Зависимость психологической обстановки в семье от характера расстройств при конкретной аномалии

Мастюкова Е.М. считает, что психологическая обстановка в семье может ухудшиться, когда у ребенка с отклонениями в развитии, наряду с его основным дефектом могут появляться эпизодически и наблюдаться достаточно стойко различные осложняющие психические расстройства. Во всех таких случаях необходима консультация врача психиатра, а так же семейная и индивидуальная психотерапия.

Пример: в основном это проявляется у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с эпилептическими приступами, а так же дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, у/о или ЗПР.

Вопрос №2.

Социально-экономический уровень характеризуется проблемами взаимодействия семьи с социумом.

Е.М Мастюкова считает, что главную роль для более успешного развития ребенка играет не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов с друзьями, коллегами, миром.

Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.

Поэтому положению выделяются проблемы, которые встают перед семьей:

1. Изменение места работы и профессии родителями.

2. Связь семьи с окружающими людьми и их влияние на семью.

3. Обязательное общение родителей с семьями таких же детей.

4. Помощь детям налаживать отношения со сверстниками.

1. Семейный стресс, вызванный рождением аномального ребенка, усугубляется уменьшение бюджета семьи, т.к. один из родителей вынужден оставить работу (по данным нашего исследования, чаще всего это мать).

Матери в неполных семьях переходят на низкооплачиваемую, не квалифицируемую работу, чаще всего надомную. Таким образом общество теряет работника определенной квалификации, который на долгие годы, если не навсегда, оставляет свою специальность и любимое дело.

2. Впоследствии семья становиться малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния больного ребенка, а иногда из-за личностных установок самих родителей.

Пример: семья которая хотела поменять место жительства, т.е. квартиру на частный дом и построить очень высокий забор, чтобы их ребенка никто не видел, когда они с ним гуляют.

Существует мнение, что семья, которая сохранившая контакты с социальным окружением, способствует как успешной адаптации своего больного ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказать ему помощь и моральную поддержку.

Пример: рассказать свой пример про автобус «когда ваш ребенок перестанет вопить?»

К сожалению, наше общество довольно долго игнорировало людей, называемых инвалидами. На протяжении многих лет больные люди воспринимались государством как второсортные. Для них не предусмотрены в достаточном количестве средства передвижения, обувь, мебель и многие другие вещи и приспособления необходимые им жизни.

3. Немаловажную роль в решении проблем семьи, играет то, как складываются у детей отношения со сверстниками.

В педагогике до сих пор не решено, стоит ли детей с девиантным поведением обучать вместе с детьми, соблюдающими общепринятыми правилами поведения в обществе.

Пример: По данным нашего исследования: Родители детей с нарушениями интеллекта считают, что общение детей с этим нарушением вызывает ряд проблем. Это ухудшение в поведении, навыках бытового обслуживания, т.к. дети копируют друг друга. А чему может научиться ребенок с у/о у такого же?

Многие дети в детской среде являются изгоями, т.к. ведут себя не как все. Такое отношение невольно переноситься и на родителей, и на родственников.

Все это огромный крут проблем, с которыми приходится сталкиваться семье больного ребенка.

На социальном уровне дальнейшие события развиваются в основном в двух направлениях:

1) Либо родители миряться с данной ситуацией, как бы приспосабливаясь к новым обстоятельствам, негласно «ставят крест» на ребенке.

При этом родители пытаются извлечь выгоду для себя из ситуации с больным ребенком:

- обосновать пьянство, как заливание горя;

- пригрозить инстанциям инвалидом или использовать его для получения материальных и бытовых преимуществ;

- получить похвалу за способного ребенка, хотя и больного, как за личное достижение.

2) родители мобилизуют внешнее и внутреннее развитие, преобразуя сложившееся положение.

Некоторые родители отмечают, что со временем приходит новое видение своей ситуации, в связи с чем их действия становятся другими. Изменение направленности активности связано с познанием того, что для облегчения участи ребенка надо рассчитывать на собственные ресурсы – личностные, интеллектуальные, коммуникативные, практические и профессиональные.

Такие родители избирают новую стратегию жизни и принимают ответственность за последствия проведения ее в жизнь (я стараюсь, чтобы мой ребенок занимался физкультурой, хотя врач запрещает это инсулинозависимым детям).

Для таких мам и пап происходит переход от «переживать» к «просто жить».

Дети воспринимаются родными уже не только, как источник постоянной тревоги, но и как источник радости. Такие родители выходят за пределы проблем своей семьи и устанавливают связи с другими подобными семьями, создают службы и отделы реабилитации своих и чужих детей.

Вся активность родителей направлена теперь на то, чтобы сформировать у своих детей способность к более самостоятельной жизни, свободной от полной зависимости от родных в бытовом и материальном плане.

Все это делают родители для детей в условиях социального выживания, когда рядом родителей уже не будет.

Педагогический уровень - характеризуется наличием двух проблем:

1) организация коррекционно-развивающего обучения в домашних условиях.

2) формирование адекватных форм поведения.

Для оказания полноценной помощи а/ребенку, родителям надо располагать определенными знаниями об особенностях психофизического развития ребенка, уметь наблюдать и изучать его реакции, поведение, характер развития, знать как правильно помочь ему, уметь отслеживать динамику его развития.

С.Д. Забрамная указывает на то, что иногда можно столкнуться стаким отношением семьи к у/о ребенку, когда родители считают, что «все равно из него ничего не выйдет», поэтому не уделяют ему элементарного внимания.

Однако опыт работы и специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития, их состояние может быть улучшено.

Чем раньше начинается эта работа, тем больше успехов следует ожидать и важную роль здесь призваны сыграть родители.

Ертанова О.Н. На основе многолетних наблюдений психологи пришли к выводу, что к четырехлетнему возрасту интеллект ребенка развивается настолько, насколько успевает развиваться за последующие 13 лет, определяя в большей мере это развитие. В шестилетнем возрасте он достигает двух третей интеллектуального уровня, который у него будет в 17 лет. Между четырьмя и шестью годами еще можно добиться каких-то изменений, но гораздо труднее, чем впервые четыре года, затем становиться еще труднее.

Глен Доман, Масару Ибука, Хрипкова отмечают данные процесса развития мозга, что его рост завершен к 6 месяцам на 50%, к 3 годам на 80%. А к восьми годам он фактически закончен.

Коррекционное семейное воспитание особенно важно в первые годы жизни ребенка, т.к. хорошо известно, что именно в первые 3 года жизни являются критическими периодами развития.

Необходима также информация о причинах возникновения вторичных осложнений а развитии детей, о возможностях нанесения вреда из добрых побуждений.

Дошкольное обучение детей может проходить в дом. условиях и в кор. дет. учреждениях или центрах доп. образования.

Домашнее обучение имеет свои положительные стороны, прежде всего:

ребенок не лишается постоянных эмоциональных контактов с родителями и близкими, однако следует предусмотреть и организовать такие условия (при которых он не будет изолирован от других детей и взрослых).

Наиболее распространенным недостатком дом обучения и воспитания яв-ся то, что родители стремятся дать ребенку возможно больший объем знаний, вместо того, чтобы вырабатывать у него умения и навыки социально-бытового и специфически трудового плана. Однобокость обучения приводит к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к элементарному самообслуживанию, к выполнению жизненно необходимых действий, т.е. становиться беспомощным, ожидающим постоянной помощи.

Специалисту работающему с семьей, для избежания подобных ситуаций необходимо направлять родителей на организацию таких занятий. Но если по каким-то причинам у ребенка не формируется тот или иной навык, необходимо подчеркнуть, что не обучаемых детей нет, и что заниматься с ребенком должны оба родителя.

Если ответственность за развитие и воспитание переносится на одного из них, то к нему бывают обращены и все претензии, следствием чего могут быть неурядицы в семье.

Чарова отмечает, что в тех случаях, когда ответственными чувствуют себя оба родителя, они сотрудничают и помогают друг другу.

2. проблемы воспитания

большинство родителей совершенно неправильно строят отношения с а/ребенком, главная их ошибка заключается в неспособности представить инвалида полноценным членом общества.

Часто родители убеждены, что их основная миссия состоит в умении ограждать больного ребенка от трудностей.

Методы воспитания в таких семьях сводятся к чрезмерной опеке, что в итоге превращает опекаемого в законченного эгоиста. Взрослые сами выполняют все за ребенка, имея благие намерения, но по существу они его делают беспомощным, неумелым, бездеятельным.

В итоге:

- ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания;

- не выполняет требований старших;

- не умеет вести себя в обществе

- не стремиться играть и дружить с другими детьми;

- становиться эгоистичным «семейным деспотом», не желающим, чтобы забота распространялась на других членов семьи.

И наоборот: невнимание со стороны родителей так же приводит к проблемам в воспитании а/ребенка.

- у него возникает и укрепляется чувство ненужности, отвергнутости, одиночества, такой ребенок чувствует себя в родной семье дискомфортно. Он становиться робким, забитым, теряет присущую детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями.

Таким образом, воспитывается умение приспособляться к окружающей среде, развивается равнодушное, недоброжелательное отношение к родным и близким, окружающим его взрослым и детям.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье представляют нередко большие сложности. Родители повседневно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые вызваны как поражениями центральной нервной системы ребенка, так и возникающими в связи этими нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной, сенсорной, двигательной и речевой сферы, расстройствами поведения, а также взаимоотношениями в семье, характером семейного уклада. Очень важно для воспитания и социализации больного ребенка развить его навыки самообслуживания и опрятности. Поскольку у всех детей с отклонениями в развитии с трудом формируются такие ручные навыки, которые необходимы при самообслуживании, для их развития требуются специальные занятия, проводимые в несколько этапов. Развитие этих навыков у детей отклонениями в развитии обычно представляет определенные трудности, что связано со спецификой их заболевания, так и нередко с ошибками в воспитании. Многие родители, чрезмерно беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают слишком рано прививать ему навыки самообслуживания и опрятности: другие, напротив, жалея ребенка, не уделяют этому вопросу в первые годы жизни никакого внимания. В обоих случаях затрудняется формирование этих навыков (Мастюкова Е.М., 1991).

Соматический уровень - характеризуется влиянием всех проблем на здоровье родителей.

Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним является длительным патогенным воздействующим фактором, фрустрирующим психику матери. Предполагается, что она в силу тяжести переживаемого, может быть предрасположена к развитию пограничных форм нервно-психической патологии.

В.В. Ткачева отмечает, что «переживания, выпавшие на долю родителей (особенно матери) а/ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах».

Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но и может и увеличиваться, т.к. растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье требует от родителей больших физических и духовных сил.

Поэтому важно сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, привлекательность и оптимизм.

Если вся семья конструктивно подойдет к решению этих и множеству других вопросов, то вполне вероятно, что многих трудностей можно будет избежать. А возможно и победить болезнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: