Объект и предмет социологии молодежи. Молодежь как соц-дем группа.
С развитием индустриального общества молодежь возникает как социально-демографическая группа.
Начала 20 в. - исследования связ. с молодежной проблематикой. Интерес к молодежи, т.к. она «вышла на улицы».
Теоретико-методологические подходы к анализу молодежи: историко-социологический контекст.
Молодежь и молодость в контексте теоретических построений позитивизма.
В ранних работах не удел. внимание М, нет категориального аппарата.
Спенсер: детство без промежуточного звена превращ. во взрослость. – переход к свободной деятельности, самоподдержание. Нет качественного перехода.
Современные позитив теории: М – некая система позиций, заним. индивидами, что означает для них приоритет статуса и выполн. определен. роли.
Парсонс: как возможен соц порядок. Воспр. соц порядка - с помощью социализации.
Не акцентирует внимания на инновации, какие приносит М. Субкультуры – тот механизм, через ког. М приходит в об-во.
|
|
М не явл. источником соц. изменений.
Главн. вопрос – как воспроиз. равновесное общ.
Марксистская концепция М.
Акцент на революционном развитии об-ва. Самая активная роль М в об-ве, движущая сила.
Методол. посылки:
-классовый подход к анализу М
-анализ М как дифференц. общности.
Не столько соц-псих. характеристики, особенность свыз. с инновац., а именно классовая пирамида характеризует М как революционную силу.
Соц анализ М – 19-20вв.
1. Не существует четкой дифференц. социокультурн. отношений между возрастными группами. Появл. однородные по составу группы в гимназиях, вузах.
2. М студенческая исслед больше т.к. ее легче собрать, исследователи в осн. – преподаватели.
Исслед. не исходили из теорет предпосылок.
Психоаналитические и биофизиологические трактовки М.
Акцент на х-ки молодости как ……жизни.
Ст. Хомм (Амер. псих) - …., основатель науки о детях.
«Юность» - первая теор. работа, где можем обнаружить элементы Ψ. и соц. анализа М.
Важно осмыслить не только Ψ основы юности, но и рассмотреть ее с разных точек зрения: антропология, религиозн., сексуальн. Рассмотреть в системе.
Первым описал явление подрастковости. Подросток – получеловек и полуживотное.
Говорит об амбивалентности и ….. характера подростка
Чрезмерная активность – бессилие. Невероятная веселость – тоска. Застенчивость – самоуверенность.
Главн. содержание юности по Хомму – кризис самосознания. Его преодоление приводит к тому, что человек ощущает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от др людей.
К Гросс, «Ψ М в переходн. возрасте» …трактовка.
|
|
Шарлотта Бюлкер «Душевная жизнь молодых». Концепция пубертата.
Самая важная потребность подроск. возраста – потребность в дополнении, которая предопредел. половым инстинктом.
Идеи Фрейда. Теория социализации – наиболее активн. период заканч. до 3-5 лет.
Эдипов комплекс и комплекс Электры.
Конфликт между поколениями – протест сыновей против сексуальн. монополии отцов.
Э. Фромм, Э. Эриксон. рассмтр. юность как период становления новой идентичности. Идентификация как взросление человека. Не поддерж. Фрейда о завершении периода социализации. Это постоянный процесс.
Адлер – значение соцальн. факторов в формировании личности молодого человека. Сочет. чувства общности и чувства уникальности, отдельности.