Зачем мы его проводим?

Методология проекта Дельфинград

Введение

Проект «Дельфинград» является детищем Костромской областной общественной молодежной организации инвалидов «Белый дельфин». Деятельность организации с момента образования в 1997 году нацелена на оказание помощи в интеграции молодых инвалидов в современное общество.

На первом этапе, основная работа «Белого дельфина» заключалась впроведении занятий по творческой реабилитации как наиболее доступной для начинающей организации и, как показал опыт, эффективной в работе с молодыми инвалидами. В организации проходили кружки по декоративно – прикладному искусству: бисероплетение, шитьё мягкой игрушки, плетение из лозы и бересты, оригами и т.д. Проводимые занятия позволяли проявить, а в дальнейшем совершенствовать свои творческие способности, тренировали мелкую моторику рук, а главное – помогали ребятам развивать навыки общения.

Однако, по мере становления организации и расширения контингента ее участников, стало очевидно, что посещение кружков помогает решить лишь небольшую часть тех проблем, с которыми сталкиваются молодые инвалиды. Тогда родилась идея нового проекта «Дельфинград» - областного летнего интеграционного палаточного лагеря труда и отдыха молодых инвалидов, который призван ускорить процесс интеграции через привитие и дальнейшее развитие навыков самостоятельной жизни.

Проект «Дельфинград» живет с 2002 года. За это время первые «дельфинградовцы» выросли, закончили обучение в общеобразовательных школах, получили профессию. Те, кто пришел в качестве обычных участников, постепенно стали организаторами проекта.

С 2010 года проект получил статус – межрегиональный. За весь период существования «Дельфинграда», в нем приняли участие более трехсот человек из всех муниципальных образований Костромской области, представители Кировской области, города Ярославля и города Москвы. Возрастной диапазон участников лагеря от 8 до 35 лет, а средний возраст 24 – 27 лет. Это молодые люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, и их здоровые сверстники.

Постепенно, по мере увеличения числа участников, назрела необходимость в привлечении дополнительных сил – волонтеров, которые пополнили состав организаторов и педагогический состав проекта. Причем, в 2010 году организаторский коллектив, также как и состав участников, более чем на 80% состоял из людей с ограниченными возможностями здоровья.

Методология проекта «Дельфинград»

Зачем мы его проводим?

Инвалидность – это специфическое состояние личности, которое часто сопровождается серьезными ограничениями в разнообразных сферах жизнедеятельности. Мы рассматриваем явление интеграции в общество как процесс восстановления возможностей для социального функционирования при таком состоянии здоровья, которым располагает человек. Итогом этого процесса должна явиться включенность инвалида во все основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг и т.д.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и – особые, т.е. потребности, вызванные тем или иным заболеванием. Поэтому инвалиды являются особой социально-демографической группой. Чаще всего для людей с ОВЗ отсутствует возможность получения образования, возникают сложности в трудоустройстве – малая часть инвалидов занята трудом, большинство имеет низкий уровень дохода. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Свои семьи имеют единицы. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько упрощенно, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств – доброты, отзывчивости и т.п. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами.

Исходя из таких предпосылок, мы определили для себя пять основных линий работы по интеграции молодых инвалидов в общество:

1. Интеллектуальная

2. Нравственная

3. Эмоциональная

4. Социальная

5. Культурная

Интеллектуальная (образовательная) интеграция подразумевает получение образования, усвоение новых знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей.

Государством созданы специализированные учреждения, имеющие соответствующие условия, целью которых является обучение инвалидов и получение ими неполного среднего (а в лучшем случае, средне – специального) образования. Лишь небольшой процент людей с ограниченными возможностями получает высшее образование.

Нравственная (духовная)интеграция понимается как усвоение правил, моральных ценностей, норм поведения и взаимодействия с людьми, развитие гуманности и патриотизма. Началом такого развития является умение смотреть и видеть, слушать и слышать, вступать в диалог, рассказывать и анализировать. Это оказывается возможным только при включении в группу, в коллектив, в какое-либо сообщество, в котором и закладывается основа развития – внимание и любовь к близким, друзьям, своему дому, родному городу.

Эмоциональная (психологическая) интеграция понимается нами как возможность установления эмоциональных связей с другими людьми, готовность общаться, дружить, желание и стремление создать семью.

Процесс интеграции может быть затруднен наличием эмоционального барьера между человеком с ОВЗ и его социальным окружением. Этот барьер формируется из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешек, неловкости – и отрицательных эмоций самого инвалида, вызванных неудовлетворенностью в личной и интимной жизни – жалость к себе, недоброжелательность по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки. Безусловно, эта проблема возникает из-за психологической неподготовленности социальной среды, окружающей инвалида.

Поэтому, зачастую, взаимодействие инвалида с другими людьми ограничивается стенами специальных государственных или общественных организаций. В центрах социального обслуживания проводятся встречи и мероприятия, приуроченные к государственным праздникам, повсеместно действуют клубы, которые создают условия только для общения молодых инвалидов между собой.

Социальная (профессиональная) интеграция происходит в процессе выполнения трудовой или какой-либо общественно-полезной деятельности, оказания помощи другим людям.

Наша организация сотрудничает с Центрами занятости населения и старается по мере возможностей обеспечить трудоустройство молодых инвалидов. Тех, кто не может трудоустроиться в силу различных обстоятельств, мы привлекаем к активному участию в общественных делах. Так они имеют возможность принести пользу и чувствуют себя нужными обществу.

Культурная (эстетическая) интеграция – это приобщение к культуре, знакомство с предметами искусства, свободный доступ в театры и музеи, возможность посещать занятия в театральных и музыкальных студиях, занятия прикладным искусством и живописью.

С нашей точки зрения, цели интеграции не могут быть достигнуты без общественного осознания необходимости обеспечения равных прав и возможностей для инвалидов. Каждая линия работы по интеграции инвалидов в отдельности приносит свои плоды, но не дает полностью раскрыться личностному потенциалу людей с ОВЗ. Зачастую, даже получив образование, молодые ребята сидят дома и не могут устроиться на работу, общаться со сверстниками, посещать театры, выставки, кино. Это неизбежно приводит к обесцениванию собственной жизни, замкнутости и деградации. Для того чтобы изменить такую социальную ситуацию к лучшему, необходимо перейти от изолированных, однобоких видов помощи инвалидам по типу специальных медико-учебных заведений к более качественным методам, позволяющим людям находиться в «эпицентре» общественной жизни.

В крупных городах, мегаполисах уже действует ряд инновационных программ и проектов по интеграции инвалидов. Например, существует такой уникальный проект культурной интеграции как «Театр Простодушных». Вся труппа этого театра - люди с синдромом Дауна.

Еще один необычный проект, в котором взаимодействуют две линии интеграции – социальная и эмоциональная – это ресторан «В темноте?!». Впервые такой ресторан был открыт в Париже, потом в Лондоне, а теперь появился и в Москве. Практически весь персонал в нем незрячий. Официанты не только обслуживают, но и являются проводниками для зрячих посетителей. Эти примеры очень яркие, но они единичные.

В российских глубинках пока нет возможностей для реализации таких масштабных проектов. Но есть перспектива создания своих собственных, ориентированных на небольшие города, предназначенных для реализации на местном и региональном уровне. Главное условие, чтобы такие проекты были направлены на целостную, комплексную интеграцию молодого инвалида, которая позволит ему достичь наиболее полного включения в социальную жизнедеятельность и самореализации.

В нашей организации была предпринята попытка реализовать принцип комплексной интеграции молодых людей с ОВЗ, которая воплотилась в проведении ежегодного летнего палаточного лагеря труда и отдыха «Дельфинград».

Целостный эффект, к которому мы стремимся, достигается через сочетание мероприятий по трудовой, социально-бытовой и творческой реабилитации. В рамках проекта также проводятся мероприятия, направленные на изучение истории родного края, детского и молодежного движения в России, патриотическое воспитание.

Исходя из сказанного, задачи «Дельфинграда» можно сформулировать следующим образом:

o Организовать временную занятость для молодых инвалидов

o Воспитывать толерантное отношение общества к инвалидам через проводимые мероприятия и их освещение средствами массовой информации

o Воспитывать толерантное отношение участников к окружающим и к обществу в целом

o Формировать у участников активную жизненную и гражданскую позицию

o Оказывать помощь ветеранам и одиноким людям, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке

o Использовать опыт практической работы в условиях разновозрастного коллектива

o Формировать и развивать у участников навыки работы в коллективе

o Развивать навыки самостоятельности у участников

o Создать условия для приобретения навыков туристической жизни

Для реализации такого проекта не случайно было выбрано туристическое направление. Это продиктовано необходимостью формировать у участников навыки самостоятельности, которой им зачастую не хватает в повседневной жизни. Условия жизни в лесу сами по себе побуждают решать такие задачи, как приготовление пищи, снабжение водой, организация бытового пространства – для сна, гигиены, принятия пищи и т.д. То есть те задачи, которые в нашей обычной жизни решаются как бы сами собой, часто незаметно для нас. В то же время, в туристической жизни эти решения связаны с определенными и очевидными трудностями.

Именно то, что в условиях леса участники решают эти задачи, преодолев сложности, производит наибольший эффект. Ребята получают не только опыт самостоятельности, навыки самообслуживания, но и развивают в себе готовность к жизненным трудностям и способность их перебороть.

Кроме того, жизнь в походе – это жизнь небольшого изолированного от окружающего мира коллектива. Длительное совместное пребывание заставляет участников находить общий язык друг с другом, понимать других и больше разбираться в себе. Это наилучший способ стать более открытым, уверенным в себе, коммуникабельным и толерантным по отношению к окружающим.

Безусловно, погружение в непривычные и немного экстремальные условия туристического похода являются своего рода стрессом для участников лагеря. Но именно этот стресс позволяет сделать настоящий прорыв в личностном, социальном и интеллектуальном развитии. Многие из тех, кто побывал в лагере за 12 лет, до лагеря имели трудности с обучением, не могли выполнять поставленные задачи, не имели навыков самостоятельности и опыта трудовой деятельности. Все это, в дополнение к инвалидности, позволяло работодателям отказывать им в работе. На данный момент, приобретя эти навыки в «Дельфинграде», ребята получили дополнительное профессиональное образование, а большинство устроилось на постоянную работу.

Помимо развивающего и обучающего эффекта, лагерь способствует установлению новых эмоциональных связей инвалидов. В силу того, что многие из участников лагеря по разным причинам очень ограничены в общении – проживают в отдаленных районах, испытывают физические трудности в передвижении и т.п., этот проект является для них шансом завести знакомства, обрести друзей и даже найти себе пару. За историю нашего лагеря было образовано 20 семейных пар, в которых родилось 23 ребенка без ОВЗ. Эти семьи теперь живут самостоятельно, работают и воспитывают детей.

Участники проекта «Дельфинград» ежегодно оказывают посильную помощь семьям ветеранов войны и труда, проживающим в местах базирования лагеря, в соответствии со списками, подготовленными органами социальной защиты и ветеранскими организациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: