Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
КОНСПЕКТ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ И
ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ
Составила: 5 курса 6305 группа
Антонюк Иван Евгеньевич
Преподаватель колледжа:
Иващенко Наталья Петровна
Преподаватель кафедры:
Савчина Марина Дмитриевна
Место проведения: ГАОУ СПО РК
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж им. И.А. Куратова»
Сыктывкар, 2015
Тема: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ И
ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ
Цель лекции:
Педагогическая:Формирование общего понятия о ценностях и ценностных ориентациях
Ученическая: иметь представление о ценностях и ценностных ориентациях Задачи лекции:
Образовательная: способствовать формированию или усвоению студентов представлений о ценностях и ценностных ориентациях
Развивающая: развивать умение студентов анализировать, развивать внимание и восприятие у студентов.
Воспитательная: способствовать воспитанию у студентов желание применять полученные знания на практике.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Вид урока: изучение нового материала
СОДЕРЖАНИЕ
Этапы занятия
| Содержание
|
Организационный момент
08:30-08:32
| Здравствуйте, нас зовут Антонюк Иван Евгеньевич и Мишарина Татьяна Алексеевна. Мы студенты 5 курса Сыктывкарского Государственного Университета Института педагогики и психологии и сегодняшнюю пару проведем мы.
|
Знакомство с темой и планом урока
08:32-08:34
| Запишите пожалуйста Тему: «Структурные компоненты личности и их влияние на личность»
Учебные вопросы:1. Ценности и ценностные ориентации
2. Мировоззрение личности
|
Введение в тему
08:34- 08:39
(08:34-08:46)
| Итак, давайте сначала ответим на несколько вопросов:
- Что такое ценности?
- Что такое ценностные ориентации?
- Какие бываю ценности? (Общечеловеческие, терминальные и инструментальные)
- Дайте определения каждому виду ценностей. В чем их различия?
Если студенты не могут дать ответиты на поставленные вопросы, даю под запись определения:
ЦЕННОСТЬ — значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности.
Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
И предлагаю определить вид ценности показывая на слайдах определения ценностей:
Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей.В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.
Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями.К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.
Общечелове́ческие це́нности — природные и культурные ценности, обладающие значимостью для человечества в целом.
Общечеловеческие ценности – это регуляторы нашего повседневного поведения, они передаются по наследству, сохраняются, но и часто обновляются. Таким образом, общечеловеческие ценности играют важную роль в обществе, способствуя его стабильности и сохранности.
|
Работа в группах
08:39-08:48
(08:46-08:52)
| Сейчас, я предлагаю, вам разделится на 6 групп по 4 человека. Даю вам на это 1 мин.
Раздаю группам список ценностей заранее распределенных на листах:
1 Группе Терменальные:
- Безбедная жизнь
- Равенство и братство
- Интересная и активная жизнь
- Забота о близких
- Свобода и независимость
- Здоровье
- Внутренний мир
- Зрелая любовь
- Безопасность
2 группе Терминальные
- Веселье
- Спасение
- Самоуважение
- Чувство достижения
- Уважение общества (
- Дружба
- Мудрость
- Мир во всём мире
- Понимание красоты
3 группе Инструментальные
- Амбициозный
- Непредубеждённый
- Компетентный
- Аккуратный
- Твёрдый
- Прощающий
- Помогающий
- Искренний
- Творческий
4 группе Инструментальные
- Самодостаточный
- Интеллигентный
- Последовательный
- Любящий
- Верный
- Послушный
- Вежливый
- Ответственный
- Сдержанный
5 группе Общечеловеческие
1. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение. 2. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. 3. «Золотое правило нравственности» - не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.
4. Истина, красота, справедливость.
5. Мир, жизнь человечества.
6 Группе Общечеловеческие
1. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей. 2. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. 3. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.). 4. Религиозные заповеди. 5. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
Даю задание: «На основе выданных Вам ценностей смоделируйте Внутренний конфликт ценностей и Ценностные конфликты между людьми»
|
Презентация группами подготовленных презентаций
08:48-09:12
(08:52-09:12)
| Группы выступают с подготовленными презентациями (на каждое выступление по 4 (3)минуты.
Задаю вопросы: к чему могут привести данные конфликты и какие пути их решения Вы можете предложить?
|
Рефлексия
| Рефлексия.
- Итак, …
Что происходит когда человек теряет ценность (ценностные ориентации)?
|
Домашнее задание
|
|
Организованный конец занятия
| Спасибо за внимание. До свидания.
|