double arrow

Литературные аргументы. Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день ») рассказывает легенду о манкуртах

Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день…») рассказывает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать сына из плена беспамятства. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!» Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства. Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа. В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

А.Вознесенский. «Ров». Рефреном в поэме Вознесенского звучит вопрос: «Ты куда ведешь, ров?» И это не только ров, куда во время войны фашисты сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан, но и ров памяти, а точнее – беспамятства тех, кто в погоне за деньгами, поддаваясь «алчи», разрывает страшные захоронения, мародёрствует.

А. Ахматова «Реквием».

И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Возможный вариант вступления/заключения

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства». Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

Тезисы

- Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

- Зависть – губительный яд, отравляющий наши души.

- Эгоизм заставляет других жить по своим принципам.

- Трус - это тот, кто в минуту опасности думает ногами.

- Герои однажды свою жизнь теряют, а трусы в каждом бою умирают.

Цитаты

- «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. Достоевский).

- «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду» (А.С. Пушкин).

- «Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие» (Н.В.Гоголь).

- Зато и впредь как были - будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза -

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.

А. Твардовский («По праву памяти»)

- Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в чёрную долину (А.Ахматова).

- «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: