Нейрофизиологические основы восприятия

ВОСПРИЯТИЕ

План

1. Общее понятие о восприятии;

2. Нейрофизиологические основы восприятия;

3. Классификация восприятия;

4. Общие закономерности восприятия.

Общее понятие о восприятии

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по сово­купности их характерных признаков.

Восприятие - непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Од­нако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие свя­зано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим призна­кам, основаниям (рис. 1).

Только включив предмет или явление в определенную систему, охва­тив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретиро­вать его. Даже рассматривая обыкновенное множество точек, мы стре­мимся к их композиционной организации (рис. 2, З).

Восприятие неразрывно свя­зано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровожда­ется эмоциональным откликом.

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в се­бя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми этало­нами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринима­ются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают бу­квы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обу­чения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Процесс восприятия - перцептивное действие. Его результативность за­висит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в каче­стве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

Нейрофизиологические основы восприятия

Физиологическим механизмом восприятия является аналитико-синтетическая деятельность анализаторов - образование комплексных условных рефлексов на сложные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая - составляет из установленных подобразов целостное изображение.

Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. (Поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны (рис.4, 5). Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы - фреймы ("скелеты"). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки актуализированного фрейма. Почему мы разли­чаем вид местности при ударе молнии, хотя продолжительность вспышки значительно меньше времени, которое необходимо для опознания ситуа­ции. Мы видим более или менее привычные картины, опираясь на имеющийся в памяти багаж: обозреваем ситуацию, перемещая не взор, а внимание во внутреннем пространстве нейронных структур.

Зрительные образы формируются следующим образом:

Прежде всего, зрительная система обнаруживает определенный зри­тельный сигнал - стимул. Затем этот сигнал опознается - это опознание производится по наиболее информативным частям контура объекта(это - стол, это - стул). Можно ли опознать кошку в рисунке, состоящем из одних прямых линий (рис.6)?

Движения глаза исследуют объект восприятия, задерживаясь более продолжительно на самых информативных его точках (рис.7). Рассматривая лицо человека, мы задерживаем основное внимание на глазах, носе, рте. Как писал Гете "Мир каждый видит в облике ином, и каждый прав - так мно­го смысла в нем"

Наши глаза постоянно совершают микродвижения - высокочастотный тремор (100 герц) и саккадические (крупные) скачки.

На пути зрительного сигнала от сетчатки к затылочным областям ко­ры мозга находится промежуточная база его переработки - наружные коленчатые тела (НКТ). Благодаря им отсеивается все то, что препятст­вует формированию зрительного образа (например, высокочастотные перепады яркости). Таким образом, в мозг передается не картинка, сфо­кусированная на сетчатке, а информация для его аналитико-синтетической деятельности.

Установлено, что различные поля зрительной коры ответственны за детекцию отдельных элементов зритель­ного стимула - прямых линий, дуг, углов, пространственной ориентации линий. Миллионы зрительных полей с узкой специализацией.

В дальнейшем было установлено, что от каждого поля-детектора в глубь мозга простираются столбообразные образования с сотнями тысяч нервных клеток и каждый фоторецептор соединен не с одним, а с тыся­чами мозговых нейронов. Дискретные сигналы от сетчатки преобразуют­ся в мозговых структурах в нейронные ансамбли, адекватные отображае­мому объекту (рис.8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: