Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины. «Русский язык и культура речи»

«Русский язык и культура речи»

Объём курса «Русский язык и культура речи» составляет 39 часов аудиторных занятий (18 час. лекционных и 18 час. семинарских) и 33 часа самостоятельной работы студентов.

При изучении данного курса следует обратить внимание на то, что язык является системным явлением с различными уровнями организации (фонетическим, морфемным, лексическим, морфологическим, синтаксическим). Знание элементов этой сложной структуры – обязательное условие формирования языковой личности и её реализации в обществе.

Кроме того, язык – явление живое и развивающееся, испытывающее воздействие социальных изменений, происходящих в обществе, в стране. Анализируйте тексты газетных статей, выступления политических лидеров и хозяйственных руководителей разного ранга, прислушивайтесь к речи окружающих вас людей на улице, в общественных местах, внимательно слушайте выступления ваших товарищей на семинарах – это поможет вам сформировать собственное представление о тенденциях развития современного русского языка, об уровне речевой культуры в обществе и таким образом успешно овладеть содержанием курса, в том числе справиться с письменным заданием к первому семинару.

Важнейшей задачей курса является формирование коммуникативной культуры личности. Коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, её составляющими являются знание и применение норм общения, речевого этикета и языковая / речевая грамотность.

Учение о культуре речи тесно связано с риторикой. При изучении курса по культуре речи полезно обращаться к пособиям по риторике. Это поможет вам подготовить выступление на избранную тему к последнему семинару, посвященному мастерству публичного выступления. Тему следует выбрать заранее, чтобы успеть обдумать её всесторонне, а также подобрать и изучить необходимую для построения выступления литературу.

Основными элементами обучения являются теоретические знания, практика выступлений на семинарах, выполнение письменных заданий. Прослушав лекции, обращайтесь к предложенным учебникам и учебным пособиям, а также к дополнительной литературе, регулярно читайте журнал «Русская речь». Дайте определение основных понятий из предложенного списка, убедитесь, что их употребление не вызывает у вас затруднений.

При выполнении заданий, связанных с нормами современного русского языка обращайтесь к словарям.

Подготовьтесь к зачету по предложенным вопросам. Познакомьтесь также с типами заданий, которые содержатся в контрольном тесте.

По курсу "Русский язык и культура речи " студенты должны знать методологические основы научного познания; законы исторического и общественного развития; нормы русского языка; социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий; теоретические основы культуры речи (литературный язык, языковая норма, коммуникативные качества речи, речевое взаимодействие); этические нормы речевого общения; основы искусства устной публичной речи; особенности официально-деловой письменной речи.

Студенты должны уметь выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли; использовать знания иностранного языка для понимания специальных текстов; расширять круг языковых средств и принципов их употребления; применять основные законы языка и нормы словоупотребления и словосочетания; осуществлять отбор языковых средств в соответствии со стилем, жанром и речевой ситуацией; продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты в соответствии со своими коммуникативными намерениями.

Студенты должны владеть историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений; различными средствами коммуникации; навыками правописания.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций
во время проведения лекции

§ в ходе лекционных занятий студенты должны конспектировать учебный материал, обращая внимание на определения, раскрывающие содержание тех или иных явлений, выводы.

§ задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

§ в ходе подготовки к семинарским занятиям необходимо ознакомиться с содержанием конспекта лекций, разделами учебников и учебных пособий, изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях.

§ на полях конспектов лекций делать пометки, дополняющие материал лекции, вносить добавления из литературы, рекомендованной преподавателем

  • каждый студент должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении.
  • выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано
  • студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
  • активно участвовать в дискуссии по обсуждаемым проблемам
  • при необходимости обращаться за консультацией к преподавателю.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: