Функции мочевого пузыря регулируются безусловно-рефлекторным и условно-рефлекторным механизмами с участием вегетативной нервной системы. Нервные импульсы, поступающие по симпатическим нервам, расслабляют стенку пузыря и одновременно повышают тонус его сфинктера. Напротив, импульсы, поступающие по парасимпатическим нервам, усиливают сокращение мышц стенки и одновременно расслабляют сфинктер пузыря, т.е. способствуют его опорожнению. Центральные структуры рефлекторной регуляции мочевого пузыря расположены на уровне 2-4 крестцовых сегментов спинного мозга. Эти социальные 'центры мочеиспускания находятся под влияние вышележащих центров продолговатого и среднего мозга, а также коры больших полушарий Влияние последней делает возможной условно-рефлекторную регуляцию мочеиспускания,
Возрастные особенности регуляции функций мочевого пузыря.
У грудных детей мочеиспускание осуществляется только безусловно-рефлекторным путем (с участием спинальных центров). Начиная примерно с одного года дети приучаются к произвольной регуляции мочеиспускания (условно-рефлекторная регуляция). Контроль над деятельностью низшего нервного центра мочеиспускания начинает осуществлять кора головного мозга. В 2-3 года дети, как правило, способны к полной произвольной регуляции мочеиспускания.
|
|
Число мочеиспусканий (за сутки) у детей различного возраста колеблется. В возрасте!года оно составляет 16 - 20 раз, у 7-13 летних - 7 - 8 раз. Количество мочи, выделившейся за сутки у одномесячного ребенка составляет 350-380 мл, в 1год - 750 мл, в 10 лет - 1,5 л.
Ночное недержание мочи (энурез).
Весьма нередко родителям и другим взрослым приходится сталкиваться с явлениями ночного недержания мочи у детей дошкольного я младшего школьного возраста, а иногда и до 13-14 лет. Причины этого нарушения различны; они могут быть связаны с воспалительными процессами в мочевом пузыре, с поражениями почек или иметь нейрогенную природу. Последнее встречается чаше всего и является следствием некоторой ретардации психического развития, психической травмы или психического заболевания ребенка. Такие дети требуют особо бережного отношении, их следует оберегать от насмешек взрослых и товарищей и тем более нельзя пытаться угрозами исправить этот недостаток. В каждом случае необходима консультация врача, а часто и более внимательное клиническое обследование ребенка.