П. А. Сорокин

работа «Социальная и культурная динамика»

Сорокин считал, что человеческую культуру можно разделять на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты "святости"; собственные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию, и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна;

2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Признаки чувственной культуры прямо противоположны:

1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);

3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда также вытекают два вывода:

истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому

она имеет временный и относительный характер.

Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

Она признает, что

реальность и материальна, и сверхъестественна;

потребности и цели людей и телесны, и духовны;

удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.

«Признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».

Именно в периоды господства идеалистической культуры человечество делает выдающиеся открытия, определяющие несколько веков последующего развития культуры.

Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса по преобладающему типу культуры.

Греция, VIII—VI в. до н.э.— умозрительная культура;

Греция, V в. до н.э.— идеалистическая культура;

Рим, IV в. до н.э.—IV в. н.э.— чувственная культура;

Европа, IV—VI в. н.э.— идеалистическая культура;

Европа, VI—XII в. н.э.— умозрительная культура;

Европа, XII—XIV в. н.э.— идеалистическая культура;

Европа, с XIV в. н. э. по настоящее время — чувственная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: