Внешняя политика. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии

. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения

. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.

К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи.

Противоречия внешнеполитического курса.

. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств.

В октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии

В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

Во внешних отношениях Хрущев продолжал проявлять традиционную большевистскую политику. Прикрываясь красивыми словами о мире и возможности и желательности мирного сосуществования государств с различными идеологиями, он прилагал все усилия к разжиганию коммунистических движений в Афганистане, Индии, Индонезии, Ираке, Бирме, Камбодже, Цейлоне, Эфиопии и в других недоразвитых странах, и к созданию конфликтов в Берлине, искусно играя на страстном стремлении народов к миру и их боязни атомной войны.

Когда, согласно изданной в 1949 г. конституции ФРГ, Западный Берлин был объявлен частью ФРГ, советское и восточно-германское правительства отказались это признать, считая этот акт юридически необоснованным. В 1957 г. они стали требовать, чтобы этой части Берлина был предоставлен статус вольного города. В 1958 г. Хрущев создал новый кризис.

10 ноября, заявив, что присутствие в Берлине войск западных союзников ничем не оправдано, потребовал их вывода с территории Германии, выхода ФРГ из НАТО и, что в будущем ФРГ должна строить свои отношения с социалистическими странами на основе принципа мирного сосуществования.

В случае непринятия его требований, Хрущев угрожал, что СССР покинет контрольные органы Берлина, предоставив западным силам общаться непосредственно с восточногерманским правительством (которое не было признано ни западногерманским правительством, ни западными союзниками).

Западные державы отклонили проект Хрущева. В противовес ему они выдвинули т. наз. “комплексный план”, который предвидел одновременно урегулирование мирных отношений с Германией и разоружение и объединение Германии. Понимая, что такое решение вопроса грозит ликвидацией социалистического строя ГДР, Хрущев отказался дать на него свое согласие.

Положение становилось все более критическим и предвещало серьезные неприятности. Чтобы предотвратить их, английский премьер-министр Макмиллан отправился в Москву. Затем поехал туда вице-президент США Р. Никсон и пригласил Хрущева на свидание с президентом США Эйзенхауэром.

Переговоры глав двух государств в США происходили в дружественной атмосфере, и Эйзенхауэр согласился на созыв международной конференции на высшем уровне в Париже. В январе 1960 г. США объявили, что Эйзенхауэр в июне посетит СССР, чтобы подготовить психологическую атмосферу для грядущих переговоров. Чтобы показать свое миролюбие Хрущев провел закон о сокращении вооруженных сил СССР на 1.200.000 человек. Но 1 мая произошло событие, изменившее и осложнившее взаимоотношения США и СССР.

Над советской территорией был сбит американский разведывательный самолет U-2. Спустившийся на парашюте летчик был арестован, обвинен в шпионаже и осужден на 10 лет тюремного заключения (в 1962 г. он был обменен на советского шпиона).

Воспользовавшись этим случаем, Хрущев выступил с резкой критикой и обвинениями США, в результате чего была сорвана работа парижской конференции. Холодная война продолжалась.

Оказание помощи советами Фидель-Кастровской Кубе еще больше ухудшило совето-американские отношения. Осенью 1960 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке между западными странами и СССР произошел ряд столкновений.

Смена в этом году президента США вселила надежду на улучшение международного положения. Новый президент Джон Кеннеди был ставленником демократической партии, которая всегда была более склонной к сотрудничеству с СССР, чем республиканская, к которой принадлежал Эйзенхауэр.

Неудачная попытка Кеннеди в апреле 1961 г., силами антикастровских эмигрантов, захватить Кубу была истолкована Москвой как наивность и любительский подход его к делу.

Поэтому Хрущев решил, что ему будет нетрудно уговорить Кеннеди принять его требования. Однако, при встрече с Кеннеди в июне 1961 г. Хрущева постигло разочарование, - Кеннеди оказался человеком твердым и решительным. Никакого соглашения достигнуто не было.

В августе Хрущев поручил лидеру восточно-германской коммунистической партии Ульбрехту воздвигнуть стену между Восточным и Западным Берлином. Это на Западе вызвало взрыв возмущения, но, вследствие несогласованности в политике западных держав, никакого противодействия этому позорному акту не было оказано.

1962год - недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В годы правления Хрущева связь между СССР и Кубой все возрастала. Кроме политической и экономической помощи Советский союз стал оказывать Кубе и помощь военную. Туда были посланы военные и технические советники, а также различного вида оружие, среди которого были и ракеты, способные нанести удар большой части США.

Когда американская разведка доложила об этом Кеннеди, он проявил твердость и решительность - приказал военному флоту и авиации не допустить выгрузки ракет на Кубе, а от кубинского правительства, в ультимативной форме, потребовал демонтажа уже находившихся там ракет, и отсылки их в СССР.

Хрущев оказался достаточно благоразумным. Он согласился на американское требование.

. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: