ВОСПРИЯТИЕ
План
1. Общее понятие о восприятии;
2. Нейрофизиологические основы восприятия;
3. Классификация восприятия;
4. Общие закономерности восприятия.
Общее понятие о восприятии
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.
Восприятие - непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям (рис. 1).
Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его. Даже рассматривая обыкновенное множество точек, мы стремимся к их композиционной организации (рис. 2, З).
|
|
Восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.
Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Процесс восприятия - перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
Нейрофизиологические основы восприятия
Физиологическим механизмом восприятия является аналитико-синтетическая деятельность анализаторов - образование комплексных условных рефлексов на сложные раздражители.
В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая - составляет из установленных подобразов целостное изображение.
Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. (Поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны (рис.4, 5). Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы - фреймы ("скелеты"). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки актуализированного фрейма. Почему мы различаем вид местности при ударе молнии, хотя продолжительность вспышки значительно меньше времени, которое необходимо для опознания ситуации. Мы видим более или менее привычные картины, опираясь на имеющийся в памяти багаж: обозреваем ситуацию, перемещая не взор, а внимание во внутреннем пространстве нейронных структур.
|
|
Зрительные образы формируются следующим образом:
Прежде всего, зрительная система обнаруживает определенный зрительный сигнал - стимул. Затем этот сигнал опознается - это опознание производится по наиболее информативным частям контура объекта(это - стол, это - стул). Можно ли опознать кошку в рисунке, состоящем из одних прямых линий (рис.6)?
Движения глаза исследуют объект восприятия, задерживаясь более продолжительно на самых информативных его точках (рис.7). Рассматривая лицо человека, мы задерживаем основное внимание на глазах, носе, рте. Как писал Гете "Мир каждый видит в облике ином, и каждый прав - так много смысла в нем"
Наши глаза постоянно совершают микродвижения - высокочастотный тремор (100 герц) и саккадические (крупные) скачки.
На пути зрительного сигнала от сетчатки к затылочным областям коры мозга находится промежуточная база его переработки - наружные коленчатые тела (НКТ). Благодаря им отсеивается все то, что препятствует формированию зрительного образа (например, высокочастотные перепады яркости). Таким образом, в мозг передается не картинка, сфокусированная на сетчатке, а информация для его аналитико-синтетической деятельности.
Установлено, что различные поля зрительной коры ответственны за детекцию отдельных элементов зрительного стимула - прямых линий, дуг, углов, пространственной ориентации линий. Миллионы зрительных полей с узкой специализацией.
В дальнейшем было установлено, что от каждого поля-детектора в глубь мозга простираются столбообразные образования с сотнями тысяч нервных клеток и каждый фоторецептор соединен не с одним, а с тысячами мозговых нейронов. Дискретные сигналы от сетчатки преобразуются в мозговых структурах в нейронные ансамбли, адекватные отображаемому объекту (рис.8).