Технические средства в процессе журналистского творчества

Кроме редакционно-издательских систем, обеспечивающих во многих газетных редакциях подготовку номера от набора и корректуры текстов до получения форм для печати, передвижных телевизионных камер и другой сложнейшей техники, которой оборудованы технические телецентры, в арсенале непосредственно журналиста имеется немало облегчающих его труд различных средств малой оргтехники. К ним относятся персональные компьютеры и ксероксы, автоответчики, диктофоны, видеомагнитофоны.

Компьютерная техника серьезно облегчает процесс работы над текстом, но журналисту необходимо привыкнуть к исчезновению рукописи, отказаться готовить текст с помощью авторучки и нужно научиться совмещать обязанности публициста, машинистки, редактора. Наконец, надо всесторонне освоить возможности компьютерной техники.

Итак, в газетной редакции технические средства представляют собой комплекс: оргтехника - персональный компьютер, Интернет, редакционно-издательский комплекс (настольные редакционно-издательские системы), офсетная печать, средства распространения тиража через Интернет (децентрализованный выпуск) или через типографии (централизованный).

На телевидении сегодня подавляющее большинство телевизионных программ записывается на видеокамеру. Технологию телевизионного вещания коренным образом изменило появление видеомагнитофона, позволившего сводить на одну ленту сюжеты с разных источников, повысить качество передач, расширить творческие возможности тележурналиста.

Портативный ноутбук, едва появившись, сразу был принят на вооружение журналистикой. Он практически окончательно решил проблему технической свободы журналистского творчества. Переносной компютер в сумке журналиста - это практически мини-редакция на плече. В какой бы отдаленной точке журналист не находился, имея при себе ноутбук он может "отписаться о событии" хоть в пустыне, хоть в самолете, хоть на палубе корабля. Единственное условие, чтобы хватило заряда батареи. А если у него есть еще при себе переносной модем, то выйдя с ноутбука в Интернет, он может легко передать на редакционный не только текстовое сообщение, но и фотографию, снятую цифровой камерой.

4.4 Журналистское произведение как текст - жанровые особенности

Текст - это содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности с помощью любой знаковой системы - речи, письма, изображения, звука. Достоинством журналистских текстов является оперативность сообщения и новизна сообщаемого, его фактическая документальность. Текст в журналистике, как правило, получает политическую окраску. Факт, проблема, концепция составляют логическую структуру журналистского текста, которая должна сочетаться с художественной образностью письма.

Содержание, документальное исполнение, целевая установка автора определяет проблему, направление, смысл и характер журналистского выступления, его форму и жанр.

Существует ряд определений понятия "жанр". В узком смысле под жанром понимается тип высказывания, который предполагает свои определенные правила. Есть и более развернутое определение жанра. Жанр - "это определенная, обладающая устойчивыми признаками форма отражения социальной действительности". Выбор жанра помогает журналисту плодотворнее работать над материалом, отбором фактов и трактовкой явлений.

Другими словами, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В современной теории журналистики выделяются в качестве основных следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения.

Выбор жанра зависит от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широте обобщений, выразительно-изобразительных средств.

В современной журналистике жанры традиционно делятся на три вида:

информационные; аналитические; художественно-публицистические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: