1.Необходимость создания в России единого образовательного пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений, как государственных, так и частных.
2.Вхождение России в мировое образовательное пространство, что требует учета тенденций развития образования в международной образовательной практике.
Понятие стандарта происходит от английского слова standart –норма, образец, мерило.
Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты и устанавливают:
· обязательный минимум содержания образовательных программ;
· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
· требования к уровню подготовки выпускников.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием.
Государственные органы управления – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы:
· разработка и реализация целевых федеральных и международных программ;
· разработка государственных стандартов;
· установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;
· государственная аккредитация образовательных учреждений;
· аттестация педагогических кадров;
· определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;
· разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений;
· прогнозирование сети образовательных учреждений.
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.
Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, субъекты образования (студенты, их родители, преподаватели) действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, конфессиональных, профессиональных объединений и групп.
Диверсификация (в пер. с лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, университетов – как государственных, так и негосударственных.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об Образовании» система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
· государственными
· муниципальными
· негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений:
1.Дошкольные: ясли, детские сады
2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.
3.Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии), послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура, курсы, институты повышения квалификации) образования.
4.Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.
5.Учрежедния дополнительного образования детей, музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества и пр.
6.Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.
7.Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
С учетом потребностей и возможностей личности используются различные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные, заочные формы), в форме семейного образования, самообразования, экстерната и пр.
В системе высшего профессионального образования наиболее распространенными типами образовательных учреждений являются институты, университеты, академии.
Институт – (от лат.institutum-учреждение, установление) – высшее учебное заведение.
Академия – (соб/ греч. Akademia) –высшее учебное заведение. Происходит от названия философской школы, основанной древнегреческим философом Платоном (4 в. до н.э.) близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу.
Университет – (лат universitas- совокупность) - высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена вся совокупность дисциплин, составляющих основы научного знания.
Высшее профессиональное образование – важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированности различных умений и навыков, а также способность непрерывно их совершенствовать.
Однако, этим сегодня не ограничиваются функции системы высшего профессионального образования, и она призвана формировать у выпускников вузов целый ряд непрофессиональных компонентов знаниевого и процессуально-деятельностного характера, к которым, в частности, относятся следующие:
-формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;
-овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий;
-овладение культурой системного подхода в деятельности и важнейшими общеметодологическими принципами ее организации, овладение принципами конструирования устойчивых систем, а также формирование у будущего выпускника вуза толерантности в суждениях и деятельности.
Для каждого отдельного человека его профессиональное образование выступает в двух ипостасях:
1.как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь – в профессиональном труде;
2.как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он будет распоряжаться на рынке труда.
Новые социально-экономические условия объективно обусловливают возрастание роли и значения инженерно-технического образования. Каковы причины этого феномена?
В середине 60-х гг. XX века передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.
Ныне дегуманизация затронула как образование, так и техническую деятельность. Усилия, направленные на преодоление кризиса в обеих сферах, должны привести к формированию качественно новой личности специалиста, неотъемлемыми чертами которого должны стать:
· высокий интеллект и глубокие знания
· самоорганизованность
· профессиональная мобильность
· ответственность за последствия собственной деятельности
· стремление к саморазвитию
· творческое мышление
· интуиция
· коммуникативная компетентность
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.
При этом специалисты обращают внимание на следующие основные моменты:
1.Современный научно-технический прогресс объективно диктует расширение культурного пространства специалиста, что требует преодоления узкой специализации и технократических установок. Технократизм – концепция, преувеличивающая роль техники, технологий в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в целом.
2. Современное образование должно стать синтезом гуманитарной и технической культуры, что позволит избежать отчуждения творцов науки и техники от гуманистических ценностей.
3. Гуманитаризация образования – это, в конечном счете, его гуманизация, «очеловечивание» специальных и профессиональных дисциплин через выявление их вклада в общечеловеческую культуру, через раскрытие смысложизненных аспектов профессиональной деятельности. Проблема гуманитаризации профессионального образования, в том числе технического носит дискуссионный характер.
Ведущей тенденцией развития современного образования является его гуманизация.
Гуманность – (от лат. humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития образования необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек.
Специалисты считают, что вслед за Европой Россия вступает в фазу «новой экономики».
Новая экономика – синоним понятия «общество, основанное на знаниях», экономика, характеризующаяся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами.
Требования рынка труда к современным специалистам, в частности к т.н. базовым квалификациям, необходимым сегодня в любой профессиональной деятельности. Это владение «сквозными» умениями:
· работы на компьютере, пользование базами и банками данных,
· знание и понимание экологии, экономики и бизнеса,
· финансовые знания,
· коммерческая смекалка,
· умение трансфера технологий («переноса» из одних областей в другие),
· навыки маркетинга и сбыта,
· правовые знания,
· знания патентно-лицензионной сферы,
· умения защиты интеллектуальной собственности,
· умения презентации технологий и продукции,
· знание иностранных языков.
знание принципов существования в условиях конкуренции и возможной безработицы, а также психологическую готовность к смене профессии и сферы деятельности
Рост параметров неопределенности в системе постиндустриального общества привел к возникновению феномена «функциональной неграмотности», то есть неспособности работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные роли (в коллективе, обществе, семье), несмотря на полученное образование. С одной стороны, это определяется его собственной неспособностью воспользоваться полученными знаниями в изменившейся ситуации, а с другой – несоответствием полученных знаний изменившейся действительности.
Возникает необходимость доучивания и переучивания на протяжении всей жизни.
Образование как общечеловеческая ценность- Аксиологический подход - человек в ней рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей: это ценности образования как ценности государственной, как ценности общественной,как ценности личностной.
Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена.
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. От образования зависят перспективы развития человечества.
Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Рассматривая личностную ценность образования, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
–особый способ вывода текста
-развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
– формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
– обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
– овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
– создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Содержание обр-я должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях. Необходимо развитие базовой культуры личности - некоторой целостности, включающей в себя ценностные ориентации и свойства личности, позволяющие ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную и профессиональную устойчивость. Она включает в себя культуру жизненного самоопределения, культуру труда, политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения.