Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Дебиторская задолженность и кредитная политика

Управление дебиторской задолженностью. Контроль состояния дебиторской задолженности. Кредитная политика и определение стандартов кредитоспособности. Политика работы с дебиторами. Факторинг и форфейтинг.

В условиях экономической нестабильности все предприятия стараются производить продажу продукции на условиях предоплаты или гарантии получения платежей. Однако во многих случаях это связано с полной остановкой производства и под влиянием конкуренции часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. Продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются дебиторская задолженность растет. Однако ее поддержание требует определенных затрат, которые должны компенсироваться выгодами от реализации продукции в кредит. Поэтому наиболее эффективной будет такая кредитная политика, которая максимизирует чистые денежные поступления за определенный период и компенсирует риски возможных неплатежей.

Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с решения о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю. Он также включает в себя применение системы контроля счетов к получению, которые необходимы для того, чтобы предотвратить излишнее увеличение дебиторской задолженности и возникновение безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль фирмы.

При продаже товаров в кредит происходит следующее: 1) запасы сокращаются на величину затрат на реализованную продукцию; 2) дебиторская задолженность возрастает на сумму подлежащей получению выручки; 3) разница между выручкой и затратами отражается на счете нераспределенной прибыли. Если оплата производится немедленно или запись на счетах делается после получения денег, то прибыль получается реальной, если же товар продан в кредит и запись проведена по факту отгрузки, то прибыль лишь числится в балансе и фактически ее не будет до момента получения денег. Оба этих метода разрешены правилами бухгалтерского учета и могут осложнить анализ и контроль дебиторской задолженности.

Простейшим методом контроля дебиторской задолженности является расчет ее оборачиваемости в днях (иногда называется средним периодом получения платежа, ACP, Average Collection Period). Предположим, предприятие реализует 200 тыс. единиц товара в год по цене 198 руб. за штуку. При этом реализация осуществляется в кредит на условиях 2/10 брутто 30, примерно 70% платежей ему производится со скидкой с оплатой на 10 день и 30% - на 30-й день. В этом случае оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (DSO, Days Sales Outstanding) или средний период получения платежей составит 16 дней:

DSO = 0,7×10 дней + 0,3×30 дней = 16 дней

Однодневный товарооборот (АDS, Average Daily Sales) в данном случае составит 110 тыс. рублей:

ADS = 200000×198 / 360 = 110000 руб.

Другим методом контроля является распределение дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Он предусматривает ранжирование долгов по срокам их погашения по группам (в днях): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120 и т.д. На основании этого анализа определяется удельный вес просроченной дебиторской задолженности и делаются выводы о необходимости создания резервов для покрытия безнадежных долгов. Оценка дебиторской задолженности с позиций платежной дисциплины помогает выявить и оценить платежное поведение клиентов вне зависимости от изменения объемов реализации продукции. Данный метод предусматривает расчет и сопоставление DSО и ADS по периодам, например, раз в квартал, и судить об ускорении или замедлении выплат по их изменениям. Другим методом, позволяющим более точно оценить влияние сезонных или циклических колебаний, является составление "ведомости непогашенных остатков", представленной в таблице 3.6.1.

Таблица 3.6.1. Ведомость непогашенных остатков
дебиторской задолженности.

Месяц, квартал Выручка от реализации Дебиторская задолженность
тыс. руб. %
Январь      
Февраль      
Март      
I квартал      
Апрель      
Май      
Июнь      
II квартал      

Данный анализ осуществляется по следующему алгоритму. Из общей суммы задолженности на конец квартала выделяется задолженность, относящаяся к реализации каждого месяца квартала. Далее рассчитывается доля непогашенной задолженности в объеме реализации данного месяца, которые затем суммируются. Общая сумма долей непогашенных остатков в данном примере возросла, что свидетельствует о замедлении платежей. Данный метод может использоваться и для прогнозирования дебиторской задолженности.

На крупных предприятиях с большим числом покупателей анализ и контроль дебиторской задолженности может производиться с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике. Для контроля за своевременностью погашений задолженности дебиторами в дополнение к показателям наличия просроченных платежей (форма № 5 Приложения к бухгалтерскому балансу) можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности от основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Величина этого показателя зависит от вида заключаемых предприятием договоров. Так, если основные типовые договора предусматривают оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента может быть принято равным 1/26. Если расчетное значение данного коэффициента превзойдет данную величину, то у предприятия возникают проблемы со своими дебиторами.

В зависимости от числа клиентов, расчетных документов и размера дебиторской задолженности анализ ее уровня можно проводить сплошным или выборочным методом. Эта работа, как правило, включает в себя следующие этапы:

1. Устанавливается критический уровень задолженности и все расчетные документы, его превышающие, подвергаются проверке в обязательном порядке.

2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка по приемлемой методике. Простейшей является n-процентный тест, когда из общей совокупности отбирается, например, каждый десятый документ (n=10%) по какому-либо признаку (время возникновения обязательства и т.п.) Существуют и более сложные методы отбора, основанные на установлении критических значений уровня значимости, ошибки выборки и других параметрах, группировке расчетных документов и отбора типичных для контроля и анализа.

3. Проверка реальности сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах, для чего контрагентам могут быть направлены соответствующие устные или письменные запросы.

4. Оценка существенности выявленных ошибок. В ряде стран национальными стандартами учета отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере более 10% признается существенным, при отклонении 5-10% решение о существенности принимает аналитик (менеджер, бухгалтер или аудитор) по своему усмотрению, меньшее отклонение признается несущественным. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в соответствующем разделе отчета (годовой отчет, аналитическая записка, отчет аудитора и т.п.).

Политика работы с дебиторами включает в себя процедуры, которые использует фирма в отношении просроченной задолженности. За рубежом к ним относят направление писем к клиентам, допустившим просрочку более 10 дней, затем может последовать телефонный звонок, более строгое письмо, если счет не оплачен более 30 дней. Спустя 90 дней фирма может обратиться в специальное агентство по работе с дебиторами вплоть до использования процедуры продажи долгов. Такого рода операции всегда сопряжены с дополнительными затратами и возможной потерей репутации фирмы. В отечественной практике также выработано немало приемов борьбы с неплатежами, которые однако пока должного эффекта не дают.

Оптимальная кредитная политика, и, следовательно, оптимальный уровень кредиторской задолженности зависит от специфики деятельности каждого конкретного предприятия. Например, фирмы, имеющие существенную недогрузку производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласиться на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Кредитная политика может также существенно различаться по отраслям и в зависимости от объемов реализации и спроса на продукцию. Эта политика определяется четырьмя основными показателями:

1. Срок предоставления кредита - период времени, в течение которого клиенты должны оплатить купленный товар.

2. Стандарты кредитоспособности - минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа и размеры сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов.

3. Политика сбора платежей, которая определяется степенью лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения предоставления новых кредитов.

4. Скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки; эти льготы включают в себя сумму скидок и продолжительности периода, в течение которого ими можно воспользоваться.

Для определения возможности предоставления кредита данному клиенту в типичной ситуации при приемлемой сумме многие фирмы за рубежом используют "стандарты кредитоспособности". Основным моментом при определении этих стандартов является установление вероятности

задержки платежа или неоплаты. В большинстве случаев такая вероятностная оценка делается на основе субъективных решений, однако в современный период многие фирмы часто используют статистический метод "множественного дискриминантного анализа" (MDA, Multiple Discriminant Analysis). Зависимой переменной в расчетах принимается вероятность невыполнения обязательств, независимыми переменными - факторы, связанные с финансовой устойчивостью фирмы и способностью возврата полученного кредита. На основании МDA каждое предприятие может установить взаимосвязь между различными факторами, влияющими на кредитоспособность его клиентов и после обработки данных составить регрессионное уравнение, в котором каждый фактор будет иметь свой вес (коэффициент регрессии). Затем в уравнение подставляются текущие данные по фирме-клиенту и получают оценку кредитоспособности. Уравнение может иметь следующий вид:

Оценка = 3,5×коэффициент обеспеченности процентов по кредитам 10,0×коэффициент быстрой ликвидности - 25×доля заемного капитала в общей сумме источников + 1,3×срок существования фирмы

Уровни показателей оценки устанавливаются эмпирически и могут быть равны: <40 - высокий риск; 40-50 - средний; >50 - малый риск.

Например, если уравнение оценки для фирмы имеет следующий вид:

Оценка = 3,5×4,2 + 10×3,1 + 1,3×10 = 51,2

То может быть сделан вывод о малой рисковости и клиент может рассчитывать на льготные условия покупки в кредит.

Многие системы данного типа имеют значительно большее число анализируемых и уровней рейтинговых оценок. Этой работой за рубежом занимаются кредитные ассоциации, различные информационные и рейтинговые агентства, оценивающие индивидуальных и корпоративных кредиторов. К числу наиболее известных относится "Дан энд Брэдстрит" (США), использующее компьютерные системы сбора и обработки информации и выполнения услуг по ее предоставлению клиентам. Типовой отчет агентства о кредитоспособности фирм содержит следующие данные:

1. Баланс и отчет о прибылях и убытках.

2. Ряд основных коэффициентов, показывающих тенденции развития предприятия.

3. Информацию от поставщиков фирмы о случаях просрочки оплаты и о неплатежах, о степени регулярности выплат.

4. Словесное описание условий деятельности фирмы.

5. Сведения о собственниках фирмы, включая информацию, касающихся предыдущих банкротств, судебных процессов, случаях нарушения контрактов и т.п.

6. Суммарный рейтинг фирмы, показывающий ее положение в пределах от состояния А (практический нулевой риск невыполнения обязательств) до F (предполагает невыполнение обязательств).

В Российской Федерации становление подобных организация только начинается. Иностранные компании не спешат осваивать наш рынок из-за недостатка информации и непрозрачности деятельности большинства фирм. В то же время в законодательных и правительственных органах идет активная подготовка нормативных документов о порядке организации и принципах деятельности кредитных бюро и подобных служб, которые должны облегчить доступ хозяйствующих субъектов к ресурсам кредитных организация и повысить их доверие к контрагентам.

Тем не менее по причине большой значимости решений по выработке и проведению кредитной политики в этой работе должны принимать участие не только кредитные менеджеры, но и специальные комитеты с участием руководителей предприятий по финансам, маркетингу и производству.

Основной целью кредитного менеджера является обеспечение роста объемов реализации за счет расширения продаж в кредит, что может принести дополнительный доход предприятию. Если фирма смягчает кредитную политику, объем реализации обычно увеличивается, но приводит к дополнительным затратам на предоставление скидок, удлинению сроков платежей и т.п. Поэтому условия кредитования следует смягчать лишь до тех пор, пока прирост затрат не превысит прирост дохода.

Весьма актуальным является также вопрос о сопоставлении объемов дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь мнения бухгалтеров и финансовых менеджеров могут быть прямо противоположными: первые не допускают их сопоставления, вторые - допускают. Считается, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, а при анализе следует учитывать разницу между ними. Это мнение глубоко ошибочно. Предприятие, прежде всего, должно погашать свои обязательства перед кредиторами независимо от получения долгов от дебиторов. А последние могут повести себя не лучшим образом, особенно в условиях экономической нестабильности и низкой платежной дисциплины.

Политика работы с дебиторами включает в себя процедуры, которые использует фирма в отношении просроченной задолженности. Такого рода процессы сопряжены с дополнительными затратами, поэтому для предупреждения незапланированной задержки в поступлении платежей всегда необходим некоторый запас финансовой устойчивости фирмы.

Проведенное Министерством торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от длительности периода, в течение которого дебитор обязуется произвести платежи. При сроке погашения задолженности до 30 дней около 4% долгов попадают в разряд безнадежных, 31-60 дней - 10%. 61-90 дней - 17%, 91-120 дней - 26%, при дальнейшем удлинении срока погашения на каждые последующие 30 дней доля безнадежных долгов увеличивается на 3-4%. Однако к российской экономике, где неплатежи и долги являются настоящим бедствием для большинства предприятий, эта зависимость вряд ли приемлема.

К сожалению, в российской практике слабо применяются операции факторинга и форфейтинга. Факторинг – это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента и включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков. В основе операции факторинга лежит так называемой «дисконтирование фактур» (invoice discounting) – покупка факторской компанией счетов-фактур клиента га условиях немедленной оплаты около 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступлений выручки от дебиторов. В современных условиях факторские операции активно проводятся коммерческими банками, организующими для этого специализированные отделы, филиалы или компании.

Форфетирование – это кредитование экспорта путем покупка без оборота на продавца коммерческих векселей, других долговых требований по внешнеторговым сделкам, форма трансформации торгового кредита в банковский, что сопряжено с определенными потерями для продавцов и покупателей.

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Экономика в условиях изменяющихся цен. Методы учета и анализа инфляции. Управление финансами в условиях инфляции. Определение размеров товарного кредита в условиях изменяющихся цен.

Инфляция является процессом повышения цен в экономике или снижения покупательной способности денег. Дефляция, наоборот, - процесс падения цен, что случается крайне редко. Инфляция может проявляться как процессы: 1) переполнение сферы обращения бумажными и кредитными деньгами вследствие их чрезмерного выпуска (эмиссии); 2) сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве денег; 3) комбинации этих факторов. Во время инфляции цены на потребительские товары растут быстрее, чем увеличивается номинальная заработная плата и доходы членов общества. Итогом является падение реальных доходов и обнищание населения, дезорганизация производства и инвестиционного процесса, внутренней и внешней торговли.

Формальные и неформальные критерии гиперинфляции приведены в международном стандарте № 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной среде", разработанном Комитетом по международным учетным стандартам (IASC), и являются следующим:

- для сохранения достигнутого уровня благосостояния основная часть населения стремится вкладывать свои средства в немонетарные активы (не подверженные влиянию инфляции) или в относительно стабильную иностранную валюту, имеющаяся местная валюта немедленно инвестируется для сохранения покупательной способности;

- монетарные активы оцениваются основной частью населения не в местной валюте, а в относительно стабильной иностранной валюте; последняя используется при объявлении цен на продукцию и потребительские товары;

- продажа и покупка товаров в кредит осуществляется по ценам, компенсирующим потерю покупательной способности денег, даже если период, на который выдан кредит, относительно короткий;

- процентные ставки, заработная плата и цены тесно связаны с индексом цен, т.е. индексируются на цены инфляции;

- кумулятивный темп инфляции за трехлетний период приближается к 100 % или превышает эту величину (за сентябрь 1998 года цены в России выросли на 172%).

Эксперты МВФ и Всемирного банка считают предельно допустимых (критическим) уровнем инфляции 40 % в год.

Уровень инфляции определяется с помощью индекса цен по следующей формуле:

IЦ = å Р1 q1 / å P0 q1, где

Р0 и Р1 - цены товаров базисного и отчетного периода;

q1 - товарооборот отчетного периода в натуральных единицах по товарным группам.

Для учета и характеристики темпов инфляции используются агрегатные индексы цен по различным группам товаров, которые отслеживаются органами государственной статистики.

Инфляция оказывает неоднозначное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. При инфляции существенно искажается в сторону уменьшения стоимость основных средств. Она серьезно осложняет пространственно-временные сопоставления, снижает экономический потенциал предприятия. Крайне неблагоприятными становятся условия для накопления необходимых финансовых ресурсов для инвестирования. Хотя некоторые субъекты, например, дебиторы, от последствий инфляции могут выиграть.

Порядок составления отчетности в условиях инфляции определяется упомянутым выше международным стандартом № 29 и стандартом IASC № 15 "Инфляция, характеризующая изменение цен". Последним рекомендуется применение двух методик: "Методика оценки бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности" (GPL) и "Методика переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость" (ССА).

Ключевым моментом в этих подходах является понятие косвенного дохода (убытка) и способов его расчета. В частности, разница между пересчитанным активом и пассивом баланса в первом случае рассматривается как инфляционный доход (убыток) и относится на статью "Нераспределенная прибыль". Активы делятся на монетарные и немонетарные, пересчитываются только последние с помощью общего индекса цен. Во втором случае вместо общего индекса цен используются индексы цен по конкретной номенклатуре основных средств, пересчет источников собственных средств не делается, а полученное расхождение баланса также отражается по упомянутой статье. Подробное изложение данных довольно сложных методик освещается в бухгалтерском учете.

Очевидно, что применение различных методик может дать разные финансовые результаты. Например, определение текущей стоимости объекта может производиться: а) по ценам возможной реализации актива; б) по восстановительной стоимости, т.е. по текущим затратам на замещение активов; в) по экономически целесообразным затратам. В первом случае речь идет о сумме, которую можно получить на рынке при продаже по текущим ценам, во втором - о ценах покупки этих активов, что всегда будет дороже. То есть для кредиторов выгоднее первый вариант, для владельцев предприятия - второй.

По-разному влияют на финансовые результаты и применяемые методы амортизации основных средств и учета стоимости израсходованного сырья и материалов. Так, ускоренная амортизация основного капитала уменьшает величину отчетной прибыли и стоимостной оценки предприятия в целом, поскольку остаточная стоимость основных средств становится меньшей. Однако она удорожает себестоимость продукции, делает ее неконкурентоспособной, а потому применяется мало.

То же самое происходит при оценке расхода сырья и материалов по методам ФИФО и ЛИФО. (с 2008 г. в бухучете нельзя использовать метод ЛИФО!!!)

Методика ФИФО обеспечивает относительно больший прирост авансированного капитала, лучшие значения показателей рентабельности, т.е. делает более привлекательным вид деятельности предприятия для непрофессиональных инвесторов. Применение методики ЛИФО приводит к заниженной оценке производственных запасов и к меньшей величине прибыли, то есть дает ухудшение финансовых результатов. Однако в условиях инфляции эта методика является более предпочтительной, поскольку сокращается величина уплачиваемых налогов и у предприятия остается больше средств. В то время как методика ФИФО дает некоторую инфляционную добавку к прибыли, но предприятие вынуждено "проедать" собственные оборотные средства на покупку сырья и материалов по возрастающим ценам.

В условиях инфляции деятельность финансовых менеджеров существенно усложняется. Поэтому им необходимо учитывать изложенные выше и тысячи других проблем, которые при этом возникают.

Прежде всего, существенное усложнение финансового планирования, рост неопределенности и риска при принятии финансовых решений, особенно, долгосрочного характера. В частности, при оценке эффективности этих решений и инвестиционных проектов следует руководствоваться следующими принципами и простыми правилами:

- применять модифицированный коэффициент дисконтирования, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции;

- при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации;

- не держать излишние денежные средства "в чулке", на расчетном счете, сокращать займы и кредиты клиентам;

- свободные деньги вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;

- по возможности жить в долг (не забывая о возможных санкциях кредиторов и других негативных последствиях такой экономической политики).

Следует всегда учитывать возрастающую потребность в дополнительных источниках финансирования деятельности предприятия из-за роста цен сырья, материалов, заработной платы и т.п. Все это должно учитываться при принятии решений кратко- и среднесрочного характера, в перспективном финансовом планировании. Очевидно, что все это требует прогнозной информации об общих и агрегатных индексах цен, которые в условиях финансовой нестабильности российской экономики составить достаточно трудно. Очевидно также, что наиболее приемлемыми в данном случае могут быть различные методы экспертных оценок, а также постоянное отслеживание динамики политической и деловой конъюнктуры в стране.

Решение данной задачи осложняется также возросшей нестабильностью отечественной банковской системы, увеличением противоречий между финансовыми и нефинансовыми сферами экономики. Здесь следует идти на установление более тесных взаимовыгодных связей с финансовыми институтами, возможно за счет образования финансово-промышленных групп, на развитие холдинговых связей и кооперации с поставщиками и смежниками, получение доступа к источнику государственного бюджета развития. То есть учитывать возрастание цены привлеченных источников капитала.

В условиях инфляции происходит снижение роли ценных бумаг хозяйствующих субъектов, прежде всего, облигаций как источников долгосрочного финансирования. Поскольку инвесторы отдают предпочтение краткосрочному кредитованию, а в случае долгосрочного инвестирования требуют повышенного процента на свой капитал. В этом случае более привлекательными могут быть облигации с плавающей процентной ставкой. Возрастает также риск банкротства предприятия, ценные бумаги которого приобретены сторонними инвесторами. Поэтому комплектованию ценных бумаг следует уделять особое внимание, то есть: 1) не следует хранить все яйца в одной корзине (обеспечить достаточный уровень диверсификации); 2) не увлекаться приобретением ценных бумаг с аномально высоким уровнем обещанного дохода (они могут оказаться бросовыми, грязными).

Учитывая изложенные выше возможности искажения финансовой отчетности, менеджеры должны особенно тщательно знакомиться с документацией возможных и имеющихся контрагентов. Приукрашивание их финансовых возможностей не является гарантией будущих платежей и предотвращения убыточности собственного предприятия.

Особую значимость в условиях инфляции приобретает управление дебиторской задолженностью. Последняя, как известно, представляет собой отвлечение собственных оборотных средств предприятия и сопровождается существенными косвенными потерями его дохода, которые возрастают при повышении темпов инфляции из-за обесценения денег. Кроме того, для финансирования оборотных средств возникает необходимость привлечения дополнительных источников, цена которых также возрастает, что приводит к увеличению потерь дохода и прибыли. Отсюда становится понятным широкое распространение на Западе гибкой системы скидок с продажных цен, которая обеспечивает ускорение поступления платежей.

Величина косвенных потерь зависит от двух факторов: уровня инфляции (прогнозируемого или фактического) и количества дней, на которое увеличивается период погашения дебиторской задолженности. Поскольку индексы инфляции в источниках информации чаще всего приводятся по месяцам, а периодичность большинства платежей не совпадает с этими календарными сроками, в расчетах необходимо использовать формулу сложных процентов и дневной индекс цен:

IЦn = (1 + р)n

КПС = 1: Iцn = 1: (1 + р)n, где

IЦn - индекс цен в долях единицы за период n дней;

КПС - коэффициент падения покупательной способности денежной единицы;

р - дневной индекс цен (темп инфляции) в долях единицы.

Для удобства выполнения данных расчетов можно пользоваться финансовым калькулятором или табулированными значениями коэффициента падения покупательной способности денежной единицы в зависимости от темпов инфляции и продолжительности периода (таблица 3.7.1)

Таблица 3.7.1. Значение коэффициента падения покупательной способности
денежной единицы.

Продолжительность периода, дней Темп инфляции, % в месяц/день
             
0,033 0,163 0,318 0,467 0,610 0,747 0,878
  0,997 0,984 0,969 0,954 0,941 0,928 0,916
  0,993 0,968 0,938 0,911 0,885 0,962 0,840
  0,990 0,952 0,909 0,870 0,833 0,800 0,709
  0,987 0,937 0,881 0,830 0,784 0,743 0,705
  0,984 0,922 0,853 0,792 0,738 0,689 0,646
  0,980 0,907 0,827 0,756 0,694 0,640 0,592
  0,977 0,892 0,801 0,722 0,653 0,594 0,542
  0,974 0,878 0,776 0,689 0,615 0,551 0,497
  0,971 0,864 0,751 0,657 0,578 0,512 0,455
  0,968 0,850 0,728 0,328 0,544 0,475 0,417

С помощью подобных таблиц можно легко выполнять аналитические расчеты. Так, если темп инфляции прогнозируется на уровне 15% в месяц (0,467% в день), то сокращение фактического периода обращения дебиторской задолженности с 90 до 70 дней приведет к снижению потерь от падения покупательной способности денег от инфляции на 65 рублей с каждой тысячи:

Снижение потерь = (КПС70- КПС90)×1000 = (0,722 - 0,657)×1000 = 65 руб.

Другим положительным эффектом данного мероприятия является сокращение потребностей в дополнительных источниках финансирования оборотных средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность. Так, если банк дает ссуду под 60% годовых, то за 20 дополнительных дней за каждую тысячу рублей кредита ему пришлось бы заплатить:

1000×(60% / 100%)×(20/360) = 33,3 рубля.

Таким образом, общее сокращение потерь или косвенная выгода от ускорения получения платежей может составить 98,3 рубля с каждой тысячи или 9,8% задолженности. В этих условиях предприятие может предоставить клиентам скидку до 9%, чтобы добиться сокращения периода погашения дебиторской задолженности.

Конечно, при нестабильном состоянии экономики спрогнозировать темпы инфляции и возможность введения дефолта контрагентами весьма затруднительно. В этом случае возможно использование различных методов имитационного моделирования, о которых было сказано выше. Пример такой модели с использованием описанного алгоритма и метода сценариев приведен в таблице 3.7.2.

Таблица 3.7.2. Расчет косвенных доходов фирмы

Показатели Сценарии
Пессимистический Наиболее вероятный Оптимистический
Месячный темп инфляции      
Период погашения дебиторской задолженности, дней      
Планируемое сокращение периода, дней      
Ставка банковского процента      
Вероятность сценария 0,2 0,5 0,3
Косвенные доходы, руб      
· от сокращения периода      
· от неиспользования ссуды 13,9 22,2 33,3
Всего 29,9 47,2 61,3

Средний размер косвенных доходов (Эс) в данном случае будет равен:

Эс = 29,9×0,2 + 47,2×0,5 + 61,310,3 = 48 руб. с тысячи.

То есть фирма может установить скидку для своих клиентов до 4,8% от суммы предоставляемого им кредита. Инструменты повышения эффективности управления финансами в условиях инфляции весьма многообразны. Их использование требует от аналитиков и менеджеров глубоких знаний дела и, самое главное, искусства в их применении. Именно это отличает хорошего менеджера от плохого и обеспечивает успех деятельности предприятия в самых сложных условиях финансовых и других кризисов и неурядиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: