Изучение психолого-педагогической и методической литературы

Приступая к курсовому или дипломному исследованию, студенты должны изучить литературу по теме. Источники печатной педагогической информации: 1. Библиографические справочники.

2. «Книжная летопись».

3. Каталоги книг и журнальных статей. В систематическом каталоге материал вынесен на библиографические карточки, расположенные либо по алфавиту,

либо по годам выхода; карточки разбиты на разделы, подразделы, отрасли.

В алфавитном каталоге библиографические описания книг и статей располагаются строго по алфавиту. В предметном каталоге библиографические карточки расположены по ключевым словам (дескрипторам) и в алфавитном порядке.

4. Списки литературы в типовых государственных, а также рабочих программах по педагогике, психологии, методикам.

5. Библиографические указатели в конце монографий по педагогике, психологии, методикам и т.п.

6. Указатели литературы к главам учебников.

7. Энциклопедии (в том числе педагогические).

8. Последние в году номера педагогических, психологических, социологических, методических журналов, в которых помещаются списки всех публикаций, появившихся в журнале в течение истекшего года.

9. Серия «Педагогика и психология», а также библиотечка

«Педагогический факультет» издательства «Знание», в которых также имеются библиографические указатели.

10. Серийное издание АПН СССР и РАО «Новые исследования»

11. Каталоги кандидатских и докторских диссертаций.

12. Списки литературы в курсовых и дипломных работах, хранящихся в кабинете кафедры.

13. Выставки новых поступлений в библиотеке вуза.

14. Зарубежная педагогическая литература.

Проводя библиографический поиск, необходимо одновременно осуществлять просмотровое чтение найденных источников. Цель такого чтения – быстро установить, содержит ли данная публикация материал, относящийся к вашей теме. 1. Изучение титульного листа (автор, название, место и год

издания, аннотация). 2. Просмотр оглавления (в начале или в конце публикации). 3. Чтение предисловия (введения) и/или послесловия, в которых обычно кратко знакомят с содержанием всей книги. 4. Изучение научного аппарата книги (ссылки на источники в конце книги или внизу страниц). 5. Конец просмотра – чтение фрагмента текста, связанного с вашей проблемой, и одновременная письменная фиксация содержания этого фрагмента.

Изучая литературу, посвященную тому или иному педагогическому явлению, необходимо найти в ней ответы на следующие вопросы: как различные авторы описывают сущность явления; его признаки, свойства, характеристики; дефиниции (определения, термины); типологии, классификации; функции; место в обучении (воспитании); особенности применения в начальной (средней, высшей) школе и т.д.; неизученные вопросы. При этом необходимо осуществлять анализ различных позиций и подходов, их сравнение, обобщение, критику – только тогда современное состояние проблемы предстает во всей полноте, а всестороннее знание вопроса позволит вычленить те его аспекты, которые (в связи с темой исследования) и предстоит исследовать дальше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: