Природа — совершенный космос, противоположный хаосу.
Принцип - жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое
Средневековье
Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой.
Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу -как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения считалось, что человек, наделенный искрой
Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом тожественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
Возрождение
Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека
|
|
Новое время
Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой
Современность
Современная наука, особенно такое ее «молодое» междисциплинарное направление, как синергетика, стремится выявить общие принципы самоорганизации в разных природных системах, обогащая эти идеи новыми данными. Они позволяют лучше рассмотреть мир как целостный, живой организм, где малейшие изменения в отдельных частях его незамедлительно сказываются на человеке и на природе в целом.
В связи с этим на современном этапе возникает необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как уникального целостного организма, отношение к которому следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога с ней. Ведь природа для современного человека и общества в целом продолжает оставаться основой их жизнедеятельности. Общество при всей своей интеллектуальной мощи и относительной независимости не может существовать и развиваться вне природы.