Тема: Государство и политическая система общества

План:

1. Понятие политической системы; 2. Понятие и виды субъектов политической системы; 3. Особенности государственного аппарата, как субъекта политической системы; 4. Негосударственные организации, как субъекты государства; 5. Виды политических систем.

1. Понятие политической системы:

Любая система состоит из элементов, которые в рамках системы приобретают новые качества, которые в отдельности отсутствуют.

Любая система обладает внешними связями (экономической, правовой, связи внешнего характера).

Любая система относительна, устойчива, относительна стабильна. Политическая система появилась в середине 60-х годов. Господствует устное предположение о государстве, государство понимается как государственный аппарат). Политическая система более широкое понятие, чем понятие государство. Любая система состоит из элементов.

Существует два подхода:

1) Элементами политической системы принято считать участников политических отношений. Элементами политической системы являются её субъекты.

2) Элементами политической системы принято считать политические нормы, политические отношения, политическое сознание, которые участвуют в установлении и реализации государственной власти.

И этот, и другой подход являются правомерными (отличаются тем, что их исследователи руководствуются разными целями).

Соотношение понятий политической системы и государства.

Ранее государство определялось как государственный аппарат, но государство не государственный аппарат.

Государство – специфически организованное человеческое общество, то государство это понятие больше чем понятие политической системы.

Каждая наука при рассмотрении объекта создаёт собственную систему категорий.

Нас в государстве интересуют не все сферы, а лишь те, которые связаны с политикой и правом. Поэтому государство рассматривается как политическая система. Для нас юристов государство является понятием тождественным понятию политической системы.

Для юристов государство лишь политика. Но такое соотношение даже для юристов проявляется ни всегда. Политическая сфера и политическая система не заключается в рамках, какой – то страны. И поэтому политическая система более широкое понятие, чем государство.

Политическая система появляется в начале 60-х годов прошлого века. Возникновение этой категории объясняется тем, что в юридической науке формируется и является господствующим, узкий аппарат подход к понятию государства.

В процессе выработки государственной власти участие принимают и другие организации (политические партии). Роль, значение этих организаций описать трудно. Было предложено ввести новую категорию – политического субъекта, т.е. эта категория охватывает не только государственный аппарат, но и организации, который соприкасается с государственной властью.

Особенности системного образования:

1) Система состоит из определённых элементов;

2) Между элементами возникают уставные связи, которые обозначаются термином «структура системы»;

3) Качественные особенности системы не тождественны особенностям её элементов;

4) Всегда взаимодействуют с иными системами, образует внешние связи с другими системными образованиями.

Вторая точка зрения:

1. Элементами политических систем является системы, которые принимают непосредственное участие в формировании и организации, реализации государства.

2. Элементами политических систем – политические отношения, политические нормы и политическое сознание, которое представлено системой политических принципов.

Политика определяется системой отношений, возникающая по поводу государственной власти. Политические нормы регулируют политические отношения.

Политическое сознание: наиболее типичные отношения, формирующиеся в виде принципов системы норм создаются нехаотически.

Нормы создаются системой политики, поэтому во второй точки зрения существования субъектов политики подразумевается. (Первая точка зрения более применима). А вообще они дополняют друг друга.

Когда политическую систему сравнивают с другой системой, то используется вторая точка зрения, так как системы одни и те же.

Политическая система – это упорядоченная совокупность взаимодополняющих социальных институтов (субъектов), участвующих в формировании и реализации государственной власти.

Политическая система – это упорядоченная совокупность взаимодействующих между собой политических отношений, политических норм и принципов политического сознания, возникающих в процессе формирования и реализации государственной власти.

Политический орган общества – совокупность субъектов, участвующих в формировании и реализации государственной власти.

1. Если исходить из прав адекватного понимания государства, то под государством подразумевается университетская форма организации социальной дифференциации человеческого общества (тот вид общества, который наступает при социальной дифференциации).

Целое – понятие государство.

Элемент – политическая система.

2. В политике не исчерпывается внутригосударственные отношения, но и международные отношения.

В этом случае, государство – страна – субъект политической системы.

3. Когда они оказываются тождественны. Это происходит тогда, когда юристы, не разделяющие представления государства как государственного аппарата, но сферой существования функционирования государства является только политика. Рассматривается лишь внутригосударственная политика.

Существует множество социальных институтов (некое установленная общественное образование), но все они являются системами политической структуры.

2. Понятие и виды субъектов политической системы:

1) Организации:

Каждый субъект политической системы должен обладать внутренней упорядоченностью, устойчивостью, органами, которые выдают его внутренними и внешними делами.

В законодательстве требований, которые обращены к субъекту политической системы должны преследовать политические цели:

а) Должны выражать чьи-то политические интересы;

б) Должны реализовывать на практике политические интересы, следовательно, вступать в политические отношения;

в) Должны участвовать в завоевании, реализации государственной власти (формировании) субъектов политической системы и субъектов политических отношений – не одно и тоже.

Субъектами политической системы не могут быть призваны нации, социальные классы, группы, не обладающие организационным критерием.

От их имени выступает субъекты политической системы. Объединения по личным интересам не может быть.

Субъекты политической системы (общество шахматистов…). Граждане (отдельные).

Субъекты политической системы:

1) Система органов государственной власти.

2) Негосударственные организации положительного характера; (Не правовые системы вообще, а правовые системы конкретной страны).

3. Особенности государственного аппарата как субъекта политической системы:

Государственный аппарат – это ядро политической системы.

Признаки государственного аппарата:

Государственный аппарат является обязательным субъектом политической системы (он в политической системе есть всегда);

1) Государственный аппарат является единственным субъектом политической системы, который является носителем государственного суверенитета, так же он обладает верховенством политической системы;

2) Государственный аппарат – единственный субъект, который по своей сущности предназначен всегда быть выразителем общественно-социологических интересов, независимо от дифференциации населения;

3) Государственный аппарат – единственный субъект, который может принимать решения обязательные для всех других субъектов политической системы;

4) Государственный аппарат – единственный субъект, обладающий монополией на легальное применение насилия;

5) Государственный аппарат – экономически самостоятельный мощный субъект политической системы.

Взаимодействие государственного аппарата с другими субъектами:

1) Государственный аппарат создаёт нормативную базу общеобязательных требований, которым должны отвечать другие субъекты политической системы;

2) Государственный аппарат может оказывать прямую финансовую поддержку легальную, нелегальную иным политическим субъектам (это неправильно, делать не нужно)

3) Передача части государственных полномочий иным субъектам политической системы (органы местного самоуправления не входят в состав государственного аппарата, они являются негосударственными органами, но им передаётся полномочия государственного аппарата)

4) Это направление прослеживается наиболее ярко при недемократическом режиме – этот процесс формирования негосударственных субъектов, в определении кадрового состава руководящих органов и начинают напрямую вмешиваться в принимаемые этими государственными субъектами политических решений.

Существенные моменты:

1) Государственный аппарат дифференцирован, в нём различаются группы органов, которые специализируются на выполнении определённых функций;

2) Между органами государственной власти может не существовать единства. Между ними могут возникать противоречия.

3) Это не только монопольный государственный аппарат. Государство является простым или унитарным, но существуют и сложные, существует государство в целом и государственный аппарат отдельных государств обладающих суверенитетом.

Политические системы не ограничиваются рамками конкретной страны. Модель политической системы не универсальна.

Государственный аппарат:

Главной, основополагающей субъектом политической системы, её ядро.

1. Является обязательным субъектом политической системы (без него нет государства и политики).

Другим субъектом может возникать, может исчезать – не обязательны.

2. Является единственным субъектом политической системы, который выступает официальным выразителем государственного суверенитета, следовательно, обладает верховенством в системе носителей политической власти.

3. Единственный субъект политической системы, который может принимать решения, которые обязаны для всех субъектов политической системы (в том числе и для самого себя).

4. Всегда выражают интересы всего населения, всего народа, независимо от классовых, иной принадлежности отдельных людей. Государство реализовывает, в том числе и общесоциальные функции.

5. Единственный субъект политической системы, которому свойственна монополия на организационное применение физического насилия.

Другой субъект может легально осуществлять санкции только с решением государственного аппарата.

6. Экономически наиболее мощный субъект политической системы, (контролирует и распоряжается государственной собственностью и бюджетом.

Эти признаки характеризуют его как монолитный. В реальной действительности, государственный аппарат неоднороден. Существует конкуренция между его органами. Может проявляться в искажённом виде или не проявляется вообще.

Субъектами политической системы являются политические институты – особая социальная общность (особое социальное объединение, особая организация людей.)

Не любая из этих организаций является политическим институтом.

Существует организационный и целевой критерий. Этим критериям должна соответствовать организация, которая является политическим институтом.

Критерии необходимы для того, чтобы какая – либо организация являлась политическим институтом.

Субъектами государственной политической системы являются:

1) Государственный аппарат и иные органы публичной власти;

2) Негосударственные организации политического характера.

Два социальных подразделения:

1) Государственный аппарат;

2) Негосударственные органы политического типа.

Классы, нации, народности, этносы, крупные социологические организации не соответствуют критериям.

Интерес этих групп в политической системе заключается в том, что они не являются субъектами политической системы. Субъектом политической системы может быть отдельная личность, отдельный человек, которая действует не от своего имени, а от имени организации, которую они представляют.

Конкуренция может быть в рамках одной власти (раньше армия – самостоятельный субъект политической системы, так как большинство страны зависит от её захватнических организаций; военные перевороты с целью стабилизации в условиях беспорядка, хаоса – сегодняшние дни. Поддержка есть, так как именно армии ассоциируются с осуществлением общих интересов).

Основные направления воздействия государственного аппарата на иные субъекты политической системы, зависят от:

1) Уровня развития;

2) Политического режима.

Две группы субъектов политической системы:

1) Государственный аппарат;

2) Негосударственный орган политического характера.

В условиях демократии:

1. Создаёт нормативную основу, определённые требования ко всем иным

субъектам политической системы.

2) Материальная, финансовая поддержка иным, субъектом политической системы (помогая им, максимально учесть все интересы).

3) Может передавать часть своих полномочий субъектам, давая им возможность проявить себя.

4) Может привлекать иных представителей к выработке важных государственных решений.

Например: (разрабатывается трудовой кодекс РФ в участии трудовых союзов).

В условиях недемократического режима наряду с этими и другими функциями.

1. Прямое вмешательство органов государственного аппарата в деятельность органов других субъектов политической системы. (Подбор кадров).

2. Может максимально ограничивать политическую активность других субъектов. (Установление запрета на их деятельность).

3. Государственный аппарат может вмешиваться в политическую деятельность тех социальных институтов, деятельность которых не связана с политикой.

Создаёт иллюзию участия всего народа в политическом процессе плюс дополняет легальные возможности для контроля за их деятельностью.

4. Негосударственные организации как системы политической системы, их особенности и виды:

Негосударственные политические институты:

Особенности:

1) Формируются на добровольной основе (как правило).

2) Эти субъекты, как правило, функционируют автономно от государственного аппарата и других субъектов политической системы.

3) Они предназначены для выражения политических институтов отдельных социальных групп, слоев населения.

1. В зависимости от правового статуса, зафиксированного законодательстве:

Легальные, юридически дозволенная деятельность.

Нелегальные, запрещена (органам, которые преследуют исправительную смену существующего строя, разжигают вражду…).

2. По степени организационной оформленности:

а) Организации государственного аппаративного типа;

б) Политические партии и иные организации партийного типа;

в) Политические движения.

Наиболее организационной оформленности: органы местного самоуправления.

Незаконные вооруженные формирования, контролируют территорию данной страны;

Устойчивые организации основаны на личном членстве и обязательном участии в политической деятельности членов организации;

Самый низкий уровень организационной оформленности.

Может создаваться лишь для осуществления конкретной политической цели, а затем исчезать.

3) В зависимости от отношения к политике, проводимой государственным аппаратом:

а) Лояльные – поддерживать; одобрять, провозглашать государственную политику.

б) Нелояльные.

4) По объёму осуществляющих политическую деятельность:

а) Собственно политические;

б) Не собственно политические;

в) Аномальные системы – политическая деятельность являющаяся главной или единственной: организации государственного аппаратного типа, политические партии.

г) Помимо политической деятельности, так занимается иными видами деятельности: профессиональные союзы (контроль за соблюдением трудового законодательства, трудовых прав).

д) Участвуют в политическом процессе вопреки их социальному назначению: партии филателистов.

5. По характеру политических отношений, имеющихся у государственных субъектов.

а) Государственные организации, наделяющиеся государственными полномочиями: например (органы местного самоуправления).

б) Субъекты, государственными полномочиями не обладают (политические партии и движения).

Направление воздействия на государственный аппарат зависят от развитости политической системы и режима.

В развитых – отсутствуют аномалия, роль несобственно-политических организаций ограничена.

В условиях демократии:

1. Участвуют в процессе формирования органов государственной власти (выступает представительным на выборах).

2. Участвует в разработке важных государственных политических решений.

3. Участвует в формировании общественного мнения, без учёта, которого государственный аппарат не может вынести соответствующих решений.

Негосударственные субъекты взаимодействуют друг с другом (вступают в коалиции…).

В условиях антидемократии:

Роль негосударственных субъектов может сводиться: (например: тоталитарные политические режимы. Или может преобразовывать столь существенное влияние, что подавляют сам государственный аппарат (когда главенствующим признаётся одна политическая партия; в теократических государствах – конфессия).

Прямая вооружённая борьба с существующими органами государственной власти.

Основные характеристики субъектов:

1) Эти субъекты формируются для защиты групповых социальных интересов;

2) По общему правилу эти субъекты формируются и функционируют на основе принципов автономности и самоуправления.

Классификация негосударственных субъектов политической системы:

1) Их классифицируют в зависимости от признания их в позитивном праве (признание этих субъектов в законодательстве):

а) Легальные – это такая деятельность, которая официально признана, официально дозволена;

б) Нелегальные – это деятельность, которая запрещена.

2) По степени их организационной оформленности:

а) Негосударственные субъекты государственно-аппаратного типа

б) Негосударственные субъекты партийного типа (всевозможного рода партии и союзы, они менее организационные, но степень их организации высока;

в) Политические движения – это такие субъекты политической системы, которые обладают низким уровнем организационной оформленности.

В этом перечне они расположены по степени убывания их организационной оформленности.

3) Их отношения к государственному аппарату и проводимой им политики:

а) Лояльность – субъекты политической системы поддерживают, одобряют реализацию государственной политикой, осуществляется государственным аппаратом;

б) Оппозиционные – изменяют политику.

4) По объёму осуществляющей политической деятельности:

а) Собственнополитические организации, собственнополитические субъекты;

б) Несобственнополитические субъекты, организации – для которых политическая деятельность не является единственным видом деятельности (профсоюзы, организации);

в) Аномальные субъекты политической системы – это такие, для которых участие в процессе противоречит их сущности, природе (клубы собаководов, партии любителей пива, трудовые коллективы).

5) Характер их политических полномочий:

а) субъекты, наделённые государственными полномочиями – органы местного самоуправления, которые наделяются государственными полномочиями по отдельным вопросам;

б) Субъекты, у которых такие полномочия отсутствуют.

Направления государственной политики:

1) Негосударственные субъекты формируют кадровый состав органов государственной власти

2) Негосударственные субъекты участвуют в формировании общественного мнения (без которого государственный аппарат не венесит решения);

3) Имеет место тогда, когда негосударственные субъекты осуществляют делегированные им государственные полномочия;

4) Когда они вооруженным путем пытаются скорректировать власть (либо гражданская война, либо государственный аппарат не в состоянии проконтролировать ситуацию в стране);

5) Когда эти субъекты фактически подгибают под себя государственный аппарат, т.е. превращается в основных, в главных субъектов политической системы (в условиях тоталитаризма) негосударственные субъекты политической системы могут учитывать в определении кадрового состава других политических негосударственных субъектов.

5. Виды политических систем:

1. В зависимости от особенностей политического режима:

       
   
 
 


Демократический и недемократический.

2. В зависимости от степени развитости государства:

Развитые и неразвитые.

Проблема критерия? (Степень экономики, правового развития).

3. По формационной принадлежности:

Добуржуазного и буржуазного типа:

       
   


Рабовладельческие Феодальные

4. По сфере функционирования политической системы:

Государственная политическая система и политическая система международного уровня:

 
 


Планетарная

(региональные).

2. Способ разрешения внутрисистемных противоречий:

1. Командные – ориентируются на преимущественные испытательные принудительные методы управления, исходящие от одного субъекта политической системы.

2. Соревновательные – политические и управленческие решения принимаемые в результате конкурирующих различных субъектов между собой.

Социоприменительные – выработка политических решений основана на достижении социального компромисса.

а) По особенностям формы правления;

б) По особенностям формы государственного устройства;

в) В зависимости от количества политических партий (однопартийные, многопартийные).

Виды политических систем:

1) По сфере функционирования:

а) Мировая политическая система;

б) Региональная политическая система;

в) Внутреннегосударственная политическая система.

а) Система всего мира.

б) Складывается в определенных регионах и охватывает несколько государств, несколько стран.

в) По принадлежности к конкретной стране.

2) По формациональной принадлежности:

а) Добуржуазные политические системы:

1. Рабовладельческие;

2. Восточные.

б) Современные буржуазные политические системы.

3) По степени их развитости.

Критерии развитости:

1. Место субъекта;

2. Характер взаимодействия.

От особенности формы государства (формы правления, политическим режимом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: