Основные причины пожаров

КОНСПЕКТ

Технических занятий по пожарно - техническому минимуму

Для работников поездных бригад

Введение

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности всего оборудования вагона, а также на наличие и готовность к действию средств пожаротушения несут ЛНП, проводник пассажирского вагона, поездной электромеханик.

Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан:

· Знать и выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;

· Выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс;

· Не допускать использование неисправных инструментов, приборов, оборудования, соблюдать правила безопасности по их эксплуатации, а также указания лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;

· Уметь применять имеющиеся на вагонах первичные средства пожаротушения.

Лица, назначенные на должность проводников, сдают экзамены в комиссии, созданной при начальнике резерва проводников с обязательным участием представителей ведомственной охраны.

Результаты экзаменов отражают в журнале. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются.

Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов от работников, связанных с эксплуатацией вагонов по вопросам противопожарной защиты и действиям при возникновении пожара –не реже двух раз в год.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ

1.1. Пожар и его возникновение. Пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Сущность горения была открыта в 1756 году великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение - это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Исходя из этого, для горения необходимо наличие: горючего вещества (кроме горючих веществ, применяемых в производственных процессах, и материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий); окислителя (кислород воздуха; химические соединения, содержащие кислород в составе молекул, - селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы, например, фтор, бром, хлор); источника зажигания (открытый огонь или искры).

Следовательно, пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить хотя бы один перечисленных компонентов.

Основные поражающие факторы пожара, К основным поражающим факторам можно отнести непосредственное воздействие огня (горение), высокую температуру и теплоизлучение, газовую среду, задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения. Люди, находящиеся в зоне горения, больше всего страдают, как правило, от открытого огня и искр, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрации кислорода, падающих частей строительных конструкций, агрегатов и установок.

Открытый огонь. Случаи непосредственного воздействия открытого огня на людей редки. Чаще всего поражение происходит от лучистых потоков, испускаемых пламенем.

Температура среды. Наибольшую опасность для людей представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к ожогу верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, при температуре выше 100 °С человек теряет сознание и гибнет через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.

Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях, построенных с применением полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Наиболее опасен из них оксид углерода. Он в 200-300 раз быстрее, чем кислород, вступает в реакцию с гемоглобином крови, что приводит к кислородному голоданию. Человек становится равнодушным и безучастным к опасности, у него наблюдается оцепенение, головокружение, депрессия, нарушается координация движений. Финалом всего этого являются остановка дыхания и смерть.

Потеря видимости вследствие задымления. Успех эвакуации людей при пожаре может быть обеспечен лишь при их беспрепятственном движении. Эвакуируемые обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатели выходов. При потере видимости движение людей становится хаотичным. В результате этого процесс эвакуации затрудняется, а затем может стать неуправляемым.

Пониженная концентрация кислорода. В условиях пожара концентрация кислорода в воздухе уменьшается. Между тем понижение ее даже на 3 % вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация менее 14 %; при ней нарушаются мозговая деятельность и координация движений.

Причины возникновения пожаров. Вжилых и общественных зданиях пожар в основном возникает из-за неисправности электросети и электроприборов, утечки газа, возгорания электроприборов, оставленных под напряжением без присмотра, неосторожного обращения и шалости детей с огнем, использования^ неисправных или самодельных отопительных приборов, оставленных открытыми дверей топок (печей, каминов), выброса горящей золы вблизи строений, беспечности и небрежности в обращении с огнем.

Основными причинами возникновения пожаров в пассажирских вагонах являются:

· Неисправность в системах отопления и электроснабжения, неправильное пользование приборами электрооборудования, а также нарушение правил пожарной безопасности пассажирами и проводниками вагонов;

· Короткое замыкание в электропроводке и приборах электрооборудования;

· Перегрузка проводов и приборов электрооборудования;

· Большие переходные сопротивления в электроприборах и электросетях;

· Включение и оставление без наблюдения преобразователей, вентиляции, электрокипятильников и др. электроприборов;

· Нарушение нормальной работы стабилизатора напряжения;

· Хранение в нишах распределительных щитов, приборов автоматики, вентиляционных каналах, в помещении котельной сгораемых предметов;

· Использование для освещения ламп завышенной мощности;

· Нарушение правил подачи и приема тока в магистраль;

· Неисправность аккумуляторной батареи (наличие «глухих» элементов, низкое сопротивление изоляции, отсутствие конрогаек на межэлементных соединениях, наличие течи электролита и др.);

· Применение открытого огня отогрева водоналивных труб в зимнее время;

· Топка котлов и кипятильников без воды, разбрасывание непотушенных окурков и спичек;

· Сушка дров, досок и других сгораемых материалов около отопительных и электронагревательных приборов;

· Применение для растапливания котлов и кипятильников легковоспламеняющихся жидкостей (керосин, бензин, масло и др.)

· Неисправность разделок и дымовых труб котлов отопления и кипятильников;

· Хранение и перевозка легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов (спирты, эфиры, бензин, керосин, нитролаки и т.д.)

· Скопление пыли и грязи на приборах электрооборудования, в шкафах распределительных щитов, около дымовытяжных труб, нагревательных приборов и электропроводки.

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: