Из Повести Временных лет

План.

1. Причины и этапы образования Древнерусского государства.

2. Характер Древнерусского государства в IX—X вв.

3. Эволюционное развитие русских земель в XI – первой трети XII вв.

4. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве.

5. Дружина.

6. Народ и власть. Народное ополчение.

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Образование государства – это очень длительный процесс, который не может быть обозначен какой-либо конкретной датой, и проходящий в своем развитии несколько этапов.

Объединение восточнославянских племенных союзов в единое государство диктовалось прежде всего внешнеполитическими причинами. Освобождение от владычества хазар, противодействие варяжской агрессии, ликвидация серьезнейшей угрозы, нависшей над Русью с появлением в южных степях печенегов, организация совместных походов на Византию, Болгарию, страны Востока – вот задачи, которые в той или иной степени касались всех восточных славян.

Первоначально несколько племен, проживающих на соседних территориях, создавали территориально-политические объединения с общими органами управления, которые условно можно определить как «племенные княжения». По свидетельству Повести Временных лет, княжения существовали в землях древлян, дреговичей, полочан. Во главе этих первых политических образований стояли вожди-князья.

Противоречивые версии существуют по поводу появления княжения у полян. В «Повести временных лет» читаем: «Поляне же жили обособленно и владели своими родами…И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив на третьей горе, прозванной по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назва­ли его Киев… И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве».

Традиционной в российской исторической науке является точка зрения, согласно которой первые киевские князья принадлежали к местной полянской знати, т.е. у полян было свое княжение, которое после смерти братьев было ликвидировано хазарами. Однако современные историки все чаще обращают внимание на странные для славян имена первых киевских князей. Некоторые из них считают, что летописный Кий был выходцем из Хазарии, имя Щек имеет тюрское, а Хорив - иранское или еврейско-хазарское происхождение. В связи с эти делается вывод о том, что в становлении государственности на юге страны самое активное участие принимали хазары.

В IХ в. восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли «призванные» варяжские князья. Наиболее крупными из них было объединение словен, части кривичей и финноязычных племен на севере, в районе озера Ильмень.

Из Повести Временных лет

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поишем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси, ибо так зва­лись те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кри­вичи все: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Прихо­дите княжить и управлять нами". И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и сру­били город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий - Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Различные интерпретации данного летописного отрывка породили споры между так называемыми норманнистами и антинорманнистами. Норманнисты утверждали, что, так как первыми князьями на Руси являлись иностранцы – скандинавы (норманны), то государственность была занесена на Русь извне; и даже свое имя – Русь (Россия) наша страна получила от скандинавов-русов. Антинорманнисты, отстаивая идею зарождения восточнославянской государственности на местной основе, пытались доказать славянское или балтское происхождение первых русских князей. Большинство современных историков признают скандинавские корни Рюрика, Трувора и Синеуса, но обращают внимание на то, князья-иноземцы приглашались для выполнения функций уже хорошо известных жителям новгородской земли, а не привносили в нее некое новое устройство. Прежде всего здесь действовало некое собрание представителей племен (вече), именно оно и пригласило варягов. В систему управления был включен и князь, имеющий закрепленные за ним функции. Судя по «приглашению» эта должность была выборной. Князья прибыли со своими дружинами – вооруженными отрядами, помогающими им выполнять свои обязанности.

Призвание иноплеменников в качестве главы государства является обычной практикой для многих народов. Данный факт свидетельствует о том, что пригласившие Рюрика племена осознали общность своих интересов. Ведь существовавший у них порядок управления нес в себе потенциальную угрозу межплеменных конфликтов. Избираемые на вече князья и другие должностные лица, могли проводить политику, считаясь, в первую очередь, с интересами своего племени. Приглашенный «чужеземец» при принятии решений должен был учитывать интересы всех субъектов межплеменного союза.

Согласно Повести Временных лет, бояре Рюрика Аскольд и Дир отпросились в поход на юг. Дойдя до Киева и узнав, что город платит дань хазарам, они освободили киевлян от хазарской зависимости и стали править в нем. Некоторые историки считают, что Аскольд и Дир не являлись боярами Рюрика, а действовали самостоятельно. Придя в землю полян, они поступили на службу в Киев, обязавшись со своей дружиной защищать город от других врагов (прежде всего хазар). Возможно, что князья не являлись современниками и Дир правил позже Аскольда.

Как бы то ни было, но уже в 30-х гг. IX в. Киев являлся столицей самостоятельного государственного объединения и претендовал на первенство в восточнославянском мире. Вероятно, тогда же киевский князь принял титул хакана, уравнивавший его с правителем Хазарии, в то время сильнейшим властителем Восточной Европы.

Во второй половине IX в. соперничество между «Севером» и «Югом» усилилось. Северные князья стремились взять под свой контроль и южную часть торгового пути «из варяг в греки». Эта борьба закончилась победой «Севера», когда в 882 г., согласно Повести Временных лет», приемник Рюрика Олег (879-912) захватил Киев и сделал его столицей государства, объединившего северные и южные земли восточных славян. По пути северный правитель закрепился на земле кривичей (Смоленск). В 883 г. он победил ближайших соседей полян – древлян, а также подчинил себе северян и радимичей, освободив их от хазарской дани. В результате к Х в. сложилось единое государство восточных славян, занимавшее территорию почти всей Восточной Европы.

Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге эти пришельцы быстро ославянились, вступая в брачные связи с местным населением и сливаясь с ним уже в следующем поколении. И если «русью» еще в первой половине Х в. именовали княжескую дружину и ближайшее окружение киевского князя, то в последующем произошло перерастание социального значения этого термина в этническое. Русскими стали называться все жители восточнославянского государства со столицей в Киеве. В это же время складывается понятие «Русская земля, Русь».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что древнерусское государство складывалось на основе общественного договора между восточно-славянскими племенными объединениями и пришлыми князьями с профессиональной военной дружиной. Важнейшей чертой этого общественного договора была его осознанность и добровольность. При этом князья-варяги не создавали на Руси новых политических структур, а лишь включались в шедшие здесь процессы государствообразования, т. е государство создавалось на местной (автохтонной) основе.

Характер Древнерусского государства в IX—X вв. Характер Древнерусского государства с течением времени менялся. В IX—X вв. оно представляла собой объединение (федерациию) различных земель-княжеств, общим главой которых был киевский князь, «хакан», выходец из «рода русского». Первоначально порядок перехода власти после смерти одного князя к другому не был четко определен. В последующем, как считают некоторые историки, «русы», являясь представителями племен имеющих устойчивые традиции кровнородственных связей, привнесли в Древнерусскую государственность наследственный принцип передачи киевского престола.

В некоторых племенах сохранялись местные князья, например, у древлян, кривичей, радимичей и др. Племенные власти обладали значительной внутренней самостоятельностью. В международных вопросах они подчинялись Киеву, но при этом местные князья были активными участниками всех крупных внешнеполитических акций Древнерусского государства. Так, они участвовали в составлении русско-византийских договоров при Олеге и Игоре (912-945), их послы сопровождали княгиню Ольгу (945-957) в Константинополь. Примечательно, что договоры с греками Олег заключал не только от имени «великого» князя киевского, но и «великих», светлых» князей, «под Олгом сущих». То есть, несмотря на подчинение киевскому князю, главы племенных княжений титулуются «великими» и «светлыми».

В дальнейшем статус племенных князей понижается. В договоре Игоря с Византией (944 г.) в качестве «великого» фигурирует лишь князь киевский, остальные именуются просто князьями.

Киевский князь заключал с местной властью своеобразный договор об условиях союза. Они сводились к нескольким принципиальным моментам.

Прежде всего, устанавливалось право киевского князя на дань, которая собиралась путем «полюдья». Уплата дани и являлась внешним показателем признания за киевским князем права на выполнение властных функций. Дань не платили только поляне.

Договор обязывал киевского князя обеспечивать защиту подвластных ему земель. Местные князья должны были поставлять Киеву воинское ополчение в случае проведения серьезных внешнеполитических акций.

Наличие договора делало власть князя легитимной и обеспечивало ему возможность управлять огромным государством. Но если князь нарушал условия договора, то мог за это жестоко поплатиться. Так, в 945 г. древлянами был убит сын Рюрика Игорь, который по настоянию дружины, вторично отправился за данью в древлянскую землю.

Однако союз киевских князей с подвластными племенами был непрочным. Местные князья стремились при любом удобном поводе вернуть независимость. Так, князь Игорь возвратил под «свою руку» древ­лян, которые воспользовались смертью Олега и отделились от Киева. Войну с древлянами вела и княгиня Ольга. Владимир (980 - 1015) начал свое княжение с походов против вятичей и радимичей, которые после гибели Святослава (957-972) перестали платить дань Киеву.

Конец Х в. стал временем завершения формирования территориальной структуры Древнерусского государства и укрепления власти киевского князя. Эта тенденция просматривается уже в деятельности княгини Ольги. Она упразднила систему полюдья, постепенно заменив ее централизованным сбором фиксируемой дани-налога. С этой же целью княгиня, по-видимому, приняла христианство из Константинополя.

Новый решающий шаг в укреплении центральной власти сделал Святослав. В его договоре с византийским императором вообще нет упоминаний о племенных князьях. Речь идет о «великом князе русском» Святославе, его воеводе Свенельде, о «болярах» и всех остальных, заключенных в общем понятии «Русь». Святослав вводит в древнерусскую политическую практику новое начало. Отправляясь после разгрома печенегов на Дунай, он оставил своим наместником в Киеве старшего сына Ярополка (972-980); второго сына - Олега отправил в землю древлянскую; третьего сына, малолетнего Владимира, с дядей его Добрынею отпустил в Новгород. Очевидно, он передал наместникам право сбора дани для Киева.

Дело, начатое Святославом, завершил Владимир. Ему удалось присоединить к Киеву юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. В целях укрепления централизаторских тенденций была проведена религиозная реформа. Принятие христианства из Византии значительно усилило власть киевского князя.

Владимир окончательно ликвидировал местные княжения, посадив в главных городах киевских наместников - своих многочисленных сыновей. Они отправлялись на места с частью своей дружины, и кормились за счет даней и разных поборов с населения, посылая часть дани великому князю в Киев. Так, Ярослав (1019-1054), посаженный отцом в Новгороде, отсылал ему «уроком» две тысячи гривен в год, а одну тысячу раздавал находящейся с ним дружине.

В это же время начинает формироваться так называемая лествичная система передачи власти, основанная на принципе старшинства. Киевский престол, в случае смерти великого князя, занимал старший в роду Рюриковичей: обычно следующий за ним по старшинству брат, или старший сын. Это влекло за собой передвижение и всех остальных князей-наместников: место старшего брата, перебравшегося в Киев (обычно он сидел на новгородском столе), занимал следующий по возрасту брат, а остальные братья перемещались по «лествице» власти на одну «ступеньку» вверх, переходя на все более престижные княжения.

Эволюционное развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Однако «лествичная» система не была четко зафиксированной юридической нормой. После смерти отца, как правило, начиналась активная борьба между братьями за право владеть Киевом. Победитель, разумеется, сажал в остальные земли своих сыновей. Так, после смерти Святослава началась борьба за власть между его сыновьями- Ярополком киевским, Олегом древлянским и Владимиром новгородским. Победу в ней одержал Владимир. Еще более кровавая усобица разгорелась между сыновьями Владимира. Киевским престолом, в результате братоубийственной войны (в ней погибли Борис, Глеб и Святослав), овладел Ярослав. Став киевским князем, Ярослав сумел устранить от власти и остальных своих братьев. Их места заняли его сыновья.

Ярослав умер в 1054 году. Перед смертью он разделил между сыновьями, «по старшинству», русские земли. Изяслав, как «старейший сын», получил Киев (к тому же оставался князем новгородским). Святослав был отправлен во второй по значению город Руси - Чернигов, Всеволод - в Переяславль. При этом князь нака­зал сыновьям жить в мире и согласии и слушаться старшего брата, как отца своего. Тем самым формально закреплялся политический приоритет киевского князя.

Однако, начиная с 1073 г., между братьями развернулась ожесточенная борьба за киевский престол, в которую впоследствии были втянуты и внуки Ярослава. Внутриполитическая ситуация осложнялась и тем обстоятельством, что в борьбе друг с другом князья использовали половецкие отряды и польские полки.

К концу XI в. власть киевских князей значительно ослабла. На смену «вертикальному» принципу управления Древнерусским государством - исполнение сыновьями воли отца, приходит «горизонтальный» - договоры братьев между собой. Ведущая роль теперь принадлежала княжеским съездам. На них решались проблемы борьбы с общими врагами – половцами, а также вопросы междокняжеских соглашений. Наиболее значимым с этой точки зрения был княжеский съезд в городе Любече (1097), установивший новый принцип взаимоотношений между князьями: «каждый да держит отчину свою». Русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярослава Мудрого и «отчина» (земля, в которой княжил отец) переходила по наследству сыну.

Конечно, новый принцип утвердился не сразу. Ни Любечский, ни последующие княжеские съезды (1100, 1103, 1110) не смогли предотвратить междоусобиц, которые сменялись более или менее стабильными периодами, которыми характеризуется время правления в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его старшего сына Мстислава Владимировича (1125-1132). Однако центробежные тенденции давали о себе знать и во второй четверти XII в. Древнерусское государство распалось на независимые княжества и земли.

Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Наличие общественного договора междукнязьями и восточнославянским обществом предполагало, что общество делегировало княжеской власти вполне определенные функции.

Прежде всего, князь являлся военным руководителем страны. Он обеспечивал внешнюю безопасность, охрану торговых путей проходящих через восточнославянские земли (в первую очередь пути «из варяг в греки»), организовывал походы в чужие страны (в 907 и 911 гг. походы на Царьград совершил князь Олег и в 941 г. - князь Игорь). Поэтому своим обликом и поведением первые русские князья напоминали военных вождей. Они принимали непосредственное участие в сражении, причем в качестве передового воина, увлекающего своей удалью и отвагой остальную рать. Чтобы поднять боевой дух воинов, князья, по древней традиции, произносили перед решающей битвой пламенные речи.

Ратные подвиги князей тесно переплетались с дипломатическими усилиями, направленными на достижение внешней безопасности Руси. Первые византийские послы появились в Киеве при князе Игоре. Умелым дипломатом была и княгиня Ольга. Она первой из русских правителей попыталась использовать в дипломатической практике династические браки. По мнению известного историка А.Н.Сахарова, целью визита Ольги в Константинополь в 957 г. было не только принятие христианства, но и установление династического брака своего сына Святослава с дочерью византийского императора Константина VII Феодорой. Впоследствии на этом поприще значительных успехов достиг Ярослав Мудрый.

Второй существенной задачей княжеской власти была охрана внутреннего мира и порядка. Эта деятельность включала в себя несколько направлений. Впервые одну из важнейших функций государственной власти - право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы - осуществила княгиня Ольга, изменив порядок уплаты дани. Ярослав Мудрый создал первый на Руси письменный свод законов - «Правду Ярослава» (1015). В последующем появляются Правда Ярославичей, Уставы Владимира Мономаха, церковные княжеские уставы.

Помимо законотворческой работы, князья выполняли и судебные функции. Так, в дневном расписании Владимира Мономаха отводилось специальное время для проведения судебных разбирательств. В компетенцию княжеского суда входили, прежде всего, разбойные дела, т.е. преступления связанные с нарушениями внутреннего мира. Княжеский суд вершился гласно, в присутствии представителей местных общин. Значительную роль в судопроизводстве играли заинтересованные стороны. Потерпевшие сами разыскивала преступника, вызывали и доставляли его в суд, обеспечивали присутствие свидетелей и пр. Личное участие князя в суде, гласность княжеского суда, выражавшаяся в присутствии на нем народных представителей, активность в судебном разбирательстве истца и ответчика свидетельствовало об определенной демократичности княжого суда в Древнерусском государстве, что значительно отличало его от западноевропейского сеньориального.

Князья не только судили, но и взимали денежные судебные штрафы – виры, которые шли на покупку оружия и коней, необходимых для обороны от кочевников.

После принятия христианства на плечи князей легла обязанность всячески способствовать распространению христианства в древнерусском обществе и материально обеспечивать духовенство.

На Руси ценились не только ратные подвиги князей, но и умение мудро решать внутренние проблемы государства. Недаром к числу наиболее уважаемых деятелей народ относил Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Дружина. Важную роль в структуре Древнерусской государственности играла княжеская дружина. Она состояла из профессиональных воинов. Часть дружины переходила к князю от отца («старшая» дружина). Младшие дружинники росли и воспитывались вместе с княжичем с 13-14 –летнего возраста.

Дружина не только сопровождала князя в походах, но и помогала в управлении государством. На Руси укоренилась традиция совещания («думы») князя с дружиной. Так, князь Игорь, получив в 944 г. предложение византийских послов отказаться от похода на Царьград взамен уплаты дани, созвал свою дружину на «думу» и согласился с ее мнением: «не бившись иметь злато и серебро и паволоки». В 1093 г. внуки Ярослава Мудрого князья Святополк Изяславич, Ростислав и Владимир (Мономах) Всеволодовичи перед началом военных действий советовались со своими «осмысленными мужами», следует ли нападать на половцев или же выгоднее заключить с ними мир. С дружинами обсуждался вопрос о сроках наступления на половцев на княжеских съездах 1103 и 1111 гг. И хотя мнения князя и дружины разошлись, князь потратил много усилий, чтобы убедить дружинников в правоте своего решения. Известны и попытки дружины оказывать давление на князя. Именно княжеские дружинники убедили Игоря отправиться за вторично за данью к древлянам. А в 1015 г., дружина киевского князя попыталась вмешаться в вопросы княжения. Узнав о смерти Владимира, дружинники предложили стать киевским князем его младшему сыну Борису. И только нежелание князя нарушить традицию старшинства не позволило дружине настоять на своем. Судя по «Поучению» Владимира Мономаха, князь советовался со своей дружиной едва ли не каждый день.

Между князем и дружиной существовали взаимные личные обязательства. Дружинники постоянно находились при своем князе и были на полном его содержании. Князь расходовал на дружину часть средств, которые он получал в качестве дани. Бытовая близость князя и дружины выражалась и в повседневных застольях, гремевших под сводами княжеских гридниц. В свою очередь, дружина обязывалась поддерживать и защищать своего князя. В то же время перемещение князей не являлось обязательным для дружины. Дружинники были людьми свободными и имели право оставить одного князя и поступить на службу к другому. Так, в 1146 г. только часть дружины отправилась вслед за князем Святославом Ольговичем, изгнанным из Новгорода Северского своим противником Изяславом Мстиславичем.

По мнению И.Я.Фроянова, «такая система личных связей напоминает вассально-сюзеренные отношения Западной Европы. Однако поначалу дружинно-княжеские связи принципиально отличались от них. Личная преданность дружинников не закреплялась временными земельными владениями (ленами), характерными для западноевропейского средневековья. Древнерусский дружинник не получал за свою службу (и на ее время) земельного надела, который мог бы обеспечить его всем необходимым. Зато он находился полностью на обеспечении князя. Точнее, князю номинально принадлежало все, что он вместе с дружиной захватил в военном походе или получил в виде дани, а затем распределял между дружинниками».

В XI – XII вв. ситуация несколько меняется. Часть дружины все настойчивее стремилась ограничить круг лиц, имеющих право давать советы князю. Дружина раскололась на «старшую» («переднюю», «большую») и «младшую» («отроки», «детские» и др). К концу XII в. выработались даже понятия о «боярах думающих» и «мужах хоробрствующих». И если раньше перед лицом князя все дружинники были равны, то теперь происходит известная дифференциация не только дружинного права, но и материального положения княжной дружины.

В результате складывания на Руси в XI – XII вв. новых междокняжеских отношений сократились возможности обогащения князя и старших дружинников - бояр за счет даней. Князья, став собственниками своих «отчин», начинают отправлять бояр в города и волости в качестве наместников, жалуя их правом кормления. Однако «передача в кормление городов и сел носила неземельный характер. Ведь передавалась не территория, а право сбора доходов с жившего на ней населения. Стало быть, вассалитет, строящийся на пожаловании кормлений, не имел феодального содержания, поскольку был лишен земельной основы» (И.Я.Фроянов).

Теперь большинство бояр уже не живет вместе с князем, но регулярно приезжает к княжескому двору. В то же время значительная часть младшей дружины продолжала жить при князе и находилась на его содержании.

Таким образом, древнерусская дружина в XI – XII вв. испытывала влияние двух противоречивых тенденций. С одной стороны, еще действовали старые дружинные связи, привязывающие дружину к князю и заставляющие ее быть подвижной, перемещаясь вслед за своим князем. С другой стороны, часть дружины испытывает определенную тягу к оседлости, что способствовало постепенному разрушению дружинной организации. По мнению И.Я.Фроянова, «в противоборстве этих стремлений отражался переходный характер эпохи, совмещавшей старые порядки доклассового строя с формирующимися новыми социальными отношениями, ведущими к классовому феодальному обществу».

Народ и власть. Несмотря на значительный общественный вес князя, его власть не была всеобъемлющей. В древнерусском обществе глубоко укоренились традиции народоправства – коллективного общинного управления. Историки называют его вечевым идеалом

Вече функционировало во всех крупных городских центрах Древней Руси. Оно ведало вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы. Даже создание судебных сборников не являлось частным делом князя или его ближайшего окружения. Некоторые историки предполагают, что введение новых законов или отмена старых производилась с предварительным обсуждением на вече. То есть, ни одно сколько-нибудь значимое общественное дело не решалось без участия народа.

Вечевая власть зорко следила за соблюдением князем условий договора с местным обществом и определяло меру наказания за его нарушение. Именно древлянское вече вынесло князю Игорю в 945 г. приговор: “Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его”.

Вечевые собрания проводились и в Киеве. В 968 г., когда Святослав Игоревич воевал в Болгарии Дунайской, киевское вече направило князю резкое требование вернуться в Киев и защитить свою землю от печенегов.

В XI-XII вв. городские вече стали все чаще вторгаться в вопросы княжения. Невзирая на уста­новившийся порядок, они могло пригласить к себе любого князя или указать неугодному “от ворот поворот”.

В 1068 г. после поражения киевского князя Изяслава Ярославича от половцев вече приняло решение об его изгнании и приглашении на киевский стол Всеслава Полоцкого, находившегося в Киеве в заточении. Менее чем через год киевлян снова собирались на вече, дабы заручиться помощью Святослава и Всеволода Ярославичей против Изяслава, шедшего с польским войском на Киев. В 1113 г. именно киевское вече, вопреки существовавшему порядку престолонаследия, призвало в Киев на княжение Владимира Мономаха. В 1125 г. на киевский престол был посажен старший Мономашич Мстислав, а после его смерти в 1132 г. киевляне передали власть его брату Ярополку.

Нередко бытует представление о вече как неуправляемом собрании, где вопросы решались «криком»: кто кого перекричит. Документы свидетельствуют, что собрания проходили весьма организованно, с соблюдением правил, выработанных вечевой практикой. Обычно вече собиралось на площади перед главным храмом (в Киеве, например, перед Софийским собором). В ожидании его начала горожане вели себя степенно. «Заседанием» руководил князь, митрополит и тысяцкий. Выступить на вече простому человеку можно было лишь с разрешения самого собрания. Некоторые историки допускают существование протокольных записей вечевых решений.

Вопрос о вече является дискуссионным в науке. Часть советских историков (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др.) видели в вече собрание феодальных верхов, защищающих свои классовые привилегии. Однако большинство современных исследователей (как, впрочем, и дореволюционных) рассматривают вече как демократический институт, на котором были представлены практически все слои древнерусского общества. Конечно, непременными их участниками была древнерусская знать: князья, бояре, богатые купцы. Нередко они руководили вечевыми собраниями, но навязать свою волю не могли. Народ принимал решения исходя из собственных интересов. Древнерусская знать была вынуждена считаться с волей народа. Подобная ситуация во многом объясняется спецификой военной организации Древнерусского государства.

Народное ополчение. Одной изтрадиционныхоснов восточнославянского общества, воспринятой Древнерусской государственностью, было существование народного ополчения - прямого вооружения народа. То есть почти все мужчины на Руси были заняты не только в производстве тех или иных материальных благ, но и в военном деле. При этом народные ополченцы – «вои» предстают в Русской Правде не только «оружно», но и «конно», т.е. народное ополчение делились на пешую и конную рать.

Вооруженный народ практически на всей территории Древней Руси был организован по десятичной системе. Ее основу составляли сотни – территориально-административные образования и вместе с тем военные единицы. Возглавлявшие их сотники (сотские) являлись не только административными, но и военными чинами. Сотни складывались в тысячу, которая и являлась собственно народным ополчением определенного города и примыкающей к нему округи. Во главе народное ополчение стояли тысяцкие. Как правило, они выбирались из представителей уже прошедших через должности десятских и сотских.

Весьма существенным являлось то обстоятельство, что народное ополчение подчинялось не князю, а городскому вече. Именно вече принимало решение о выступлении в поход, которое являлось обязательным для всех. К тем, кто уклонялся от исполнения воинского долга, применялись суровые наказания, хотя в некоторых случаях можно было откупиться деньгами.

Основная тяжесть войн, которые вела Русь с внешними врагами ложилась на плечи «воев». Профессиональные воины – княжеские дружинники, составляли лишь незначительную часть древнерусской воинской рати, и в случае серьезной военной опасности выступали как своеобразный штаб, который руководил народным ополчением.

В то же время народные ополченцы не были пассивны и во внутренних делах государства. Они составляли основную массу участников вечевых собраний. Именно это обстоятельство и заставляло знать считаться с волей веча. Кроме того «вои» активно участвовали и в межкняжеских спорах, начиная с первых раздоров Святославичей, Владимировичей и Ярославичей (в летописях они выступали как «кияне», «переяславцы», «черниговцы», «новгородцы» и прочие).

Таким образом, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства - коллективного общинного управления. Князь не был в полном смысле государем (ни в восточном варианте, ни западном). Большими правами обладало народное собрание. С помощью веча народ влиял на ход всей общественно-политической жизни. Высокая социально-политическая активность населения обусловливалась демократическим характером военной организации, в которой весьма важное место принадлежало народному ополчению. Именно «вои» определяли исход военных столкновений, внешних и внутренних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: