Классификация методов, используемых в исследованиях

Существуют различные классификации методов педагогического исследования: методы делят на общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы описания, объяснения и прогноза; методы обработки результатов исследования. Наиболее общепринятым является деление методов на теоретические и эмпирические. На эмпирическом уровне исследования используются такие методы, которые непосредственно связаны с практикой

(наблюдение, изучение передового опыта, эксперимент и др.) и которые позволяют накопить зафиксировать, классифицировать и обобщить полученный практический материал. На теоретическом уровне познания используют методы абстракции, конкретизации, анализа, синтеза, сравнения и др., которые позволяют объяснить, интерпретировать полученные практические знания, так как главная функция науки – объяснение.

5.Теоретические методы в педагогическом исследовании: абстракция, анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, моделирование. Абстракция (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) –

метод исследования, сущность которого состоит в том, что исследователь мысленно выделяет в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает», отвлекается от других свойств, признаков и характеристик. Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – метод исследования, при котором целое педагогическое явлениемысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. Цель анализа и состоит в познании частей как элементов сложного целого. Синтез есть процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез позволяет рассмотреть педагогическое явление в единстве и связи всех его частей. Результатом синтеза становятся обобщение, выводы из фактов. Метод сравнения представляет собой сопоставление объектов с целью выявления черт сходства, черт различия или

того и иного вместе. Без сравнения не может быть обобщения. Индукция – это обобщение на основе данных опыта, совокупность ряда эмпирических приемов перехода от неизвестного к известному, это форма движения познания, ведущая от эмпирического уровня к уровню теоретическому. Цель индукции –проникновение в сущность явлений, постижение их закономерностей. Дедукция – это заключение от общего к частному, от общего знания о предметах данного класса к единичному, частному знанию об отдельных предметах класса. Под моделированием понимается «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения». Можно выделить несколько видов моделирования:

1) предметное моделирование (например, проектируя школьное здание, прибегают к созданию модели этого задания); 2) знаковое, или информационное, моделирование (схемы,чертежи, формулы, алгоритмы, план исследования, структура рукописи); 3) мысленное моделирование (например, модель личности выпускника средней общеобразовательной школы, модель личности учителя).

Эмпирические методы в педагогическом исследовании: наблюдение, квалифицированное протоколирование. Метод изучения документов и результатов педагогической деятельности. Изучение и обобщение педагогического опыта. Педагогический эксперимент.

Эмпирическими методами в педагогике называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности. Наблюдение – как научный метод – это «целенаправленный и планомерный процесс сбора информации»13, осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов.

Существуют различные классификации наблюдения:

– в зависимости от условий наблюдения: полевые и лабораторные;

– в зависимости от наличия или отсутствия четкой программы наблюдения: формализованные и неформализованные;

– в зависимости от участия наблюдателя в наблюдаемых событиях: включенные, участвующие;

– по частоте наблюдения: постоянные, повторные, однократные;

– по объему наблюдения: сплошные, выборочные;

– в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдение. Чтобы наблюдение было успешным, к нему необходимо

тщательно подготовиться. Подготовка состоит из нескольких

этапов: 1) выбор объекта наблюдения; 2) постановка целей и задач наблюдения; 3) составление его плана; 4) подготовка документов и оборудования; 5) сбор данных; 6) оформление и анализ результатов; 7) теоретические и практические выводы.

Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия. Приведем пример. В курсовой работе исследовались различные виды требования учителя на уроке (прямое и косвенное; позитивное и негативное; фронтальное и персональное).Как организовать наблюдение требований учителя? Студентка

использовала методику А.Ю. Гордина, в соответствии с которой на уроке протоколировались и нумеровались все требования учителя к учащимся в различных видах деятельности, а затем эти требования (их номера в протоколе) переносились в таблицу, отражающую виды и формы непосредственного требования (прямого или косвенного).

Что «делать» с этим материалом далее?

Предварительное изучение психолого-педагогической литературы показало, что в ней описываются 1) два вида требований:фронтальные и персональные; 2) фронтальные и персональные требования, в свою очередь, могут быть позитивными и негативными; 3) существуют две формы требований: прямая и косвенная; 4) косвенные требования делятся на положительные и нейтральные; 5) к положительным требованиям относят просьбу, одобрение, доверие; 6) к нейтральным – совет, намек,требование – игру, условное требование; 7) к отрицательным требованиям относят выражение недоверия, осуждение и угрозу. Как видим, на материале протокола наблюдения проведен классификационный анализ, результатом которого стали количественные данные, позволяющие на основе синтеза судить

о стиле деятельности учителя на уроке. Важной формой фиксации материалов наблюдения может быть также дневник наблюдений и, в частности, дневник педагогической практики.

Метод изучения документов и результатов педагогической деятельности.

Педагогические документы обычно подразделяют на несколько групп. Письменные документы – это протоколы педсоветов, заседаний кафедр, предметных комиссий, методических и учебных советов, отчеты о работе школы, кафедры, деканата, ректората, дневники школьников и студентов, стенгазеты, многотиражки, классный журнал, рабочие учебные программы,

учебные планы, характеристики учащихся, медицинские карты и т.п. К статистическим документам относят табели, ведомости, отчеты об успеваемости, бухгалтерские отчеты, отчеты о кадровом составе и т.п. Иконографические документы – это кино- и фотодокументы, грампластинки, видеофильмы и т.п. Кроме того, в качестве документов выделяют технические материалы (чертежи, поделки, образцы технического творчества и т.п.) и официальные документы: государственные решения по проблемам просвещения, постановления отраслевого министерства, решения региональных органов управления по проблемам образования, материалы архивов, статистические отчеты и т.п. К результатам педагогической деятельности относят контрольные, проверочные и самостоятельные работы, сочинения, рисунки, тесты и т.п.

Под педагогическим опытом подразумевается практика

обучения и воспитания. Изучение педагогического опыта проходит через несколько этапов и опирается на другие методы исследования. На первом этапе практика обучения и воспитания исследуется с помощью наблюдения, беседы, опроса, изучения документов. Накопив фактический материал, исследователь начинает его классифицировать (второй этап). На третьем этапе наблюдаемые факты и явления интерпретируются, объясняются и подводятся под известные правила и закономерности. На последнем этапе исследователь пытается установить причинно-следственные связи между явлениями, механизм получения более высоких результатов, выявляет внутренние закономерности достижения успеха в обучении и воспитании.

Внутри педагогического опыта некоторые исследователи вычленяют передовой педагогический опыт. К нему относят педагогическое мастерство и новаторство (М.Н. Скаткин). Педагогическое мастерство – это рациональное использование рекомендаций науки, педагогическое новаторство – собственные педагогические творчество, находки и открытия.

В педагогике различают два типа эксперимента: классический и многофакторный. Многофакторный эксперимент используют при изучении сложных, системных педагогических явлений, в состав которых входит множество элементарных процессов. Классический педагогический эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям. Во-первых, внедряемое в эксперимент средство должно быть ясным и однозначным. Во-вторых, условия эксперимента должны быть строго фиксированными. В-третьих, эти условия необходимо планомерно изменять, комбинировать, варьировать. Классический эксперимент проводится как сравнение результатов деятельности экспериментальной и контрольной групп. В курсовом и дипломном исследовании в качестве таких групп выступают обычно школьные классы (студенческие группы), которые специально подбираются с целью уравнять исходные условия эксперимента. Условиями, обеспечивающими относительное уравнивание, выступают: возраст школьников или студентов, их распределение по полу, по успеваемости, опыту работы учителя или преподавателя и др.

7. Психологические методы в педагогическом исследовании: психологическая диагностика, тесты.

Психологические методы – это основные пути и приемы научного познания явлений психики и их закономерностей. Под психологической диагностикой (психодиагностикой) принято понимать учение о методах ранжирования и классификации людей по их психологическим (или психофизиологическим) признакам. Цели психодиагностики: отличить одного учащегося (учителя) от другого; отличить одного учащегося (учителя) от остальных; отличить одну группу учащихся (учителей) от других или от всей совокупности. Классификация методов психодиагностики под руководством В. Черны и Т. Колларика. 1. По качеству стимульного материала: а) методы, построенные с использованием стимульного материала вербального характера (набор слов, вопросы, ситуации и т.д.);б) методы, построенные с использованием стимульного материала невербального характера (геометрические фигуры, абстрактные значки, разрезные картинки, цифры и т.д.).

2. По степени формализации процесса исследования: а) методы с четко заданными условиями предъявления стимульного материала (стандартизированные опросники, тесты, шкалы и т.д.);б) методы с вариантами предъявления стимульного материала (беседа, игра, свободный рисунок и т.д.). Именно в этой группе методов наблюдаются истоки их деления на две группы: 1) стандартизированные методы (тесты); 2) нестандартизированные методы (тесты).

3.По основной цели применения психодиагностического метода: а) отсеивающие методы. Они предназначены для первичного ориентировочного применения. б) классификационные (дифференциально-диагностические) методы. Эти методы используются в комплексном обследовании с целью выявить состояние, уровень развития и т.д. определенных качеств личности (группы).

4. По организации процедуры обследования: а) индивидуальные методы (беседа, методы изучения сенсомоторики, графического навыка, свойств психических процессов и др.) б) групповые методы.

5. По специфике инструкции (как она определяет деятельность испытуемого): а) с самоинструкцией (чаще групповые методы); б) с инструкцией (чаще глубинное индивидуальное обследование).

6. По характеристике ответа испытуемого:а) закрытые методы. Если испытуемые при выполнении задания (ответе на вопросы) в качестве решения (ответа) выбирают один (два-три) из предложенных вариантов, то считается, что используемый метод – закрытый;б) открытые методы. Если испытуемые при выполнении задания (ответа на вопросы) могут проявлять творчество, работать в свободной форме, то считается, что используемый

метод – открытый..

7. По степени изменчивости заданий в методе:а) методы, в основе заданий которых находится один вид действий. б) методы, в основе заданий которых находится целый ряд разнообразных действий.

8. По степени очевидности целей исследования:а) «явные» методы;б) «неявны» методы. 9. По основному принципу метода в целом: а) субъективные (интроспективные); б) объективные (экстероспективные).

Тест как метод психодиагностики имеет ряд достоинств: объективность; оперативность; прицельность; практичность.

Для того чтобы тест можно было назвать научным и отличить его от «любительского», он должен обладать критериями качества. Эти качества –валидность, надежность, научность, стандартизация результатов.

Валидность – означает пригодность для измерения именно того качества, на которое он направлен, то есть означает ответы на вопросы: для какой цели применяется тест? что он измеряет? насколько хорошо он способен работать?

Надежность – означает точность психологических измерений, свободу от погрешностей процедуры тестирования, то есть постоянство показателей тестовых испытаний.

Научность – означает связь теста с фундаментальными исследованиями, то есть в основе теста должна лежать какая-либо научная концепция.

Стандартизация результатов тестирования. Использование теста подразумевает единообразие процедуры и обработки результатов. Оценка результатов осуществляется с помощью нормативов, которые, как правило, получены на представительной выборке испытуемых, соответствующей той, на которую тест ориентирован.

В современном педагогическом исследовании чаще всего используются три разновидности тестов: – собственно психодиагностические тесты. Они используются, как правило, в целях оптимального управления процессом формирования личности учащегося и коррекции стиля педагогической деятельности учителя. – дидактические тесты. Они применяются в целях изучения результатов педагогико-образовательной деятельности, оптимизации процесса обучения. В эту группу входят: тесты способностей, тесты достижений, тесты интеллекта, ориентировочные тесты, прогностические тесты; – функциональная проба в виде экспериментальных заданий, призванных активизировать умственные операции, мотивы, интересы и т.д.

8. Социологические методы в педагогическом исследовании: опрос, беседа, интервью, анкетирование. Социометроический метод. Контент-анализ.

Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами).

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной

информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения.

В таких случаях, когда направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другая разновидность опроса – интервью. Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение типичных ответов по некоторому количеству вопросов.

Анкетировани е – это наиболее распространенный метод сбора информации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и результатах их деятельности и

многое другое. В зависимости от поставленной цели и содержания ожидаемой информации, вопросы анкеты могут существенно отличаться друг от друга. Открытые вопросы не предлагают никаких вариантов ответа. В этом случае респонденту предоставляется максимальная свобода в выборе ответа. Закрытым называется вопрос, предлагающий респонденту выбор одного или нескольких готовых вариантов ответов. Полузакрытым называется вопрос, в котором, помимо готовых ответов, предусматривается позиция, позволяющая

респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно.

Очень часто в педагогических исследованиях, имеющих целью изучение межличностных отношений в группе или коллективе, используется социометрический метод, позволяющий, помимо описания и подсчета, представить результаты в виде таблицы, диаграммы или графика.

При необходимости для качественно-количественного изучения различных документов и материалов в педагогическом исследовании применяется такой социологический метод, как контент-анализ. Основными направлениями использования контент-анализа являются: выявление и оценка характеристик теста как показателей определенных сторон изучаемого объекта; выяснение причин, породивших сообщение; оценка эффекта воздействия сообщения.

Сущность контент-анализа заключается в подсчете того, как представлены в информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Это обусловливает необходимость решения вопросов, связанных: 1) с выработкой категорий анализа; 2) с выделением единиц анализа; 3) с определением единиц счета. Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально значимая тема. Обязательным условием осуществления контент-анализа документов является заполнение бланка кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операциональных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные операции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: