Лабораторная работа 14
Цель работы. Ознакомление с устройством, принципом действия, основными характеристиками и методами испытания электродвигателя постоянного тока.
Задание по работе
1. Ознакомиться с устройством и конструкцией исследуемого электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
2. Снять и построить рабочие, механическую и частотную характеристики электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
3. Составить краткие выводы по работе.
Методические указания по выполнению работы
1. Ознакомиться на демонстрационном стенде «Машины постоянного тока» с устройством электродвигателя постоянного тока, а на лабораторном стенде — с приборами, аппаратами и подлежащим испытанию электродвигателем. Записать в отчет по лабораторной работе технические паспортные данные двигателя:
Тип электродвигателя П-21
Номинальное напряжение, В 220
Номинальная мощность, кВт 1,5
Номинальный ток, A 8,8
Номинальная частота напряжения питания, Гц 50
|
|
Номинальная частота вращения, об/мин 3000
Номинальный КПД, % 77
2. На рабочей панели «Электродвигатель постоянного тока» собрать электрическую цепь (рис. 1) для снятия рабочих и механической характеристик исследуемого элeктpoдвигaтeля.
Сборку этой цепи производят соединителями в соответствии с монтажной схемой рис. 2. В качестве нагрузки на валу испытаемого двигателя используется элетромагнитный тормоз, тормозной момент которого изменяется при изменении тока в его обмотках возбуждения с помощью регулируемого источника постоянного напряжения. Управление тормозом производится рукояткой «Момент нагрузки электродвигателей», расположенной на панели «Нагрузочные устройства».
Измерение момента на валу и частоты вращения якоря производить измерительными приборами (агрегат 2), расположенной на приборной панели.
Перед пуском исследуемого электродвигателя необходимо убедиться в том, что;
а) сопротивление пускового реостата полностью введено (ручка пускового реостата находится в крайнем левом положении — цепь якоря двигателя разомкнута);
б) сопротивление реостата в цепи обмотки возбуждения электродвигателя полностью выведено (ручка реостата «Регулировка возбуждения» находится в крайнем правом положении);
в) напряжение, подводимое к цепи обмотки возбуждения электромагнитного тормоза, равно нулю (ручка «Момент нагрузки электродвигателя» находится в крайнем правом положении);
Рис. 1.
Рис. 2.
г) значение напряжения питания электродвигателя установлено равным номинальному его значению. Установка питающего напряжения производится кнопками ↑ и ↓ на панели «Нагрузочные устройства» при предварительно нажатой кнопке «Вкл.» на панели «Машины постоянного тока»;
|
|
д) нажатием кнопки «Агрегат №2» на панели «Нагрузочные устройства» включено напряжение питания электрической цепи измерения момента и частоты вращения якоря электродвигателя.
3.Произвести пуск электродвигателя плавным переключением пускового реостата из положения «1» в положение «7» с выдержкой времени в каждом промежуточном положении в течении 1-1,5 с. После окончания процесса пуска, когда частота вращения якоря двигателя принимает установившееся значение, пусковой реостат полностью должен быть выведен (рукоятка пускового реостата должна быть в крайнем правом положении – положении 7)
4. Снять механическую n (M), частотную n(In) и рабочие характеристики электродвигателя, т. е. М(Р2), In(P2), n(Р2), η(P2) при U=Uном=const и Iв = Iвном = const
а) осуществить нагрузку электродвигателя с помощью электромагнитного тормоза; изменение момента электромагнитного тормоза должно производиться плавно. В начале опыта устанавливается ток возбуждения, при котором при номинальных питающем напряжении и токе, потребляемом двигателем, частота вращения якоря равна номинальной; это значение тока возбуждения двигателя принимается равным номинальному; в процессе проведения опыта этот ток необходимо поддерживать неизменным;
б) первые точки характеристик снимаются при холостом ходе электродвигателя, т. е. при уменьшенном до нуля моменте электромагнитного тормоза;
в) постепенно нагружая электродвигатель до значения тока, равного I = 1,2 Iном, произвести регистрацию показаний всех измерительных приборов для 6-7 точек (включая точку номинального режима). Данные наблюдении записать в табл. 1.
6. Обработка результатов измерений:
а) по измеренным значениям п. 4 построить механическую n (M), частотную n(In) характеристики электродвигателя,
б) по результатам измерений и вычислений п. 4 построить в одной координатной системе рабочие характеристики двигателя, т. е. зависимости М(Р2), In(P2), n(Р2), η(P2) при U=Uном=const и Iв = Iвном = const
Вычислить расчетные значения величин:
тока, потребляемого электродвигателем,
мощности, потребляемой электродвигателем:
Р1 = UI;
полезной мощности на валу электродвигателя:
Р2 = 0,105Мn;
где Р2 – мощность, Вт, М- момент, Н*м,; n1 частота вращения якоря, об/мин,
г) КПД:
Таблица 1.
№ опыта | Измерения | Вычисления | |||||||
U, В | Iн, А | Iв, А | М, Нм | n, об/мин | I, А | Р1, Вт | Р2, Вт | η | |