СОДЕРЖАНИЕ
1. БОНДАРЕВСКАЯ Е.В. «Вступление» ………………………………… 8
2. БОНДАРЕВСКАЯ Е.В.
«Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» ………………………………………………………………... 11
3. ГАЗМАН О.С. КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ.
«Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы …………………………………………………. 43
4. МАЛЬКОВА 3.А., НОВИКОВА Л.И., КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе………………………………………………………………………… 64
5. БИТИНАС Б.П., БОЧАРОВА В.Г., КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ.
«Социальное воспитание учащихся» ………………………………………… 86
Тип. АРО. Зак. № 432-1000. 12.03.93.Объем 7 п. л.
БИТИНАС Б. П.,
БОЧАРОВА В. Г.,
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ*
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
(основные теоретические положения)
Коллектив авторов: Беличева С.А., Берлянчик М.М., Боровиков М., Гурова Р.Г., Гришаева Н.П., Гурьянова М.П., Дашкина А.Н., Змановский Ю.С., Катаева Л.И., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Лишин О.В., Лисовский В.Т., Фельдштейн Д.И.
|
|
Общие положения
1. Воспитание — важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влиянии на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.
Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из.важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой — необходимым условием успешного развития этого.процесса.
Общественное (социальное) воспитание — педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования лично
2. Общественное (социальное) воспитание осуществляется в различных сферах микросреды, в которой развивается личность. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общественного воспитания от дельных его областей как самостоятельных в силу их специфики (в том числе — семейного воспитания).
Для каждой из этих областей характерна определенная расстановка воспитательных институтов, специфическая социальная ситуация, своеобразная психологическая позиции развивающейся личности как субъекта воспитания.
Для каждого периода социального развития и индивидуального становления человека как личности характерны специфические возрастные особенности, проявляющиеся к определенных психологических.новообразованиях, в соответствующей возрасту разнообразной деятельности, в формирующем влиянии того или иного института социализации и т. п.
|
|
Система социального воспитания предполагает непрерывную, 'педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической позиции на
всех возрастных этапах (раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник и т. д.); в разных сферах.микросреды, где развивается личность (семья, детский сад, класс, школа, дом, квартал, клуб, любительское объединение, неформальная группа и т. д.); с участием всехсубъектов воспитания —от ребенка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.
3. Особые условия и возможности для социального воспитания заложены в микросреде, окружающей детей вне официальных, государственно учрежденных, институтов воспитания (открытая, неинституционализированная среда) особенно — в наиболее стабильном ее звене —семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением (социокультурной среде по месту жительства). Она характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной-многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, с детьми разного возраста. Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает детей раннего возраста в определенные социальные отношения, в том числе семейно-соседскую общность; способствует реализации на различных возрастных этапах потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций.
4. Феномен деятельности детей школьных возрастов в открытой микросоциальной среде (обусловленный как спецификой социальной ситуации развития личности в этой чреде, так и особенностями ее психологической позиции) проявляется:
— в особо благоприятных возможностях максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей растущих людей, раскрытия внутренних потенциальных творческих возможностей, способностей, дарований, что удовлетворяет потребность подростка, старшеклассника оцепитьсебя в системе: «я и мое участие в жизни общества», включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности; пройти школу многопланового общения, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие, другие важные личностные качества;
— в активном, позитивно-деятельном практическом участии детей в работе органов самоуправления в микросоциуме; в реально действующем характере мотивов (имеющих личностный смысл), что придает этой деятельности особую успешность и значимость для личности (к сожалению, нередко независимо от направленности деятельности — положительной или отрицательной);
— в предметно-практическом и преобразующем характере деятельности, сопряжении ее вербальных, 'предметно-практических и коммуникативных форм — организованных и неорганизованных, коллективных и индивидуальных, традиционных и нетрадиционных, осуществляющихсякак посредством различных учреждений, так и любительских объединений, а также через систему индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени, альтернативных домашних занятий и пр.;
|
|
— в своеобразии целеполагания как сущностного свойства деятельности (и одновременно — исходного компонента его структуры), что проявляется в самостоятельной постановке цели и четко осознанном представлении о результатах этой деятельности;
— в отсутствии прямого принуждения со стороны взрослых, официальных воспитательных структур, а также в исходной структурированности общения (разнообразные стихийно складывающиеся группировки, состав и занятия которых во многом предопределяют социальный и нравственный облик входящих в них подростков и юношей);
— в преобладании межличностного общения над межролевым, имеющего широкий диапазон, многоуровневый характер. Такое общение пополняет и утверждает интересы школьников в процессе обмена деятельностью со многими людьми разного возраста, жизненного опыта, профессий, поколений;
— в объективной естественной причастности к организации этой деятельности, 'к оценке ее результативности — семьи, широкого круга лиц, составляющих ближайшее окружение детей, подростков, юношества.
.5. Открытая микросоциальная среда органически связана с другими сферами микросреды, в которой развивается личность, как единое поле ее социальной активности. Организация жизнедеятельности школьников в различных сферах также рассматривается в единстве, которое выражается в попытке регулировать комплекс социальных функций детей и подростков, являющихся объективным условием развития их сознания и личностных качеств.
В качестве субъектов организации этой деятельности в микросоциуме рассматриваются, с одной стороны, сама личность, с другой - общество, реализующее свои воспитательные функции в системе официальных (государственно учрежденных) и неофицальных, добровольно-общественных воспитательных институтов.
|
|
Каждый воспитательный институт (и представляющие их типы воспитателей) обладает специфическими, во многом уникальными возможностями, соответственно своим, социально обусловленным функциям. Доминирующее влияние того пли иного института определяется особенностями периодов развития воспитанников, социализации личности.
6. Воспитание как педагогически направленное воздействие на формирование личности ребенка в условиях открытой микросреды предполагает устранение разобщенности в деятельности воспитателей, прежде всего, на личностном уровне.
Для этого воспитателям необходимо:
а) исходить из единого представления о воспитаннике на основе диагностики личности и ее окружения, умея абсграгироваться от узковедомственных позиций, соответствующих профессиональной компетенции каждого;
б) строить воспитательную деятельность на основе единых целей, поэтапно выработанных конкретных задач общественного воспитания и полноценной реализации каждым.субъектом своих, специфических функций;
в) основываться на конкретной (применительно к личности воспитанника), объединяющей всех программе воспитания — программе совместной целенаправленной деятельности всех воспитателей по оказанию помощи в развитии личности;
г) руководствоваться единым критериальным подходом в определении результатов согласованной воспитательной деятельности (на каждом возрастном этапе развития личности и во взаимосвязи всех сфер ее деятельности) с тем, чтобы более точно (приближенно к конкретной личности) определить воспитательные задачи на предстоящий период.
7. Совершенствование содержания и методики воспитания детей в социуме основывается на реализации, деятельностного подхода — развитии целенаправленной активности (деятельности)личности как основы и движущей силы ее формирования.
Концепция исходит из теоретического представления, согласно которому наибольшим воспитательным эффектом обладает «ведущий тип деятельности». Системообразующим признаком ведущей деятельности является в каждом конкретном случае смысловое содержание, распространяющееся от исходного вида на все сочетание многообразных видов деятельности. Навязывание неадекватного возрасту ребенка соотношения мотивов деятельности приводит к различным издержкам в воспитании вообще и 'неприемлемо для.воспитательной работы в условиях открытой микросреды, Если в дошкольном возрасте любые занятия приобретают смысл игры, то уже у младшего школьника игра подчинена смыслу познания нового. В подростковом же возрасте нецелесообразна попытка навязать мотивы учебной деятельности, свойственные младшему школьнику («учеба — наш главный труд» и др.). Ведущей в этом возрасте становится общественно полезная, социально значимая и социально оцениваемая деятельность со свойственным ей поиском способов социального самоутверждения, прежде всего, в глазах референтной группы. Проблема усложняется установкой большинства педагогов на принуждение как на основной способ взаимодействия с подростков.
Общественно полезная деятельность подросткового периода развития понимается как просоциально направленная творческая работа в любой области — учебно-познавательной, производительной, спортивной, общественно-политической, художественной и. пр. Эта работа бескорыстна в том смысле, что получение оплаты не есть ее основная цель. Смысл работы — в общественном признании в самых разнообразных формах. Мотивами такой деятельности являются, прежде всего, социальное самоутверждение подростков среди сверстников и взрослых.
Психологическая задача — выработать устойчивую, имеющую тенденцию к росту, самооценку подростка. Характерные черты этой деятельности – отсутствие узкой специализации, требующей длительного обучения (т. к. условия.жизни подростка не оставляют ему сил и времени для узкой специализации баз ущерба для развития личности); формирование референтной группы, обеспечивающей' подростку психологическую защищенность и постоянство в оценкеего деятельности, твердые критерии этой оценки; значительная роль эмоционального фактора в восприятии действительности и др.
В качестве уровней и показателей эффективности организации общественно полезной деятельности в условиях микросоциальной среды предлагается использовать:
— изменение смысловых установок, отношения подростков к прудовым делам (от «отбывания трудовой повинности» к осознанной.потребности в труде);
— изменение мотивационной структуры общественно полезной деятельности (уменьшение престижных и увеличение.коллективистских мотивов);
— динамика реального отношения школьников к труду (определяется по следующим основным позициям: целенаправленность; способность к ориентированным действиям;
исполнительность; самостоятельность; интенсивность и культура труда; трудовая дисциплина; добросовестность; бережное, экономное отношение к средствам труда; коллективизм;
способность к творческому выполнению трудовых операций);
— расширение спектра предлагаемых школьникам общественно полезных дел;
— повышение социальной ответственности за состояние и организацию общественно полезных дел в микрорайоне.
Органической составной частью просоциальной деятельности детей, подростков и юношей (девушек) является культурно-досуговая деятельность. Она. реализуется в социуме через множество форм социально-культурного, научно-технического, спортивно-оздоровительного и художественно-эстетического профиля: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей, включая, например, Дни матери, Дни отцов. Дня бабушек и дедушек; игровых, семейных конкурсов-состязаний, таких как «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Семья-эрудит» и других; конкурсов семенных, родительских газет, ярмарок-распродаж семейных поделок, читательских конференций, типа «Круг семейного чтения» и т. д.; инвариантные модели детских, подростковых, смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций,семейныхмастерских прикладного творчества и т. д.; формы социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, группы общения, клубы семейного воспитания и др.
Выполняя роль посредника между социальной средой и микромиром личности, культурно-досуговая деятельность способствует социализации детей и подростков в сфере досуга, укреплению и обогащению их связей, отношений с семьями и обществом, преодолению внутренних конфликтов, дефицита доверия в семейно-бытовой микросреде, поддерживает и способствует реализации творческих замыслов. Воспитывающее воздействие культурно-досуговой деятельности обеспечивается благодаря принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания партнеров, индивидуального подхода к каждому, единства интересов личности и общества.
7.1. Комплексы воспитывающей деятельности (охватывающие смысловые сферы ведущих для определённого возраста типов деятельности), многообразные и многовариантные по «наборам» ее видов и форм, при этом сохраняют важнейший сущностный признак — наличие как культурно-досуговой, так и общественно полезной направленности деятельности (коллектива, группы, каждого ребенка). Это создает реальные возможности для того, чтобы регулировать взаимоотношения между личностью и ее окружением, средой, включать ребенка в повседневные жизненные ситуации, в которых он может и «брать» от среды, общества, и «отдавать» окружающим его людям, природе, обществу. Культурно-досуговая и общественно полезная сферы деятельности при этом не функционируют раздельно, а взаимодействуют, взаимопроникают как две стороны единого процесса. Лишь в их единстве деятельность становится воспитывающей.
7.2. Культурно-досуговая и общественно полезная направленность реализуется различными сочетаниями основных видов, средств и сфер деятельности- — игра, труд, познание, спорт, общение, искусство (живопись, музыка, хореография, литература и др.), которые в условиях открытой микросоциальной среды носят многофункциональный характер (реализуются рекреативная, воспитательно-образовательная, развивающая, коммуникативная функции), что стимулирует личностное развитие детей. Практически вокруг любого объекта деятельности (область искусства, спорт, поисковая работа, ученический кооператив и т. п.) может быть развернут весь комплекс воспитывающего влияния в социуме. Многогранность объекта создает условия для разностороннего соприкосновения с ним личности, для ее самореализации и саморазвития, воспитания общей культуры, культуры здоровья, нравственных отношений, для художественного, физического, политического воспитания в социуме.
7.3. Деятельностный подход в содержании и методике социального воспитания учащихся реализуется на основе преемственности целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики, педагогической интерпретации национальных традиций воспитания и обучения детей. Модель — система воспитания складывается с учетом национально-региональных и микросоциальных условии; на основе совместной деятельности взрослых и детей в социуме, включения семьи, взрослого населения в активное общественное воспитание. 'При этом конструктивно сочетаются сис-темообразующие начала организованного общественного воспитания со стихийно-разрозненным народным педагогическим опытом. Среди основополагающих идей, народных педагогических воззрений, наиболее продуктивно «работающих» на совершенствование социального воспитания. можно начать следующие:
— преимущественная трудовая ориентация воспитательной работы (воспитание трудолюбия), последовательное включение ребёнка в комплекс необходимых взрослому человеку видов трудовой деятельности, более равнее, чем сейчас, приобщение к общественно значимому труду;
— забота родителей и всего сообщества социума о физическом развитии детей, о формировании здоровогообразажизни;
- выявление и раскрытие воспитательно-трудовой основы традиции каждой семьи, ее специфики; пробуждение исторической памяти детей, формирование уважительного отношения к своей «малой родине»; развитие, корректировка, обогащение общественного мнения в социуме; формирование у детей «чувства дома», «духа семьи», привязанности к родному дому, стремления к семейному общению, к совместным делам с родителями (с помощью традиционных приемов воспитания, таких как благопожелания, наставления, советы, поучения, скрытые поощрения, эмоциональная поддержка, опора на родословную семьи, ее традиции, соотнесение ее с историей села, места проживания);
— сохранение и развитие разнообразных социальных связей, общения (особенно семейно-родственного), совместная игровая, художественная, общественно полезная деятельность взрослых и детей с целью укрепления традиционного уклада, образа жизни, проекции жизненного опыта, знаний, трудовых и художественных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей и интересов детей и молодежи;
—— ориентация на пример взрослых как ведущий метод влияния на детей, развития их творчества, включения в активные трудовые, празднично-ритуальные, фольклорно-художественные, культурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искусства и спорта, воспитания доброты, милосердия, заботы о людях, о природе, об окружающей среде;
— общение ребенка с младшими детьмикак средство активного самоутверждения, воспитания ответственности, а также приобретения детьми элементарных навыков педагогического общения, передачиим народно-педагогических традиций;
— уважительное отношение к ритуальным праздникам, связанным с различными стадиями личностного развития (рождение, совершеннолетие, свадебный обряд и др.).
Сохранность традиций народной культуры, взаимопроникновение культур определяющим образом влияют на содержание воспитательной работы в социуме, ее приоритетную направленность, создают основы и условия для эффективного патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Все это учитывается при программировании направлений воспитательной работы на основе дифференцированного подхода с учетом специфики национальных, региональных и местных условий города, села, их 'конкретных возможностей.
7.4. Педагогически целесообразная, воспитывающая деятельность детей в окружающей их микросреде основывается на индивидуальном интересе, развивается от простого к сложному, от интересного к необходимому, от стимула побуждающего к стимулу смыслообразующему (Н. А. Леонтьев); обеспечивает сдвиг мотива (деятельность по интересу)нацель (осознанное участие в разносторонней социально-значимой деятельности) на основе гармоничного сочетания личных и общественных интересов ее участников.
Опираясь на первоначально проявляемый интерес каждого ребенка, содержание деятельности коллектива (группы, объединения) постепенно насыщается всеми основными видами деятельности (посредством обогащения одной, ведущей, элементами многих других), придавая при этом всей деятельности подростковых клубов, отрядов, бригад, штабов, неформальных групп, любительских объединений общественно полезную направленность. Педагогически целесообразным является развитие деятельности клубного коллектива от создания клуба по определенному профилю — к организации разносторонней деятельности в этом клубе, не ограничивающей ее рамками какого-то кружка, секции, а предполагающей участие воспитанников в труде, взаимопомощи, и в специфических формах досуговой, познавательной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности.
Предпочтение отдается типу клуба, который представляет собой не простую совокупность разнообразных кружков, каждый из которых «охватывает» определенный контингент ребят, а где организуется жизнь детей как определенной клубной общности, т. е. продуманной системы организации разносторонних видов деятельности всех членов клубного коллектива, возбуждающей и постоянно поддерживающей у них состояние заинтересованности, предоставляющейим возможность для выбора наиболее оптимальных и результативных способов приложения каждым своих сил и способностей.
Деятельность в подобных объединениях компенсирует и уравновешивает объективные трудности, связанные с ограниченной возможностью каждой личности для проявления своей позиции в школе, в семье. «Оттренированная» в благоприятных естественных условиях открытой среды активная позиция школьника, чувство ответственности, обязательности, сложившееся доброжелательное отношение к окружающим
затем имеют тенденцию постепенно переноситься и на деятельность в других сферах.
8. Педагогически ориентированная инфраструктура микросоциума предполагает такую модель взаимодействия субъектов системы социального воспитания на.развивающуюся личность, которая обеспечивает:
— активную субъектную позицию самой личности воспитанника, разнообразных детских, подростковых, юношеских объединений, групп, коллективов в микросоциуме;
— приоритетное место (особенно в дошкольном периоде развития личности) семье;
— педагогическую направленность инфраструктуры микросоциума не только на самих детей, но и на их ближайшее окружение (прежде всего в семье),' на отношения детей и взрослых, формирует разновозрастные семейно-соседские общности, общественное мнение в социуме, — создает воспитывающую среду;
— адекватность содержания, форм и методов воспитательного воздействия возрастным и индивидуальным особенностям детей и взрослых, специфике социальной ситуации развития личности в этой среде и своеобразию ее социально-психологической позиции;
— реализацию концепции социально-педагогической помощи трудновоспитуемым детям и функционально несостоятельным семьям (альтернативную не оправдавшей себя современной концепции профилактики правонарушений, основанной на принципах социального контроля и мерах административно-правового воздействия);
— полноценную реализацию специфического потенциала всех субъектов общественного воспитания на основе выполнения каждые институтом своих, социально обусловленных функций (при этом акцент их воспитательной деятельности переносится из учебно-производственной сферы в семейно-бытовую);
— благоприятные условия для демократического управления социальным воспитанием с приоритетом самоуправленческих начал и с тенденцией постепенной передачи управленческих функций органам самоуправления — на основе разумного соотношения официальных и неофициальных (неформальных) воспитательных структур, общего и специфического учета, педагогической интерпретации и полноценного использования потенциала прогрессивных традиций народной педагогики.
Механизмами формирования педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума как фактора и условия самореализации личности школьника выступают следующие:
1. Активный «разворот» всех государственно-учрежденных институтов воспитания: школ всех типов, дошкольных,.внешкольных, культурно-просветительных, спортивно-оздоровительных и других профессионально-воспитательных учреждении — к микросреде, к микросоциуму, где развивается личность; функционирование их как открытых социально-педагогических подсистем целостной системы социального воспитания в микрорайоне. Это предусматривает:
1.1. Совершенствование содержания воспитательного процесса, обеспечение его целостности, воспитывающего характера всех видов деятельности детей в микросреде, обновление («осовременивание), приведение в соответствие с условиями открытой микросферы форм воспитательной работы с максимальным учетом специфики национально-региональных и микросоциальных условий; насыщение содержания деятельности детей с раннего возраста реальными социально значимыми делами, связанными с организацией досуга, труда, с общественной работой, проявлением заботы, милосердия по отношению к окружающим людям, к природе, хозяйского отношения к своему дому, микрорайону.
1.2. Перестройку деятельности детского (ученического, клубного и т. д.) коллектива, его общественных организаций (комсомольской, пионерской, самодеятельных инициативных формирований и др.) на принципах самоуправления, представительства подростковых и молодежных формирований в руководящих органах микрорайона (в советах соцпедкомплексов, комитетах самоуправления и др.).
1.3. Обогащение деятельности каждого учителя, воспитателя специфическими формами работы, предполагающими их опосредованное влияние на сферы жизнедеятельности летен в открытой среде с раннего возраста (познание, труд, спорт, туризм, художественно-эстетическая и другие виды деятельности в микрорайоне), на их общение и поведение п естественных жизненных ситуациях.
1.4. Взаимодействие педагогических коллективов учебно-воспитательных учреждений, «передающих» детей друг другу по мере перехода ребенка в новые возрастные циклы;
преемственность (начиная с рождения ребенка до совершеннолетия) в содержании воспитательно-образовательной деятельности этих учреждений, в работе с семьей ребенка, в диагностической и коррекционной деятельности и т. д.
1.5. Новый подход к содержанию и организации дошкольного воспитания, в соответствии с которым на первый план выдвигаются такие приоритетные функции, как охрана физического и психического здоровья ребенка с эффективной коррекцией нежелательных отклонений; выявление и всемерное развитие способностей ребенка в возможно более широком их диапазоне (особенно — через игру, эстетическую деятельность, пруд, общение); подготовка к школе, к жизнедеятельности в следующем возрастном цикле. Пересмотр организационных основ работы с дошкольниками, развитие широкой сети новых форм (детские сады на дому, прогулочные группы, мини-школы, группы кратковременного пребывания, студии эстетического развития, спортивные группы, комплексы «школа—детсад» и др.), работающих вместе с традиционными ясли—садами в единой системе «дошкольный педагогический центр в микрорайоне».
1.6. Постоянную взаимосвязь школы, дошкольного учреждения и др. со средой (прежде всего с семьей, семейно-бытовой микросредой), систематическое педагогическое влияние на жизнедеятельность воспитанников во второй половине дня (в том числе посредством перехода на различные типы «продленки» — школьная, клубная, домашняя).
1.7. Изменение характера взаимосвязей педагогического, клубного коллектива, каждого учителя, воспитателя с другими воспитательными институтами — как профессиональными, так и с трудовыми коллективами, общественными организациями, депутатскими группами и комиссиями, родительскими комитетами, органами территориального самоуправления — на основе разделения сфер деятельности в соответствии с социально обусловленными функциями каждого института.
1.8. Высвобождение на этой основе педагогических коллективов от несвойственных им функций (координации,организация работы в микрорайоне, ее управленческое и мате-риально-техническое обеспечение, ответственность за моральный облик взрослых, за выполнение ими функций семьянина, родителя); предоставление им возможности полноценно осуществлять педагогическое обеспечение системы социального воспитания. Работа педагогических коллективов в этом направлении включает: педагогическое влияние на деятельность всех участников воспитательного процесса, единые цели, задачи, критерии эффективности воспитательных воздействий; выбор целесообразных средств и способов согласованного влияния на конкретную личность, с учетом данных ее диагностики; определение содержания и программирование воспитательно-образовательного процесса на личностном уровне и на уровне конкретных детских коллективов (класса, группы, клуба, кружка и т. 'п.); интенсификацию и рационализацию работы всех воспитательных институтов, разработку содержания и методики воспитательной работы в каждом звене системы, (необходимую коррекцию.
2. Принципиально иной подход к кадровому обеспечению системы социального воспитания, включающей три основных направления:
2.1. Формирование нового мышления у всех ныне действующих категорий профессиональных педагогов и воспитателей, которые совершенствуют воспитательный процесс в условиях «открытых» школ не только за счет своего личностного потенциала, но и компетентно влияют на деятельность воспитателей-непрофессионалов, полноценно используют в воспитательно-образовательных целях культурный, интеллектуальный, профессиональный, идеологический потенциал социального окружения.
2.2. Полноценное задействование специфических возможностей общественности как воспитательного института, который объединяет всех непрофессиональных воспитателей—организации или отдельных лиц, выполняющих воспитательные функции на добровольно-общественных началах, независимо от оплаты труда. Имеются в виду две основные группы общественности, участвующей в воспитании детей. Первая в совокупности представляет собой актив творческих союзов, добровольных обществ, инициативных ассоциаций. шефствующих над школами, СПТУ, дошкольными, внешкольными учреждениями, а также в целом над микрорайонами как территориальными комплексами; Вторая группа- население, общественность микрорайона, в составе которой ведущее место занимает родительская общественность, а также представлены такие самодеятельные демократические формирования, кик комитеты территориалього самоуправления, актив домов, улиц, женсоветы, советы отцов, ветеранов, семейные клубы, разнообразные любительские творческие объединения и т. п.
В структуре как первой, так и второй группы полноправное место занимают детские общественные организации, самодеятельные подростковые к молодежные формирования, органы самоуправления учащихся в школе,. внешкольных учреждениях, клубах, любительских объединениях по интересам и пр.
В современных условиях по мере развития социалистической демократии и совершенствования воспитательной деятельности Советов народных депутатов создаются все более благоприятные возможности привлекать общественные организации, их органы и актив к воспитанию подрастающего поколения.
Рост рядов общественности, включение в воспитательную деятельность все большего числа интересных людей разных возрастов, профессий, в том числе рабочих, колхозников, инженеров, ученых, представителей искусства, спорта постепенно меняет социальную позицию воспитателя-общественника. При сохранении добровольно-общественного принципа деятельности он при этом выступает носителем воспитательных функций представляемого им коллектива или группы, реализуя эти функции в своей деятельности, дополняя и продолжая (при условии взаимодействия) деятельность педагогов- профессионалов.
Педагогическая позиция воспитателя, выполняющего эти функции на добровольно-общественных началах, отличается от позиции учителя, родителя прежде всего тем, что он — воспитатель не по должностным или родительским обязанностям. Основные мотивы участия общественников в воспитании растущих людей — интерес, любовь к детям, потребность в общении с ними, желание передать свой опыт, знания. Организуемая ими деятельность детей осуществляется в непринужденных, свободных от жесткого регламента условиях, при обоюдно заинтересованном участии в ней как воспитателя, так и воспитанника.
Отношения воспитателя-общественника и воспитанника не формальны, демократичны, основаны на принципах добровольности, меньшей регламентированности, взаимных симпатиях и доверии. Это обеспечивает специфические возможности для творчества в воспитательной деятельности общественника, ставит его в позицию, способствующую особо доброжелательным, эмоционально-насыщенным, доверительным отношениям с воспитанником, эмоциональному благополучию в детском коллективе, удовлетворенности личности своей деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенностью, психологическим комфортом.
2.3. Введение в стране института специально подготовленной для работы в условиях открытой среды категории педагогических работников — социальных педагогов* (* В большинстве современных цивилизованных стран в настоящее время провозглашена своего рода «социально-педагогическая эра» (Г. Рерс), отражающая быстрое возрастание роли социальной педагогики. Одну из новых форм социально-педагогической деятельности представляет работа в микрорайоне, включающая целый комплекс социально-педагогических заведений, видов, форм. Кадры для социальной педагогики в большинстве стран готовятся специально. Спектрих деятельности очень широк и разнообразен, как и разнообразны названия этих воспитателей: социальные педагоги, социальные, работники, работники «социальных клиник», педагоги свободного времени, педагоги по дошкольному воспитанию, «компенсаторному» образованию, по урегулированию конфликтов, налаживанию контактов с родителями, по профориентации и т. д.), обеспечивающих интеграцию целенаправленных и средовых влияний на развивающуюся личность, а также стимулирующих развитие субъектной позиции ребенка в этом процессе, регулирующих взаимоотношения в системе «личность—семья— общество».
2.3.1. Предварительно можно выделить следующие характеристики социальных педагогов, обусловленные спецификой открытой микросреды, где развивается личность воспитанника, ее широким социальным характером;
— способность обеспечить допустимое и целесообразное педагогическое «вмешательство» в процесс социализации детей, подростков и молодежи, оказать помощь традиционным институтам воспитания; выполнить своеобразную роль не просто «третьего человека», посредника, а доверенного лица, связующего звена между этими институтами и средой, детьми и взрослыми, между развивающейся личностью и микросредой, личностью и обществом;
— умение влиять не только на воспитанников, но и на их «родителей, друзей, соседей, на ситуацию в микросоциуме, групповое общение детей и подростков, что предполагает соответствующую профессиональную оснащенность, широкий профиль подготовки социального педагога и определенные права, реальные возможности, а также четкую собственную гражданскую, нравственную позицию;
— умение работать в условиях неформального общения, оставаясь не просто «за спиной», но и занимая позицию неформального лидера;
— способность быть участником совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем;
— умение строить взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога «на равных».
2.3.2. В наиболее обобщенном виде функции социального педагога предположительно могут быть сформулированы следующим образом:
— диагностическая (он как бы ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и общения личности, степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи, соседской среды, групп сверстников, объединений взрослых; ему важно знать все позитивные силы в микрорайоне, а также источники негативного влияния на детей и подростков);
— организаторская (социальный педагог организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой среде, влияет на разумную организацию досуга, формирует подлинно демократическую систему взаимоотношений в подростковой среде и взрослых, отношений взаимной ответственности и взаимопомощи);
— прогностическая (он программирует и прогнозирует процесс воспитания по мере развития личности, деятельность всех институтов по руководству социальным формированием личности);
—предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая (предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие на детей, подростков, юношество, организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту прав детей и подростков в обществе, оказывает им помощь в период их социального и профессионального самоопределения);
— организационно-коммуникативная (способствует включению общественности, населения микросоциума в воспитание подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию о воспитательных воздействиях на воспитанника различных сил, учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье);
— охраннозащитная (использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков и молодежи; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные воздействия на детей)
2.3.3. Многоплановость и многовариантность задач социального воспитания, ситуаций, в которых работают социальные педагоги, предполагает определенную их специализацию, выделение отдельных групп (категорий) социальных педагогов, специализирующихся, например, по организации культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, производственно-технической, природо-экологической, народно-бытовой деятельности; по социально-правовой охране семьи и детства, коррекции отклоняющегося поведения и социальной реабилитации дезадаптированных подростков и др. Профили деятельности социальных педагогов могут быть так же разнообразны, как и потребности, интересы тех или иных групп и их окружения.
Группы социальных педагогов работают не обособленно, а в органической взаимосвязи между собой, а также со всеми воспитательными учреждениями и организациями микрорайона, т. е. в общей межведомственной системе социального воспитания.
2.3.4. При подготовке социальных педагогов принципиально важным является соотношение широкого образования, включающего овладение философией, общей педагогикой, теорией воспитания, общей, возрастной, педагогической и социальной психологией, историей, литературой, основами экономики, экологии, эстетики, этики, права, основами физической культуры, режиссуры и драматического искусства, прикладной медицины, со специальным (педагогическая социология, психология общения, семейная педагогика, теоретические основы предупреждения правонарушений, изучение молодежной субкультуры, престижных в среде молодежи теорий — религиозных, музыкальных, спортивных и пр., овладение культурой общения, методами педагогической анимации, навыками открытого общения с самой разнообразной аудиторией). I
2.3.5. Социальные педагоги общеуправленческого звена («не выходящие» непосредственно на практическую педагогическую деятельность с детьми, их семьями или подростковыми, молодежными группами, а специализирующиеся по вопросам управления воспитательно-образовательным процессом в условиях открытой микросоциальной среды) являются своего рода экспертами, «главными специалистами» по основным направлениям, «блокам» системы, которые как бы «по вертикали» прослеживают состояние той или иной проблемы в данном социуме, диагностируя; ситуацию, выявляя противоречия и программируя их разрешение.
3. Осуществление воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних как органической составной части модели-системы социального воспитания на основе концепции комплексной социально-педагогической помощи*, оказываемой обществом, всеми его институтами трудновоспитуемым детям и функционально несостоятельным семьям.
* Концепция исходит из понимания профилактики правонарушений как многоуровневого процесса., предполагающего осуществление социально-экономических, идеологических, культурных мер общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости и гражданской активности детей, молодежи; систематизацию воспитательных воздействий, осуществляемых по месту жительства, работы, учебы, в трудовых, учебных, производственных коллективах, направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека; обеспечение индивидуальной воспитательно-профилактической работы, направленной на коррекцию и предупреждение моральных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц.
3.1. Основными положениями ее являются следующие:
3.1.1. Научно обоснованная дифференциация и координация деятельности субъектов общей и специальной профилактики, обеспечивающие взаимодействие и комплексный подход в осуществлении воспитательно-профилактической работы.
3.1.2. Принятие в качестве критериев дифференциации правонарушений типологических, психологических и социально-психологических характеристик личности социально-дезадаптированных несовершеннолетних, а также характера семейного неблагополучия, обуславливающего те.или иные отклонения.в поведении детей и подростков.
3.1.3. Перестройка содержания воспитательно-профилактической деятельности общих и специальных органов профилактики на основе необходимой и адекватной (как характеру социальной дезадаптации несовершеннолетних, так и характеру семейного неблагополучия) социальной и социально-педагогической помощи, направленной на предупреждение и коррекцию социальных отклонений, а также на оздоровление условий семейного и общественного воспитания детей.
3.1.4. Постановка во главу угла деятельности всех институтов социализации задачи целенаправленного создания воспитывающей среды, позволяющей за счет включения в разнообразные виды социально значимой деятельности создавать подросткам условия для полноценной и нормальной реализации потребности в общении и самоутверждении, развития их разнообразных и широких интересов, для развивающего, наполненного полезными и интересными делами досуга, для семейного отдыха, способствующих преодолению отчуждения родителей от детей. Особого внимания в плане совершенствования воспитательно-профилактической деятельности требует развитие сети и совершенствование деятельности специализированных подростковых клубов, рассчитанных непосредственно на работу среди трудновоспитуемых подростков и выполняющих роль институтов социальной реабилитации и ресоциализации социально дезадаптированных подростков.
3.1.5. Перестройка деятельности социальных органов ранней профилактики, которые в первую очередь должны взять на себя функции по своевременному выявлению и нейтрализации тех лиц, групп, семей, которые своим аморальным и противоправным поведением оказывают криминализирующее влияние на несовершеннолетних (аморальные семьи, преступные и криминогенные группы и лица). При этом важнейшим условием их успешной профилактической деятельности является тесное \взаимодействия с широким кругом общественности, трудовыми коллективами и учебно-воспитательными учреждениями, общес-твенными объединениями по месту жительства, дифференцированное сочетание мер социально-педагогического, общественного, административно-правового воздействия!
3.2. Этот подход позволяет сформулировать пути решения проблемы. Среди них:
3.2.1. Разработка и введение в действие социально-педагогической модели дифференциации, координации и управления общих и специальных органов системы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на социально-психологических характеристиках объектов профилактического воздействия (степень социальной дезадаптации трудновоспитуемых несовершеннолетних, характер семейного неблагополучия функционально несостоятельных семей, степень выраженности асоциальной направленности неформальных подростковых групп).
3.2.2. Введение в практику работы психолого-педагогического инструментария для изучение личности и ближайшего окружения, трудновоспитуемых подростков, включающего эмпирические признаки, характеризующие степень социального развития подростков, социально-педагогические условия семейного воспитания.
3.2.3. Согласованное использование органами профилактики этого инструментария с целью изучения личности подростков, состоящих на школьном и профилактическом учете в ИДН; изучение условий их семейного воспитания и ближайшего окружения; разработка с учетом эмпирических данных социально-психологической типологии «трудных» подростков, неблагополучных семей и неформальных подростковых групп, позволяющей осуществлять дифференциацию воспитательно-профилактических мер и воздействий, оказываемых общими и специальными органами ранней профилактики.
3.2.1. Создание сети комплексных профилактических служб физиотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организационно-педагогических принципов их работы.
3.2.51 Активное и целенаправленное (системное) использование подростковых клубов и других подростковых и юношеских объединений по интересам как института ресоциализации социально-дезадаптированных подростков.
3.2.6. На основе сравнительного изучения структуры свободного времени трудновоспитуемых и благополучных детей, подростков — разработка специфических форм и средств приобщения их к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность.
3.2.7. Обеспечение научно обоснованного подхода к проблеме неформальных подростковых групп, юношеских сообществ и объединений в открытой среде, классификации неформальных подростковых групп по характеру социальной и асоциальной направленности; широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями, с использованием учреждений культуры, подростковых клубов, советов микрорайонов и т. д.
3.2.8. Систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей, включая различные формы семейного отдыха, участия семьи в общественно полезной деятельности по месту жительства.
3.2.9. Обоснование статуса и разработка служебных функций социальных работников, осуществляющих на практике воспитательно-профилактическую работу с неблагополучными семьями и трудновоспитуемыми детьми и подростками. Создание программно-методического обеспечения для подготовки и переподготовки кадров социальных работников.
4. Создание адекватной организационно-управленческой структуры системы социального воспитания, предполагающей:
— научно обоснованный подход к определению оптимальных параметров ограничения пространства в разнотипных городских и сельских условиях и введения соответствующих нормативов его обеспечения;
— расстановку и полноценное использование потенциала субъектов социально-педагогической инфраструктуры социума в соответствии сих функциями;
— ориентацию на семью как своеобразный фокус концентрации внимания всех государственно-общественных институтов с целью приведения в движение и полноценного использования ее воспитательного потенциала, оказанияейразносторонней помощи (социальной, культурной, правовой, медицинской, психолого-педагогической);
—.развитие и правовое обеспечение деятельности разнообразных форм территориально-общественного самоуправления в социуме как наиболее приближенного к семье, взрослым, детям звена демократической системы самоуправления, самодеятельных общественных формирований, любительских объединений, инициативных ассоциаций, подростковых союзов и др.;
— обеспечение полновластия и полноправия муниципальных (общинных органов управления в социуме, Советов народных депутатов) с включением в их структуры молодежных, подростковых объединений и организаций;
— реализацию межведомственного подхода в содержании и организации деятельности государственно учрежденных институтов воспитания; перераспределение материально-технических, финансовых средств, кадровых возможностей профессионально-воспитательных учреждений народного образования, культуры, спорта и др. — независимо от ведомственной принадлежности, за счет преодоления ведомственной разобщенности, отказа от устаревших, «неработающих» форм и внедрения в системе социального воспитания нового хозяйственно-экономического механизма; активизацию культурно-досуговой сферы и расширение базы для творческой,.духовной деятельности детей и взрослых посредством широкого развития параллельно действующих «парных» моделей разного типа (клуб — школа, клуб — трудовой коллектив, клуб — муниципалитет микрорайона и др.);
— полноценное задействование возможностей трудового коллектива в социальной политике по отношению к семьям трудящихся как генерального субъекта, имеющего в своем распоряжении мощный хозяйственный механизм, влияющий на развитие и укрепление материально-технической базы учебно-воспитательных, культурно-досуговых, оздоровительных, дошкольных учреждений;
— обеспечение единства социального воспитания и социально-правовой защиты детства, приоритет воспитательных и охранно-защитных мер над принудительно-карательными.