Деятельность ЦГРМ (1918-2010)

Федеральное агентство по образованию

(Рособразование)

Ярославский государственный университет

Им. П.Г. Демидова

Кафедра музеологии и краеведения

Реферат

Деятельность Центральных Государственных Реставрационных Мастерских (1918-2010)

МЗЛ-51, Головина Ю.

Ярославль, 2012


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦГРМ (1918-2010)

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э.Грабаря – старейшая реставрационная организация страны – ведет начало от Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), созданных И.Э.Грабарем 26 мая 1918 г.

Более 40 лет академик И.Э.Грабарь осуществлял практическое и научное руководство Центром. Игорь Эммануилович, известный художник, искусствовед, историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных трудов, создал целостную систему, объединившую выявление, учет, охрану и реставрацию памятников культуры, и заложил основы теории реставрации и исследования произведений искусства, разработав основные методические принципы научной реставрации.

Организация ЦГРМ объединила несколько учреждений страны, что было вызвано необходимостью сконцентрировать основные силы, способные решать проблемы учета, регистрации и охраны культурного наследия. Мастерские образовались на основе отделений по реставрации памятников при Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе и Всероссийской Комиссии по делам реставрации с филиалами в Ярославле и Ленинграде. Организация состояла из отделений живописи, архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и учета памятников. Были созданы научный архив и справочная библиотека, а в 1931 г. - подсобные лаборатории: физико-технический кабинет, химическая лаборатория и фотолаборатория. Таким образом, мастерские превратились в своеобразный институт по вопросам реставрации, охраны и учета памятников искусства всех видов.

Работа отделений заключалась в охране и учете памятников архитектуры, реставрации живописных произведений. Охрана архитектурного наследия составляла самую значительную и существенную часть всей деятельности ЦГРМ, что объяснялось более тяжелым состоянием памятников архитектуры по сравнению с произведениями других видов искусства.

Требовались срочные меры по их поддержанию. В отличие от живописной реставрации, которой занимались и другие организации (ГТГ, Русский музей), ЦГРМ в области охраны архитектурных памятников "по характеру своей работы являлись ведущим головным учреждением страны". С годами роль мастерских возрастала, так как в 1927-1929 гг. Ленинградское и Ярославское отделения были упразднены и ЦГРМ стали фактически единственной реставрационной организацией в государстве.

Реставрационные работы ЦГРМ в 1918 г. начались с памятников древнерусского искусства из Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля («Богоматерь Владимирская», XII в.; «Спас Златые власы», нач. XIII в.; «Спас нерукотворный» и др.), Звенигорода (чин А.Рублева), Новодевичьего монастыря.

Через три месяца ЦРМ приступили к монументальным и иконописным памятникам древнего Владимира. Среди них: фрески Дмитриевского собора кон. XII в., фрески Андрея Рублева в Успенском соборе, знаменитые чудотворные иконы «Богоматери Боголюбской» XII в., «Богоматери Максимовской» XIII в. и «Богоматери Владимирской» XII в.

По результатам этих реставраций И.Э.Грабарем были написаны работы о Дмитриевском соборе («Суздальская школа живописи»), а А.И.Анисимовым, зам. директора ЦГРМ по научной работе, – о «Владимирской Богоматери».

С декабря 1918 г. в Новгороде под руководством А.И.Анисимова начались работы по реставрации фресок церкви Спаса Преображения на Ильине, выполняемые реставраторами П.И.Юкиным, Клыковым, И.А.Барановым, В.О.Кириковым и фотографом А.В.Лядовым.

С целью выявления известных памятников искусства были проведены научные экспедиции под руководством И.Э.Грабаря по районам и городам Центральной России, расположенным по берегам рек Волги и Оки, и по Северу России.

Среди участников экспедиций были архитекторы П.Д.Барановский и И.В.Рыльский, научный сотрудник Н.Н.Померанцев, реставраторы Г.О.Чириков и Ф.А.Модоров и др. Экспедиции 1950–1960 гг. возглавлял Н.Н.Померанцев – специалист с поистине энциклопедическими знаниями, лауреат Государственной премии 1974 г.

Сотни уникальных произведений древнерусской живописи, шитья, памятники древней письменности, спасенные во время экспедиций, значительно обогатили коллекции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других музеев страны. Были обследованы и описаны тысячи архитектурных памятников, икон, древнерусских скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. По материалам этих экспедиций были проведены выставки, изданы каталоги и альбомы, сделаны серьезные научные открытия, подготовлены специальные публикации, проведена каталогизация произведений древнерусской скульптуры.

До планомерных исследований ЦГРМ в русской росписи и иконописи были известны только три школы – Новгородская, Московская и Строгановская. В результате экспедиций удалось открыть еще Владимиро-Суздальскую, Древне-Тверскую, Ярославскую, было положено начало изучению живописи Русского Севера.

В 1920-е гг. Н.Н.Померанцев предложил план создания сети музеев-монастырей: архитектурных, исторических, историко-художественных, историко-бытовых и других, что хотя бы частично спасло эти памятники отечественной культуры.

Размах замыслов, придавший культурной жизни нашей страны в первой половине 20-х годов определенную романтическую окраску, проявился и в работе ЦГРМ. Свойственное всей стране стремление к возрождению и обновлению отразилось на задачах мастерских, ставивших своей целью как можно лучше и быстрее восстановить разрушенные памятники. Отчеты заседаний архитектурного отделения мастерских, зафиксированные в протоколах, поражают масштабами планов. Наряду с ремонтно-восстановительными работами по наиболее значительным памятникам Москвы, Ленинграда, Ярославля, необходимость реставрации которых не подлежала сомнению, намечались и велись работы в самых отдаленных районах страны (Крым, Кавказ, Средняя Азия, Сибирь).

В реальности, однако, существовало несоответствие между грандиозностью замыслов и возможностями их воплощения в жизнь. Этот разрыв между желаемым и возможным объясняется в первую очередь экономическими трудностями — нехваткой материальных средств, рабочей силы, строительных материалов. Уже в 1924 г., на первом и самом плодотворном этапе функционирования мастерских, "ввиду сильной урезки кредита" пришлось установить "список первоочередных работ по памятникам архитектуры": "Московский Кремль, храм Василия Блаженного, церковь Грузинской Божьей Матери, церковь в Дьякове, постройки Троице-Сергиевой Лавры, Пафнутьево-Боровского, Болдина, Кириллова и Ферапонтова монастырей, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасский собор в Переяславле-Залесском, а также памятники Ярославля, Новгорода, Пскова, Углича".

Помимо реставрационных трудностей, тормозивших реализацию планов мастерских, серьезным препятствием для осуществления многих реставрационных проектов стала определенная неподготовленность общественного сознания к объективной оценке груда реставраторов: во многих областях общественной жизни цель виделась скорее в разрушении наследия прошлого. Поэтому сам факт затраты сил и государственных средств на сохранение старого, а не на создание нового встречал подчас непонимание и неодобрение со стороны различных кругов общества. Например, крестьяне села Коломенского, где велась реставрация памятников, с возмущением поднимали вопрос "о целесообразности убивания народных средств на восстановление старых дворцов, которые крайне нужны на восстановление народного хозяйства, т.е. фабрик и заводов.... Особенно негативное отношение вызывала реставрация церквей. Сохранение и тем более восстановление памятников культа, связанных с господствовавшим до революции мировоззрением, было далеко не всегда понятно и нередко воспринималось неодобрительно. Кроме того, к 30-м годам распространилась идея создания городов нового, социалистического типа (Ярославль, Соликамск), что часто понималось как ликвидация древних зданий. В результате представителям архитектурного отделения ЦГРМ, уже так много сделавшим для восстановления памятников, например того же Ярославля, приходилось тратить силы на доказательство ошибочности культурных программ такого рода.

Разрыв между замыслом и его воплощением особенно заметен в середине 20-х годов - наиболее деятельного и творческого периода ЦГРМ, когда наряду с многочисленными проектами реставраций на страницах протоколов встречаются постоянные напоминания об ограниченности средств и сил. К 30-м годам работы мастерских приобретают более конкретный характер, отвечающий задачам дня.

Состав архитектурной секции был неоднороден. В нее входили как уже известные архитекторы, начавшие свою деятельность еще до революции (Д.П.Сухов, И.В.Рыльский, И.П.Марковников, И.П.Мешков и др.), так и более молодые специалисты, начало и расцвет деятельности которых совпали со становлением советского государства (И.П.Засыпкин, Д.П.Барановский). Сам выбор профессии обусловливал любовь и уважение к памятнику, определял общность взглядов членов мастерской независимо от возраста. Большое значение в работе архитектурного отделения имела преемственность: опыт дореволюционной школы был принят за основу, но постоянно дополнялся новыми идеями. Стремлением поднять реставрацию на более высокий уровень объясняется возросший в те годы интерес к вопросам методики и теории реставрации. Научный подход был введен во все области охраны - учет, регистрацию, фиксацию. Этот творческий импульс, присущий работе мастерских, в сочетании с профессиональным опытом сыграл большую роль в расцвете реставрации, характерном для 20-х годов.

Деятельность всех отделений ЦГРМ отличалась комплексностью и многоплановостью труда: каждое отделение параллельно вело работу по нескольким направлениям, тем более что возможности многих специалистов, занимавшихся одновременно вопросами охраны памятников искусства всех видов, были весьма разносторонними. Некоторые из них, например И.Э.Грабарь, принимали участие в деятельности сразу нескольких отделений ЦГРМ.

После ликвидации подотделов учета и реставрации музейного отдела и сокращения штатов сектора науки, состоявших при Главнауке, на ЦГРМ, деятельность которых до этого ограничивалась в основном консервацией и разработкой новых методов охраны и реставрации, "были дополнительно возложены совершенно новые функции: фактический учет памятников, научная проработка заключений и руководство ремонтно-реставрационными работами, контрольно-инспекторские функции".

Несмотря на разнообразие работ, основной задачей ЦГРМ все же оставалась охрана памятников - едва пи не большая часть протоколов заседаний архитектурного отделения посвящена этому вопросу. Еще в 1921 г. на первой Всероссийской конференции по вопросам реставрации И.Э.Грабарь выдвинул своего рода лозунг: " основной момент нашей работы - это охрана. Эта установка стала ведущей для мастерских на протяжении всей их деятельности. Проблема охраны памятников никогда еще не приобретала такого актуального значения, как в первое десятилетие Советской власти. Молодая страна наследовала огромное количество памятников, большинство которых находилось в полуразрушенном или заброшенном состоянии. Гражданская война, годы разрухи привели к тому, что многие здания оказались бесхозными и использовались часто не по назначению случайными, временными владельцами, при этом нередко подвергаясь самым варварским переделкам. Срочному спасению памятников была подчинена вся деятельность мастерских, в каком бы направлении она ни развивалась. Причем если в первые годы своего существования ЦГРМ занималось охраной зданий от разрушений, вызванных объективными обстоятельствами военных и первых послевоенных лет, то в 30-х годах приходилось спасать памятники от сознательной ликвидации. Протоколы этого времени в большей степени, чем информацию о восстановительных работах, содержат характеристики художественной и исторической значимости памятников, обусловливающие возможность или невозможность их сноса.

Непосредственно восстановительная работа была подчинена задаче охраны. Исходя из позиции: во что бы то ни стало предотвратить окончательное разрушение памятников - мастерским приходилось выбирать наиболее эффективные способы и методы для поддержания зданий. Серьезная научная реставрация требовала больших расходов и значительной затраты времени, в неотложной помощи нуждалось огромное количество объектов. Поэтому важное значение в работе архитектурного отделения приобретает консервация памятников, а иногда и простейший ремонт как наиболее доступная и быстрая форма помощи. Заинтересованная в здании организация обычно брала на себя ремонт и связанные с ним расходы. В обязанность сотрудников ЦГРМ в этих случаях входило контролировать работы и давать научные консультации.

Несмотря на ведущую роль охраны, реставрация в смысле восстановления древнего облика памятника была одной из важных сторон в работе организации. Реставрация архитектурных памятников фактически всей страны сосредоточилась в рамках архитектурного отделения ЦГРМ. Постепенная стабилизация исторических и экономических условий в стране, централизация организаций по охране и реставрации памятников, поиски новых методов работы привели к подъему реставрационной деятельности в первые годы функционирования мастерских. Вопреки всем трудностям в этот период была запланирована и частично осуществлена реставрация наиболее ценных памятников. С 1924 по 1927 г. велось "наблюдение за работами по зданиям в Кремле (архитектор Сухов), по Покровскому собору-музею, обследование и частичное восстановление деталей фасада домов Голицына и Троекурова в Охотном ряду, ремонт Казанского собора и восстановление его древнего облика, работы в Коломенском, Загорске, Кузьминках, Дорогобуже, Владимире и Ярославле и др. В Самарканде работа архитектора Б.Н.Засыпкина по укреплению и реставрации Улуг-Бека, Шир-Дора и Шахи-Зинда.

Особое направление деятельности ЦГРМ представляла научная работа мастерских, никогда прежде не игравшая столь важной роли в деле реставрации памятников. Расцвет научно-исследовательской деятельности мастерских находил выражение в самых разнообразных формах - статьях, публикациях, конференциях. Обмен мнениями происходил как на очередных заседаниях архитектурного отделения, так и на международном уровне, например с Лондонским обществом охраны древних сооружений. Планировались творческие командировки за границу по обмену опытом. Особое внимание уделялось проблемам методики, что обусловило "одну из постоянных и важнейших тем", которая разрабатывалась мастерскими, - "Методы реставрации архитектурных памятников". Результаты исследований применялись в повседневной практике. Об интенсивности этой творческой работы позволяет возможность судить просьба П.Д.Барановского "о необходимости издания накопившегося в ЦГРМ огромного научного материала, явившегося в результате... затруднительности проведения ЦГРМ самостоятельного издательства".

Особый вид научной деятельности мастерских, имевший большое значение в 30-е годы, представляла работа по дифференциации памятников. Собранные о здании сведения - время постройки, художественная, историческая, мемориальная ценность - позволяли отнести памятник к той или иной категории, хотя схематичность установленных критериев часто мешала объективной оценке здания. В 1931 г. была "произведена переоценка памятников архитектуры на основах социалистического анализа", что потребовало выявления социально-экономической формации, в рамках которой создан объект, классовой принадлежности его владельца.

Еще одно из постоянных направлений деятельности архитектурного отделения входило, по сути, также в область охраны, но имело самостоятельное значение. Речь идет о мероприятиях мастерских по вопросу использования памятников. Приходилось осуществлять не только периодический надзор за работами до приспособлению, но и постоянный контроль, направленный против самовольного использования зданий. В протоколах мастерских неоднократно можно встретить сигналы о захвате пустующих памятников (Шадринско-Долматовский монастырь - под детский дом, Донской монастырь — под коровник) и ответы на них членов архитектурного отделения. В обязанности ЦГРМ входило составление специальных инструкций по использованию зданий, где оговаривались условия передачи памятника в аренду учреждению. Прежде всего организация обязывалась максимально сохранять старый облик памятника, не подвергать его значительным переделкам.

К началу 30-х годов, несмотря на приобретение новых полномочий, перешедших к ЦГРМ от сектора науки, в деятельности мастерских происходит постепенный спад. В это время все основные силы страны были сосредоточены на укреплении ведущих областей экономики - промышленности и сельского хозяйства, что потребовало ограничения расходов в других сферах жизни. Это отразилось и на положении мастерских. Для поддержания такой разветвленной организации, как ЦГРМ, требовались значительные ассигнования, которые не могло тогда обеспечить государство. В результате низкой заработной платы, нехватки материалов, отсутствия нормального помещения резко снизилась численность штатов мастерских. Несоответствие между расширяющимися функциями ЦГРМ и реальными возможностями организации привело ее к расформированию в 1934 г. Из ближайших сподвижников И.Э.Грабаря в годы репрессий был расстрелян А.И.Анисимов, погиб на Соловках Ю.А.Олсуфьев, попал в лагеря П.Д.Барановский, приговорен к ссылке Н.Н.Померанцев.

Дело охраны и планомерной реставрации осталось беспризорным. Специалисты лишь констатировали тяжелейшее состояние архитектурных памятников и музейных коллекций. И Э.Грабарь вновь предпринял попытку воссоздать государственную систему охраны и реставрации художественных произведений, чтобы приостановить массовую гибель памятников старины по всей стране.

В 1941 г. положение еще более усложнилось. К памятникам культуры и искусства, разрушаемым временем, прибавились сотни и тысячи пострадавших во время войны. И еще до окончания войны, 1 сентября 1944 г., для реставрации икон, живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства воссоздается Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская (ГЦХРМ) как художественно-производственное и научно-реставрационное учреждение общесоюзного значения.

В октябре 1944 г. утверждаются «Положение о ГЦХРМ» и ее структура; в этих документах были заложены основные направления деятельности организации на последующие годы.

Благодаря энергичным усилиям директора В.Н.Крыловой мастерская оживала. По всей стране разыскивала она опытных реставраторов, писала командованию и директорам, добивалась отзыва специалистов с военной службы и предприятий, их прописки в Москве. Уже к весне 1945 г. Начали работать А.Д.Корин, С.П.Григоров, С.А.Торопов, С.С.Чураков, В.В.Бер, П.П.Спасский; чуть позже пришли М.Н.Тихомиров, В.В.Филатов. Вернулись специалисты первой, грабаревской, мастерской: Н.П.Сычев, Ф.А.Модоров, Н.А.Баранов, братья Брягины, В.О.Кириков.

В конце 1946 г. начали работать отделы древней и новой живописи.

В 1946 г. во Владимире был открыт филиал Государственных центральных художественных реставрационных мастерских, где Н.П.Сычев и Ф.А.Модоров реставрировали древние фрески XII– XIII вв. из соборов-музеев Владимира и Суздаля. При расчистке росписей церкви Бориса и Глеба (XII в.) в Кидекше близ Суздаля Н.П.Сычевым было раскрыто изображение княгини Ольги, жены Юрия Долгорукого, византийской принцессы из рода Комнинов.

За первые четыре послевоенных года реставраторами Государственных центральных художественных реставрационных мастерских было сделано очень многое: проведены сложные расчистки и реставрация икон XIII–XV вв. из Владимира, Суздаля, Петрозаводска, настенных росписей в соборах и теремах Московского Кремля, в пострадавших от войны соборах и церквах древнего Новгорода. Произведена консервация 80 000 пострадавших произведений Дрезденской галереи и началась планомерная реставрация экспонатов из музейных собраний.

В 1950-х гг. мастерская начинает проводить сложные реставрационные работы по укреплению, дублированию, удалению старого лака, расслоению, переводу живописи на новое основание, живописному восстановлению. Из сложных реставраций этого времени можно назвать работы над возвращенными из Германии новгородскими и псковскими иконами, иконой «Петр и Павел» XII в. Из Софийского собора в Новгороде, «Поклонением волхвов» Яна Госсарта, «Фебом лучезарным» В.А.Серова, «Портретом седобородого старика» Рембрандта.

Высокой оценкой уровня проводимой в Центре реставрации и квалификации его специалистов стало приглашение группы реставраторов – В.Н.Карасевой, А.А.Зайцева и И.А.Тарасова – для оказания помощи музейным собраниям Флоренции после наводнения 1966 г.

В 1965 г. в Центре была организована лаборатория техники живописи. Начав с изучения причин разрушения советской живописи, она постепенно перешла к общим проблемам технико-технологического исследования, атрибуции и экспертизы произведений искусства и в 1971 г. преобразовалась в отдел исследований художественных произведений. Таким образом, уже в течение 30 лет отдел специализируется только на проблемах экспертизы. За это время здесь создана научная база для проведения исследований живописи и графики, освоен и усовершенствован анализ технологического построения произведений для уточнения их датировок, подлинности; разработан комплексный метод исследования, основанный на сравнительном анализе с эталонами. Этот метод сочетает стилистический и технологический анализ произведений с выводами лабораторных исследований, а также с изучением литературных и архивных источников.

Сегодня Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э.Грабаря – настоящий реставрационный университет, ибо десятилетиями накопленный опыт практической и научной реставрации произведений искусства передается из поколения в поколение, сохраняются традиции, крупнейшие реставраторы ведут индивидуальное обучение, раскрывая тайны мастерства. Специалисты, подготовленные в Центре возглавляли и возглавляют реставрационные работы в крупнейших музеях страны: Третьяковской галерее (А.П.Ковалев, Е.П.Дивова), в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Н.М.Кнорре), в Государственном Эрмитаже А.М.Малова,А.Н.Аносова), в других музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Таллинна, Вильнюса, Риги, Ташкента. Чрезвычайно важно, что Центр готовит высокопрофессиональные кадры для российской провинции. Практически все реставраторы темперной живописи и графики являются учениками ВХНРЦ. Реставраторы музеев, работающие самостоятельно, находятся под постоянным контролем ведущий специалистов Центра. Ежегодно здесь проходят стажировку около ста реставраторов России, а также реставраторы Германии, Англии, Болгарии, Монголии, Югославии, Дании.

В 1993–1995 гг. реставрационному мастерству в Центре обучались стажеры из Ватикана, Франции, Голландии, Норвегии, США. Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря направлялись в длительные командировки в Румынию, на Кубу, в Алжир – для оказания помощи при организации национальных реставрационных центров.

По мере развития и усложнения реставрационных процессов поднималось как качество самой реставрации, так и художественная ценность памятников, с которыми работал Центр. Повысились и требования к предреставрационным научным исследованиям, так как современная реставрация немыслима без использования физических, химических и биологических анализов и методов исследования.

Если вначале Центр имел лишь небольшую химическую лабораторию с двумя сотрудниками, а рентгенографирование памятников проводилось в исключительных случаях, то сейчас здесь работают специализированные химические, физические, биологические лаборатории, ставшие в наше время серьезными научными отделами.

В 1994 г. за разработку метода научной реставрации средневековых пергаментных рукописей и реставрацию уникальных памятников из собраний России сотрудникам отдела реставрации рукописей на пергаменте Г.З.Быковой, Н.Л.Петровой, Т.Б.Рогозиной была присуждена Государственная премия Российской Федерации.

Результаты научной и практической работы реставраторов публикуются в различных изданиях, выпускаемых Центром. Это научно-методическая литература, каталоги выставок, красочные альбомы на русском и иностранных языках. Регулярно выходят статьи в периодической печати, в журналах «Мир музея», «Творчество». Особенно велико значение первых в России учебных и методических пособий по разным видам реставрации. Первые два – «Реставрация икон» и «Реставрация произведений графики» –

уже вышли, получили прекрасные отзывы и активно используются в процессе обучения основам реставрации в крупнейших учебных художественных заведениях (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, Художественное училище Памяти 1905 года), в музеях (Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее и др.), а также в библиотеках и архивах страны (Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук, Российском государственном архиве древних актов).

Итогом 30-летней совместной работы с Государственным музейным объединением

«Художественная культура Русского Севера» (г.Архангельск) явилась выставка в Государственной Третьяковской галерее «Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера», на которой был впервые показан целый пласт самобытной культуры, доселе неизвестной широкому зрителю. Для реставрации столь хрупких и активно разрушаемых временем экспонатов потребовалось несколько экспедиций реставраторов в Архангельскую область, где в музеях художественные произведения укреплялись, расчищались, доводились до экспозиционного состояния на месте.

Огромный вклад в дело популяризации и изучения культурного наследия внесли выставки, проходившие в разных городах России: «Ростово-Суздальская школа живописи», «Живопись Ростова Великого», «Живопись древней Карелии», «Северные письма», «Живопись древнего Пскова», «Живопись Вологодской земли», «Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века», «Ефим Чесняков – художник сказочных чудес» и др.

Особо важны проводимые под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, ставшие регулярными Триенале, которые являются отчетом о развитии и достижениях реставрационной науки и практики России. Они традиционно проводятся в залах Академии художеств России.

Среди зарубежных выставок последних лет особенно значимы «Икона и шитье Святой Руси XVI– XVII вв.» (Франция, 1991), «Пейзажи Финляндии» (1992), «Русские иконы XIII–XIX вв.» (Япония, 1992– 1993).

Центр как научно-исследовательское и научно-методическое учреждение регулярно проводит научные конференции, семинары, Грабаревские чтения. В последние годы сотрудники Центра выступают практически на всех крупнейших международных конференциях, посвященных вопросам консервации и реставрации.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря осуществляет государственную политику сохранения культурного национального достояния страны, реставрирует ценнейшие экспонаты отечественных музеев, опираясь на новейшие достижения современной мировой науки, традиции и опыт, накопленный поколениями реставраторов Центра, обучает специалистов по реставрации всех видов движимых памятников культуры, регулярно контролирует состояние и условия хранения музейного фонда страны.

Сегодня, когда возникает целая сеть реставрационных мастерских, зачастую малопрофессиональных, способных нанести непоправимый вред художественному произведению, как никогда важно сохранить столь важную государственную структуру как Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря, являющийся гарантом сохранения музейного, архивного, библиотечного фонда России.

В настоящее время ВХНРЦ – сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При Центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.

Многолетнее размещение мастерских в московских храмах (помимо собора Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах), которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал, закончилось в 2006 году, когда вся организация переехала в реконструированное здание на улице Радио. Расширение рабочих площадей дало возможность оснастить отделы современным оборудованием.

Дни празднования 90-летия ВХНРЦ были отмечены проведением очередных Грабаревских чтений и торжественным заседанием с участием коллег-реставраторов из многих российских музеев. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев прислал письмо с благодарностью коллективу Центра «за большой вклад в дело сохранения культурного наследия России». Все эти мероприятия проходили на фоне выставки, экспонатами которой стали музейные предметы «со стола реставратора».

В их числе демонстрировались спасенные или спасаемые специалистами картины и графические листы из собрания Музея-усадьбы «Мураново», поврежденные во время пожара в июле 2006 года, саркофаг (Пантикапей, I в.) из собрания Государственного Исторического музея, найденные в 1890 году во время археологических раскопок под Керчью, миниатюры из Красноярской и Чайковской художественных галерей, сложнейшая реставрация которых проведена по специально разработанной методике.

Итоговым выводом всех присутствовавших на юбилейном мероприятии было то, что, несмотря на трудности, в том числе жесткие финансовые условия, реставрационное дело в России активно развивается.

До окончания капитального ремонта здания, пострадавшего во время пожара 15 июля 2010 года, администрация и отделы центра размещены в арендованных помещениях по адресу: ул. Радио, дом 14.


Список использованной литературы:

1. Вигасина, С.Ф. История ВХНРЦ – история государственной политики сохранения музейного фонда страны.

2. Забицкая, О.Л. Основные направления деятельности ЦГРМ в области охраны и реставрации архитектурных памятников// http://art-con.ru

Интернет-ресурсы:

http://grabar.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: