Футурологические концепции

В конце 60-х гг. XX в. этот термин вообще вышел из научного оборота.

С 70-х гг. XX в. термин «футурология» используется как образный синоним понятия «исследование будущего». В 60-е гг. XX в. в футурологических исследованиях преобладало технократическое направление, сторонники которого видели в развитии науки и техники главное средство решения всех социальных проблем. Они выдвинули концепцию постиндустриального общества. Ее главным разработчиком был американский социолог Д. Белл (р. 1919 г.). Он утверждал, что история человечества – это последовательный процесс смены трех фаз цивилизационной организации общества.

1. Традиционное общество основано на сельском хозяйстве, характеризуется консервативной социальной структурой, авторитарными формами культуры.

2. Индустриальное общество, основанное на машинной индустрии, характеризуются урбанизацией, либерально-демократическими институтами власти и плюрализмом в культуре.

3. Постиндустриальное общество, для которого характерны следующие направления социальной трансформации:

- переориентация экономики от товаропроизводства к сервису;

- преобладание интеллектуальных технологий;

- замена классовой дифференциации общества дифференциацией профессионалов;

- замена конфликта между трудом и капиталом конфликтом между профессионализмом и некомпетентностью;

- выдвижение на первый план феномена знаний;

- реорганизация культурной среды, формальной стороной которой является компьютеризация, а внутренней – содержательная ориентация на интеллектуальные приоритеты.

На основе концепции Д. Белла сформировались две основные модели исследований постиндустриального общества: европейская и американская. Первая отличается высоким теоретическим уровнем и повышенным вниманием к социокультурной проблематике. Вторая концентрирует внимание на прикладных исследованиях и создании сценариев развития власти, семьи, войны и т.д. Сферой пересечения интересов этих моделей является экологическая проблематика, которая признается главным приоритетом социальной стратегии.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. экологические проблемы стали главными в футурологии. Ведущей организацией, которая занимается их разработкой, является «Римский клуб» – влиятельное, неправительственное, международное объединение наиболее авторитетных ученых и общественных деятелей. «Римский клуб» видит свою задачу в выработке рекомендаций, призванных гармонизировать социальные отношения в мире. В 1972 г. им была выдвинута концепция «нулевого роста». Она предлагала отказаться от дальнейшего развития науки и техники и сосредоточиться на совершенствовании уже существующих технологий. Ее утопичность сразу стала предметом общей критики. В связи с этим была предложена концепция «органического роста», в соответствии с которой развитым странам предлагалось заморозить свои научно-технические разработки и обеспечить «подтягивание» развивающихся стран до уровня экономических лидеров. Однако и эта концепция была признана несостоятельной. На рубеже 70-80-х гг. XX в. возникла концепция «неограниченного роста». Ее суть состоит в том, что научно-технический прогресс способен решить проблему человечества, а его издержки временны и преходящи.

Таким образом, при оценке перспектив развития человечества происходит острая борьба «оптимистического» и «пессимистического» направлений. Будущее человечества зависит от того, насколько удастся наполнить научно-техническую революцию гуманистическим содержанием и преодолеть ее негативные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: