Научное издание
Серия
«ПОЗНАНИЕ»
выпуск 7
Эрих Фромм
Иметь или быть?
Перевод с английского
Киев: Ника-Центр, 1998 г. – 400 с.
Эрих Фромм
ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
(Перевод Н. Петренко)
Предисловие 5
Введение
Крах больших надежд и новые альтернативы_ 6
Конец одной иллюзии_ 6
Почему не оправдались Большие Надежды_ 7
Экономическая необходимость изменения человека_ 12
Существует ли какая-либо альтернатива Катастрофе?_ 13
Часть первая
Понимание различия между обладанием и бытием
Глава I
Первый взгляд на проблему 16
Значение различия между обладанием и бытием_ 16
Разные поэтические примеры_ 17
Идиоматические изменения_ 20
Давние наблюдения 20
Современное словоупотребление 21
Происхождение терминов_ 22
Философские Концепции бытия_ 24
Обладание и потребление_ 25
Глава II
Обладание и бытие в повседневной жизни 26
Обучение_ 27
Память_ 28
Беседа_ 30
Чтение_ 32
Власть_ 33
Обладать знанием и знать_ 36
Вера_ 37
Любовь_ 40
Глава III
Принципы обладания и бытия в Ветхом и Новом заветах в сочинениях Мейстера Экхарта 42
|
|
Ветхий завет 42
Новый завет 46
Мейстер Экхарт (ok. 1260-13271_ 50
Концепция обладания у Экхарта _ 51
Концепция бытия у Экхарта _ 54
Часть вторая
Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования
Глава IV
Модус обладания – что это такое? 56
Основа модуса обладания – общество приобретателей_ 56
Природа обладания_ 62
Обладание – Сила – Бунт _ 63
Еще несколько факторов, на которых основана ориентация на обладание_ 66
Принцип обладания и анальный характер_ 67
Аскетизм и равенство_ 68
Экзистенциальное обладание_ 69
Глава V
Что такое модус бытия? 70
Быть активным_ 71
Активность и пассивность_ 72
Как понимали активность и пассивность великие мыслители_ 74
Бытие как реальность_ 78
Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой_ 80
Глава VI
Другие аспекты обладания и бытия 87
Безопасность – опасность_ 87
Солидарность – антагонизм_ 89
Радость – удовольствие_ 93
Грех и прощение_ 96
Страх смерти – утверждение жизни_ 101
Здесь и сейчас – прошлое и будущее_ 102
Часть третья
Новый человек и Новое общество
Глава VII
Религия, характер, общество 105
Основы социального характера_ 105
Социальный характер и социоструктура общества _ 105
Социальный характер и "религиозные потребности" 106
Является ли западный мир христианским?_ 110
²Индустриальная религия² 113
"Рыночный характер" и "Кибернетическая религия" 116
Гуманистический протест 121
Глава VIII
Условия изменения человека и черты нового человека 132
Новый человек 134
|
|
Глава IX
Черты нового общества 136
Новая наука о человеке_ 136
Существуют ли реальные шансы создать новое общество?_ 156
Список литературы_ 161
Предисловие
В этой книге я вновь раскрываю две главные темы, рассматриваемые мной в предыдущих работах. Я, во-первых, продолжаю исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, обращая особое внимание на анализ эгоизма и альтруизма – двух основных ориентации характера. В третьей части книги, я продолжаю развивать тему, которая была затронута в книгах "Здоровое общество" и "Революция надежды", а именно: кризис современного общества и возможные пути его преодоления. Конечно, вполне вероятно, что я буду повторять некоторые высказанные ранее мысли, однако, как мне кажется, новая точка зрения, положенная в основу этой работы, а также то, что я расширил в ней рамки своих прежних концепций, послужат компенсацией даже для тех, кто знаком с моими предыдущими работами.
Название данной книги почти совпадает с названием двух ранее вышедших книг: "Быть и иметь" Габриеля Марселя и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина. Все эти книги проникнуты духом гуманизма, однако подход к проблеме в них совершенно разный. Так, Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения; книга Штеелина – это конструктивное обсуждение материализма в современной науке и своеобразный вклад в Wirklichkeitsanalyse[1]; данная же книга содержит эмпирический психологический и социальный анализ двух способов существования. Я рекомендую книги Марселя и Штеелина тем, кто серьезно интересуется данной темой. (До недавнего времени я не знал, что издан английский перевод книги Марселя, и читал прекрасный перевод, сделанный Беверли Хьюзом специально для меня. Но в Списке литературы я указал изданную книгу.)
Чтобы упростить чтение книги, я свел к минимуму число подстрочных примечаний и их объем. Полные названия книг, ссылки на которые в тексте взяты в скобки, приведены в Списке литературы.
Наконец хочу выполнить приятную обязанность и выразить признательность тем, кто оказал мне помощь в улучшении содержания и стиля данной книги. В первую очередь Райнеру Функу: наши продолжительные беседы дали мне возможность глубже понять тонкости христианской теологии; он безотказно снабжал меня рекомендациями по теологической литературе; кроме того, он прочитал рукопись несколько раз, и его блестящие конструктивные предложения и критические замечания помогли мне улучшить ее и устранить некоторые неточности. Я благодарю Марион Одомирок, чье тщательное редактирование во многом улучшило эту книгу. Я хочу поблагодарить также Джоан Хьюз, с терпением и добросовестностью печатавшую все многочисленные варианты рукописи и внесшую при этом несколько удачных предложений по совершенствованию языка и стиля книги. И, наконец, я хотел бы выразить свою признательность Анни Фромм, которая прочитала несколько вариантов рукописи и каждый раз вносила много ценных идей и предложений.
Э.Ф.
Нью-Йорк, июнь 1976
Действовать – значит быть.
Лао-Цзы
Люди должны думать не столько
о том, что они должны делать,
сколько о том, каковы они суть.
Мейстер Экхарт
Чем ничтожнее твое бытие,
чем меньше ты проявляешь свою жизнь,
тем больше твое имущество,
тем больше твоя отчужденная жизнь...
Карл Маркс
Введение