Чем можно занять детей во время похода:
Во время дороги можно:
Ø Петь песни
Ø Играть в игры, которые не мешают движению в колонне (например: «контакт»)
Во время стоянки можно провести:
- Конкурс бивуаков (каждая группа оформляет место своей стоянки);
- Конкурс инсценированной песни (группа инсценирует песню, исполняемую под гитару);
- Экологическую, туристическую тропу (ребята проходят тропу, выполняя различные задания).
Что нужно помнить во время похода:
1. Есть инструктор похода, который знает маршрут, программу, отвечает за выполнение техники безопасности. Вожатый на время похода исполняет все требования инструктора и не принимает самовольных решений.
2. Поход – достаточно опасное дело, поэтому бдительность вожатого должна быть повышена и распространяться на всех детей в отряде.
3. Обувь и одежда должны быть удобными.
4. Состояние здоровья каждого ребенка должно быть проверено перед выходом из лагеря.
5. Все травмоопасные мероприятия (разведение и тушение костра, кипячение воды и приготовление пищи, разлив чая, рубка дров и т.д.) осуществляется только вожатым или инструктором.
6. Творческая и досуговая программа похода должна быть четко спланирована.
7. Поход по лесу требует периодической проверки детей на клещей.
Возможные этапы туристской тропы:
- «Сбор рюкзака».
- «Разведение костра».
- «Болото» – перейти всем отрядом по жердям через воображаемое болото.
- Интеллектуальные станции: определение сторон света без компаса, многообразие лекарственных трав, оказание первой медицинской помощи и т.д.
- «Переправа по бревну».
- «Переправа «Маятник».
- «Параллельные перила».
- «Ориентировка по азимуту».
- «Переноска пострадавшего».
- «Установка палатки».
Как оформить бивуак:
· Создайте костровое место (лучше, если это будет старое костровище, обнесенное камнями, с отсутствием опасных предметов в золе и рядом);
· Приведите в порядок территорию (уберите мусор, создайте сидячие места, сушилку для посуды и т.д.);
· Заготовьте и аккуратно сложите хворост и дрова;
Создайте элементы комфорта («вазочки» для цветов, напишите название отряда).
Вожатый – какой ты!
Деятельность вожатого – это педагогическая деятельность, которая всегда должна быть эффективной. Этого можно добиться благодаря следующему: состав педколлектива, в котором работает вожатый, те отношения, которые сложились в педколлективе и в отряде, подготовленность вожатого.
Основной функцией, характеризующей вожатого, является воспитательное взаимодействие на основе учета возможностей и интересов, постоянном методическом самообразовании и совершенствовании педагогического мастерства. Не менее значима также реализация знаний на практике, что формирует умения и навыки взаимодействия с людьми, организация деятельности коллектива детей в направлении от управления к самоуправлению, стимулирование активной позиции ребенка от наблюдателя к организатору. При этом необходимо помнить, что каждый участник воспитательного процесса, и вожатый и дети, со всем многообразием человеческих качеств представляют собой активных участников собственного развития, осуществляемого в условиях саморазвивающегося временного коллектива. Поэтому работа вожатого с отрядом требует массу усилий по объединению общности интересов и целей по основным направлениям жизнедеятельности и отношений.
Вожатый в своей воспитательной деятельности должен полноценно использовать возможности и условия оздоровительного лагеря, воспитательный потенциал окружающей среды, а также возможности самой личности.
Все это невозможно без знаний о состоянии социокультурной и образовательной ситуации в ДОЛ. Вожатый (совместно с воспитателем или психологом) должен изучать по соответствующим методикам (диагностические игры, экспресс-анкеты, тесты, наблюдение, беседа и др.) психологические особенности детей, их интересы, способности, круг общения, комфортность пребывания ребенка в отряде для всестороннего анализа своей деятельности и опыта.
Эффективность любой деятельности вожатого зависит от проектирования деятельности и развития детей средствами, которые имеются в ДОЛ.
Важнейшие профессионально значимые качества вожатого – это присущие каждому педагогу: любовь к детям и интерес к работе с ними, желание и умение передавать свои знания другим, способность устанавливать доброжелательные взаимоотношения с детьми, социальная активность, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию, четкая гражданская позиция, умение быть интересным для детей.
Конечно, в любой работе встречаются свои трудности, которые условно можно объединить в четыре группы:
· Психолого-педагогические трудности – в учете индивидуальных особенностей детей, в выявлении подготовленности их в деятельности в лагере, степени развития их интересов;
· Трудности организации работы с мальчиками и девочками, создание ситуаций, требующих совместной работы, атмосферы взаимопомощи, сотрудничества, общественного мнения;
· Трудности в проведении смотров, конкурсов, соревнований по методикам, соответствующим возрасту детей;
· Трудности, связанные с анализом и оценкой собственной деятельности.
А оценить свой труд вожатый может по следующим критериям:
§ Наличие положительной динамики включенности детей в различные виды и формы работы;
§ Изменения в уровне интересов развития детей (их широты и разнообразия), отношения к жизни в лагере и в отряде;
§ Появление положительной мотивации к деятельности и общению;
§ Формирование общих социально-культурных ценностей в отряде;
§ Положительный эмоционально - психологический климат в ДОЛ;
§ Самореализация каждого ребенка, вожатого и удовлетворенность ими полученных результатов.
Вожатый, настроение, интерес и развитие личности ребенка в твоих руках. Ты несешь ответственность за того, кто рядом с тобой!