Предисловие. Перевод с английского

Научное издание

Серия

«ПОЗНАНИЕ»

выпуск 7

Эрих Фромм

Иметь или быть?

Перевод с английского

Киев: Ника-Центр, 1998 г. – 400 с.


Эрих Фромм

ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?

(Перевод Н. Петренко)

Предисловие 5

Введение

Крах больших надежд и новые альтернативы_ 6

Конец одной иллюзии_ 6

Почему не оправдались Большие Надежды_ 7

Экономическая необходимость изменения человека_ 12

Существует ли какая-либо альтернатива Катастрофе?_ 13

Часть первая

Понимание различия между обладанием и бытием

Глава I

Первый взгляд на проблему 16

Значение различия между обладанием и бытием_ 16

Разные поэтические примеры_ 17

Идиоматические изменения_ 20

Давние наблюдения 20

Современное словоупотребление 21

Происхождение терминов_ 22

Философские Концепции бытия_ 24

Обладание и потребление_ 25

Глава II

Обладание и бытие в повседневной жизни 26

Обучение_ 27

Память_ 28

Беседа_ 30

Чтение_ 32

Власть_ 33

Обладать знанием и знать_ 36

Вера_ 37

Любовь_ 40


Глава III

Принципы обладания и бытия в Ветхом и Новом заветах в сочинениях Мейстера Экхарта 42

Ветхий завет 42

Новый завет 46

Мейстер Экхарт (ok. 1260-13271_ 50

Концепция обладания у Экхарта _ 51

Концепция бытия у Экхарта _ 54

Часть вторая

Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования

Глава IV

Модус обладания – что это такое? 56

Основа модуса обладания – общество приобретателей_ 56

Природа обладания_ 62

Обладание – Сила – Бунт _ 63

Еще несколько факторов, на которых основана ориентация на обладание_ 66

Принцип обладания и анальный характер_ 67

Аскетизм и равенство_ 68

Экзистенциальное обладание_ 69

Глава V

Что такое модус бытия? 70

Быть активным_ 71

Активность и пассивность_ 72

Как понимали активность и пассивность великие мыслители_ 74

Бытие как реальность_ 78

Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой_ 80

Глава VI

Другие аспекты обладания и бытия 87

Безопасность – опасность_ 87

Солидарность – антагонизм_ 89

Радость – удовольствие_ 93

Грех и прощение_ 96

Страх смерти – утверждение жизни_ 101

Здесь и сейчас – прошлое и будущее_ 102

Часть третья

Новый человек и Новое общество

Глава VII

Религия, характер, общество 105

Основы социального характера_ 105

Социальный характер и социоструктура общества _ 105

Социальный характер и "религиозные потребности" 106

Является ли западный мир христианским?_ 110

²Индустриальная религия² 113

"Рыночный характер" и "Кибернетическая религия" 116

Гуманистический протест 121

Глава VIII

Условия изменения человека и черты нового человека 132

Новый человек 134

Глава IX

Черты нового общества 136

Новая наука о человеке_ 136

Существуют ли реальные шансы создать новое общество?_ 156

Список литературы_ 161


Предисловие

В этой книге я вновь раскрываю две главные темы, рассматриваемые мной в предыдущих работах. Я, во-первых, продолжаю исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, обращая особое внимание на анализ эгоизма и альтруизма – двух основных ориентации характера. В третьей части книги, я продолжаю развивать тему, которая была затронута в книгах "Здоровое общество" и "Революция надежды", а именно: кризис современного общества и возможные пути его преодоления. Конечно, вполне вероятно, что я буду повторять некоторые высказанные ранее мысли, однако, как мне кажется, новая точка зрения, положенная в основу этой работы, а также то, что я расширил в ней рамки своих прежних концепций, послужат компенсацией даже для тех, кто знаком с моими предыдущими работами.

Название данной книги почти совпадает с названием двух ранее вышедших книг: "Быть и иметь" Габриеля Марселя и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина. Все эти книги проникнуты духом гуманизма, однако подход к проблеме в них совершенно разный. Так, Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения; книга Штеелина – это конструктивное обсуждение материализма в современной науке и своеобразный вклад в Wirklichkeitsanalyse[1]; данная же книга содержит эмпирический психологический и социальный анализ двух способов существования. Я рекомендую книги Марселя и Штеелина тем, кто серьезно интересуется данной темой. (До недавнего времени я не знал, что издан английский перевод книги Марселя, и читал прекрасный перевод, сделанный Беверли Хьюзом специально для меня. Но в Списке литературы я указал изданную книгу.)

Чтобы упростить чтение книги, я свел к минимуму число подстрочных примечаний и их объем. Полные названия книг, ссылки на которые в тексте взяты в скобки, приведены в Списке литературы.

Наконец хочу выполнить приятную обязанность и выразить признательность тем, кто оказал мне помощь в улучшении содержания и стиля данной книги. В первую очередь Райнеру Функу: наши продолжительные беседы дали мне возможность глубже понять тонкости христианской теологии; он безотказно снабжал меня рекомендациями по теологической литературе; кроме того, он прочитал рукопись несколько раз, и его блестящие конструктивные предложения и критические замечания помогли мне улучшить ее и устранить некоторые неточности. Я благодарю Марион Одомирок, чье тщательное редактирование во многом улучшило эту книгу. Я хочу поблагодарить также Джоан Хьюз, с терпением и добросовестностью печатавшую все многочисленные варианты рукописи и внесшую при этом несколько удачных предложений по совершенствованию языка и стиля книги. И, наконец, я хотел бы выразить свою признательность Анни Фромм, которая прочитала несколько вариантов рукописи и каждый раз вносила много ценных идей и предложений.

Э.Ф.

Нью-Йорк, июнь 1976

Действовать – значит быть.

Лао-Цзы

Люди должны думать не столько

о том, что они должны делать,

сколько о том, каковы они суть.

Мейстер Экхарт

Чем ничтожнее твое бытие,

чем меньше ты проявляешь свою жизнь,

тем больше твое имущество,

тем больше твоя отчужденная жизнь...

Карл Маркс

Введение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: