные компоненты.В нем нужно различать протяженность и собственно пространство. Протяженность– это внеположность, экстенсивность, которая, также как интенсивностьощущений, дана непосредственно, первично, вместе с их чувственными качествамии только по мере того как в моем восприятия отражаются положении,направление, расстояние, величина, форма, определяемые сложной системойпространственных отношений, а не одна лишь недифференцированнаявнеположность, у меня формируется подлинное восприятия пространства. Такоевосприятие пространства, включающего в себя осознание более или менее сложнойсистемой отношений, отражающих соотношения вещей в реальном пространстве,конечно, не является первичной чувственной данностью. Оно - продуктзначительно развития. (14, 15, 16)В восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различныеощущения, в частности осязательные, кинестетические. Но человек – существо попреимуществу оптическое, ориентируется в пространстве главным образом наоснове зрительных данных; восприятие пространства является у него попреимуществу функцией зрения. В зрительном восприятии пространствасущественную роль играют, прежде всего, своеобразные глубинные ощущения,возникающие в результате раздражения не вполне соответствующих точексетчатых оболочек обоих глаз, получающие одинаковые раздражения от равноудаленных от наблюдателя точек пространства. (15)Соответствующими, или корреспондирующими, точками называются все точки насетчатой оболочки обоих глаз, лежащие в одном и том же направлении и на одноми том же расстоянии от центральных ямок.При восприятии обоими глазами двух равноудаленных от зрителя точек полезрения одного глаза как бы накладывается на поле зрения другого глаза,вследствие чего воспринимаемые изображения на сетчатой оболочке глаза недвоятся. Совокупность точек пространства, дающих изображения накорреспондирующих точках сетчатых оболочек обоих глаз, носит названиегороптера. Для каждого положения зрительных осей имеется свой гороптер.(15,16)Если раздражаются не соответствующие или диспаратные, точки сетчатых оболочекобоих глаз, то наблюдатель видит не одну, а две точки. При рассмотрении двухточек в пространстве может быть три случая.Первый случай: Обе точки находятся на равном расстоянии от глаз наблюдателя.В этом случае обе точки раздражают соответствующие точки на сетчатые оболочкикаждого из глаз наблюдателя: при этом не возникает ни двоения, ни глубинныхощущений.Второй случай: одна из точек отделена от другой на такое расстояние, что онираздражают диспаратные, или не соответствующие, точки сетчатых оболочек обоихглаз. В этом случае одна из точек, а иногда и обе двоятся.Третий случай: Обе точки (или одна из них) раздражают не вполнесоответствующие точки сетчатых оболочек обоих глаз. В этом случаи возникаетощущение глубины, благодаря которому одна из точек воспринимается какнаходящаяся ближе, а другая - как находящаяся далее.Ощущение глубинности возникает в том случае, когда раздражаются несоответствующие точки на сетчатых оболочках глаза и не диспаратные точки, аточки не вполне соответствующие.Помимо специфических ощущений, возникающих при раздражении не вполнесоответствующих точек, восприятию глубины или расстояния содействует такжеконвергенция, т.е. сведение глаз, совершающиеся так, чтобы изображениефиксируемого объекта в обоих глазах падало в поле наиболее ясного видения.Поэтому те ощущения, которые доставляет сокращение мышц, ее осуществляющих,могут, присоединяясь к глубинным ощущениям, входить в чувственную основувосприятия глубинного пространства. Они составляют ее проприоцептивныйкомпонент.Некоторую роль в восприятии расстояния может играть и тесно связанная сконвергенцией аккомодация. Сколько - нибудь значительную роль аккомодацияиграет, однако, лишь при монокулярном восприятии глубины (преимущественно принебольших расстояниях в 2-5 метров). (4, 15, 16)Однако при таком – монокулярном – восприятии глубины оценки получаются менееточными. Монокулярное восприятие глубины пространства основывается навторичных, вспомогательных признаках.О расстоянии можно косвенно судить так же по перспективному смещению всехточек видимых нами объектов при движении головы, поскольку, чем ближе объект,тем больше это смещение, и чем дальше объект, тем смещение меньше. Дляопределения удаленности освещенного объекта может в качестве вспомогательногофактора служить оценка освещенности объекта в зависимости от положенияисточника света.Относительная удаленность объектов друг от друга определяется теми жепризнаками.Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его отображенияна сетчатой оболочке глаза и положением нашего тела, головы и глаз поотношению к окружающим объектам. Вертикальное положение нашего тела поотношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом дляопределения направления, в котором человек распознает окружающие егопредметы.«Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективныесвойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственныеи мыслительные компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении».(16, стр. 245) 1.4. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие движения – это очень сложный процесс, природа которого еще невполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мывоспринимаем его движения вследствие того, что он выходит из области наилучшеговидения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновьфиксировать на нем глаз. Смещение же точки по отношению положения нашего телауказывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятиедвижения в глубину пространства, которая экспериментально еще почти неисследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точекна сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятиидвижения играет движение глаз, которое приходиться производить, что бы следитьза движущими предметами. Однако восприятие движения не может быть объясненотолько движением глаз: мы воспринимаем одновременно в двух взаимнопротивоположных направления, хотя глаз, очевидно, не может двигатьсяодновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движенияможет возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшиевременные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящихопределенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Эта так называемыйстробоскопический эффект. (15, 16, 18) В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенныепризнаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатлениедвижения может вызвать необычные для покоящегося тела положение частейфигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшиеся рука, согнутыеверхушки деревьев и т.п.).К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении,принадлежит наклонное положение, особенно привлекавшие внимания художников.Франкетти отмечает эффект, который дают наклонные линии в сочетании с ясновыраженной горизонтальностью и вертикальностью. Меньшая отчетливостьочертаний движущегося предмета и множество других косвенных признаков служатв естественных условиях для распознания движения. Осмысливание ситуации,совершающиеся на основе косвенных признаков, несомненно, играет в восприятиидвижения значительную роль. Однако нельзя все же толковать восприятиедвижения как лежащий за пределами собственно восприятия чистоинтеллектуальный процесс (подсознательное «умозаключение»): впечатлениедвижения может возникнуть у нас тогда, когда мы знаем, что движение на самомделе нет. Мы, таким образом, можем не только умозаключать о движении, но ивоспринимать движение.Теория движения разбиваются в основном на две группы. Первая группа теорийвыводит восприятия движения из элементарных, следующих друг за другомзрительных ощущений отдельных точек, через которое проходит движение, иутверждает, что восприятие движения вследствие слияния этих элементарныхзрительных ощущений (В.Вундт).Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическоекачество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этойтеории говорят, что, подобно тому как, например, мелодия является не простойсуммы звуков, а отличным от них качественным специфическим целым, так ивосприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятиеэлементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теориягештальтпсихологии. Ее разрабатывал главным образом М. Вертхаймер.Восприятие движения является, по Вертхаймеру, специфическим переживанием,отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются двапоследовательных восприятия объекта в различных положениях, А и Б, топереживание движения не складывается из этих двух ощущений, но их соединяет,находясь между ними. Это переживание движения Вертхаймер называет «фи -феномен», оно не есть результат движения глаз или последовательных образом нацентральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие движения. (16)Согласно точке зрения Вертхаймера, восприятие движения может возникать дажебез восприятия предмета, который движется. Физиологическим субстратом «Фи-феномена» является «короткое замыкание» воли возбуждения в коре головногомозга, которая возникает вследствие первого и второго раздражения.С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ повосприятию движения. К. Дункер поставил перед собой такой вопрос: в силу,каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зренияодни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие неподвижными?По Дункеру, движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуетсяна некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигуравоспринимается. Э. Оппенгеймер показал, что из двух предметов движущимсяобычно, кажется меньший. Движущимся кажется, так же, тот предмет, который втечение опыта претерпевает наибольшее количественные или качественныеизменения («принцип изменчивости»). Эксперименты К. Дункера и Э.Оппенгеймера, свидетельствуют, вопреки установкам этих экспериментаторов,вовсе не в пользу гештальтистских концепций; восприятие движения фигуры нафоне, а не фона на фигуре возникает так же на основе прошлого опыта, а несилу каких – то формальных структурных закономерностей. Так же на основеопыта складывается представление о том, что обычно движется меньшая фигура набольшем фоне, а не большая на меньшем и что движущаяся фигура чащеизменяется, чем фон, который обычно остается неизменным. (16)Таким образом, эти эксперименты представителей гештальтпсихологии выходит запределы их собственных формалистических построений. 1.5. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается,как показал ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человекаона превращается в очень сложный процесс восприятия времени.«В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основунепосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральнойчувствительностью, 2) собственно восприятия времени, развивающееся на этойчувственной органической основе. Подобно тому, как отношение пространства мыразличаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношениивремени нужно таким образом различать два понятия – длительность и собственновремя, но с тем, чтобы, различая, связывать их в единое целое.В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временнойдлительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так идругое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, иопосредованные компоненты». (16, стр. 250)У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство»времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностьюосновных процессов в органической жизни – пульса, дыхания и т.д. Значительнуюроль в «чувстве», или ощущении времени играют, по – видимому, необратимыехимические реакции в нервной системе. (7, 16)Как ни бесспорно зависимость непосредственной оценки времени от целого рядафизиологических «висцеральных» факторов нельзя все же, как это делаютнекоторые авторы, видеть во времени лишь «висцеральную чувствительность».Восприятие времени обусловлено не только ей, но в не меньшей мере и темсодержанием, которое его заполняет и расчленяет: время не отделимо отреальных, во времени протекающих процессов. (7)Наибольшие промежутки времени, по их истечении обычно, как показали опытыряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие -недооцениваются. Эти данные можно обобщить в закон заполненного временногоотрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалыявляется отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот законопределяет закономерность отклонения психологического времени воспоминанияпрошлого от объективного времени.Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Еслипрошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно былобогаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношениитекущего времени на оборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее еготечение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чембогаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, темменьше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненноговременного отрезка на два противоположных по своему содержанию положениясказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлоеобъективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в немвнеположны; они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его дляпереживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку онопереживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одноединство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку,поскольку оно переживается как настоящее. При не заполнении же переживаемоговремени в переживании обычно создается томительное напряжение, так чтовнимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате какбы удлиняется. (16, 18)По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка набудущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемуюдлительность. Время ожидания желательного события в непосредственномпереживании томительно удлиняется, нежелательного – мучительно сокращается. Впервом случае время ни когда не течет достаточно быстро, во втором – оновсегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется отобъективного времени в сторону, обратную господствующей у субъектанаправленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характеромпереживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированнойоценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями сположительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненноесобытиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можемвернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можемвернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка илиоднозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагаетраскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причиннойзависимости мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективнойпоследовательности событий. Помимо установления порядка илипоследовательности предшествующего и последующего, временная локализациявключает определение величины интервалов, их отделяющих. (16)«Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общимнедифференцированным не столько знанием, сколько «чувством» того, что данноесобытие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо.Более точная временная локализация переживаемого предполагает умениеоперировать соотношениями временных величин». (16, стр. 252)Поскольку время - направленная величина (вектор), однозначное егоопределение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута,час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, откоторой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. Впространстве все точки равны. Во времени должна быть одна привилегированнаяточка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это«теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующеебудущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от неговзор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишьчерез свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняетсядиалектикой всех временных определений, связанных с текучестью времени.Полное разрешение трудностей, связанных с текучей диалектикой временныхопределений, требует принятие одной общей системой координат с постояннойточкой, от которой и ведется отсчет посредством постоянных общих единицсчисления (год, месяц, день). Это исходная общая точка отсчета может бытьфиксировано лишь за пределами субъективного, личного переживания, висторическом процессе определенным историческим событием от которого иведется время исчисления (такой то год нашей эры – на 20 году октябрьскойсоциалистической революции). Время жизни объективно определяется лишь каквремя истории. Лишь на основе исторически определенной системы исчислениявремени можно соотносить временные показания различных наблюдателей,свободно переходя с одной точки зрения на другую, устанавливать однозначноесоответствие все датировок.Настоящее – отправная точка, из которой определяется и прошлое, и будущее –не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда некоторымвременным интервалом. (16, 18)Верхняя граница психологически настоящего времени, заполненного лишьпростыми, между собой не связанными чувственными раздражителями, оченьограничена; максимальные размеры интервалов, отмечаемых, например, ударамимолотка, которые мы воспринимаем и непосредственно сравниваем между собой,равна примерно 5 с. Сравнение интервалов большей длительности требует ужесчета и опосредованных приемов. При соответствующем обычным условиям реальнойжизни заполнении нашего времени содержанием, компактно связанным в обширныецелые, грани настоящего заметно расширяются. ВЫВОДЫ 1. Восприятие является результатом психологических процессов, вкоторых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст,субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. В соответствиис различиями между ощущением и восприятием наши глаза могут вначалезафиксировать ряд быстро сменяющих друг друга на телевизионном экранецветных изображений (это и есть работа ощущения), но то, что мы видим наэкране или воспринимаем благодаря ему, представляет собой изображениезрительных событий, в которых люди и предметы осмысленно взаимодействуютмежду собой в пространстве. Точно также типичный внешний звуковойраздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определеннымобразом, создавая мгновенно узнаваемую его особенность, в частностигромкость, но мы слышим или воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно,восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление информации,поступающей от сенсорных систем. Иными словами, восприятие представляет собойрезультат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах исобытиях физического мира.2. Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов.Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видахвосприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, вкотором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично вслуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор.Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно оникомбинируются и возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие ученикомтекста на уроке включает зрительное,слуховое и кинестетическое восприятие.3. Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложномумеханизму, природа которого еще не вполне выяснена. Особенность данноговопроса заключается в том, что восприятие движения не может быть объясненотолько движением глаз. Также может возникнуть ощущение движения приотсутствии его в реальности, например стробоскопический эффект, Фи-феномен.Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мывоспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явлениесуществует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам,равно как временные особенности характерны для каждого явления или события.Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздоменьше, чем вопрос о восприятии движения и пространства. Сложность изученияданного вопроса заключается в том, что время не воспринимается нами какявление материального мира.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: