Содержание договора транспортной экспедиции( права и обязанности сторон).Экспедиторские документы

Договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции – взаимный, возмездный, консенсуальный (когда организуется выполнение услуг) или реальный (когда выполняются услуги).

Предмет договора транспортной экспедиции:

- Услуги, связанные с перевозкой груза.

- Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Это определяется договором транспортной экспедиции, заключаемым между экспедитором и клиентом.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть отправитель, получатель груза, пере возчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции может быть любое юридическое лицо - предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии.

Форма договора транспортной экспедиции;

- Простая письменная форма договора.

- Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Срок договора (виды) транспортной экспедиции:

- Разовые договоры транспортной экспедиции.

- Длительные договоры транспортной экспедиции.

- Долгосрочные договоры транспортной экспедиции.

Ценой договора транспортной экспедиции является вознаграждение экспедитора (тарифы, такса) по соглашению сторон в данном договоре.

Обязанности экспедитора:

1. Организация перевозки груза определенным видом транспорта по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором.

2. Заключения договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента

3. Обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте

4. Осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой

Обязанности клиента:

1. Передача грузов для осуществления экспедирования

2. Получение грузов у экспедиторов

3. Уплата предусмотренного договором вознаграждения

4. Возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора расходов

Основные особенности договора транспортной экспедиции:

- Клиент по договору транспортной экспедиции должен вы дать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность в соответствии с законодательством России.

- Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о грузе, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

- Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив другую сторону в разумный срок.

- При одностороннем отказе сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора транспортной экспедиции.

- Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора транспортной экспедиции не следует, что он должен исполнить эти обязательства лично.

Основными функциями клиента по договору транспортной экспедиции являются предоставление груза, принятие его от экспедитора после его прибытия и уплата экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.Основной функцией экспедитора по договору транспортной экспедиции является обязанность выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения, за определенное вознаграждение. Экспедиторские услуги подлежат обязательной сертификации

Ответственность сторон устанавливается по правилам главы 25 ГКРФ, Ответственность является полной и наступает не зависимо от вины (если обе стороны – предприниматели.) В любом случае экспедитор несет ответственность вне вины, за исключением форс-мажорных действий, путем возмещения убытков.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза, если не докажет иное. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной или действительной ценностью груза. Особенности и порядок возмещения убытков определяется ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности».

Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения и понесенных расходов за каждый день просрочки, но не более, чем в размере такого вознаграждения и расходов. Любая из сторон транспортной экспедиции вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив этим вызванные убытки.

Прекращение договора транспортной экспедиции: Односторонний отказ от договора транспортной экспедиций(с предупреждением стороны в разумный срок и возвращением убытков другой стороне).

Первый экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было разработано и принято восемь таких документов. Это:

- экспедиторская расписка,
- экспедиторский сертификат перевозки,
- оборотный мультимодальный транспортный коносамент,
- складская расписка,
- поручение экспедитору,
- декларация отправителя о перевозке опасных грузов,
- необоротная мультимодальная транспортная накладная,
- интермодальное весовое свидетельство отправителя.

Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную.

Упомянутые выше восемь документов условно можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания этих документов.

Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.

И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент и необоротная мультимодальная транспортная накладная. Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет установленные пределы.

Функции перечисленных экспедиторских документов можно кратко характеризовать следующим образом:

1. Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instructions - FFI)

Предусматривает выдачу экспедитору задания на любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по стандартизации и унификации документов международной торговли и международных перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского договора.

2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certification - SIC)

Заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом свое весовое свидетельство он заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от отправителей мелких партий грузов.

3. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods - FIATA SDT)

Применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным и морским транспортом. Может также использоваться при заполнении международной железнодорожной накладной "ЦИМ". При перевозках опасных грузов воздушным транспортом применяется отправительская декларация о перевозке опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.

4. Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt - FWR)

Выступает в качестве унифицированного складского документа и является доказательством исполнения контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение банковского кредита.

5. Экспедиторская расписка (Forwarders Certificate of Receipt - FIATA FCR)

Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя.

В основном применяется при поставках товаров на условиях "франко-завод" при организации сборных отправок. Является необоротным документом, служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия денег с аккредитива.

6. Экспедиторский сертификат перевозки (Forwarders Certificate of Transport - FIATA FCT)

Оборотный документ, ценная бумага. Выдав этот документ, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по аккредитиву и на инкассо.

7. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading - FBL)

Является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках.

Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя, при этом он возлагает на себя ответственность и за груз, и за его перевозку, и за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность ограничена установленной правилами коносамента суммой.

Коносамент является свидетельством исполнения сделки и служит документом для получения платежей за товар.

8. Необоротная мультимодальная транспортная накладная

Используется при перевозке грузов всеми видами транспорта в смешанном и прямом сообщениях.

Накладная выступает в качестве дополнения к коносаменту ФИАТА.

В современной внешнеторговой практике при перевозке отдельных грузов, в частности, комплектующих частей и оборудования для филиалов и дочерних предприятий, не требуется аккредитивная форма расчетов. Более того, применение коносаментов даже ведет в данном случае к задержке поставки, поскольку документы приходят нередкопосле поступления товара.Она также применяется при смешанных и прямых перевозках и, хотя поставка товара осуществляется без предъявления документа, накладная также соответствует унифицированным обычаям и практике применения документарных аккредитивов, в частности, статьям 24, 26 и 30. Она возлагает на экспедитора ту же ответственность, что и коносамент и подпадает под действие всех требований, под которые подпадает коносамент ФИАТА.

108. Понятие и содержание обязательств по перевозке багажа. Перевозка багажа. Багажом являются вещи и иные материальные ценности,которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с ним в багажном вагоне (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте) или в ином багажном помещении. По договору перевозки багажаперевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату (ст. 786ГК). Договор перевозки багажа взаимный возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда реальный так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей. Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает издоговора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении проездного билета. Он может быть сдан как в пункте отправления, так и в пути (на железнодорожном и некоторых других видах транспорта). Прекращение договора перевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Подобно тому, как договор перевозки пассажира носит личный характер, так и договор перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2 ст. 786 ГК), по которой впоследствии выдается багаж, а на проездном билете ставится отметка (штемпель и т. п.). В отличие от грузовой накладной багажная квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому право на получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции. К перевозке багажом обычно принимаются только такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном помещении транспортного средства и не причинят вреда последнему, а также багажу других пассажиров. Некоторые вещи (например, взрывчатые, опасные, легковоспламеняющиеся и т. п. вещества) кперевозке багажом вообще не принимаются. Перевозчик вправе потребовать вскрытия багажа для проверки его содержания. При обнаружении в багаже вещей, запрещенных к перевозке, владелец багажа уплачивает штраф в установленном размере, а в некоторых случаях привлекался к иной ответственности (административной и уголовной). Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его кперевозке по установленным тарифам или по соглашению сторон. На некоторых видах транспорта, например воздушном, установлены нормы перевозки багажа без внесения дополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм осуществляется за плату по тарифу. Багаж может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. В этом случае взимается дополнительный сбор. Багаж перевозится, как правило, в том же поезде (на том же судне,самолете), в котором следует пассажир. При невозможности такой отправкибагаж должен быть отправлен ближайшим поездом (рейсом) соответствующего назначения. По желанию пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или другим поездом (рейсом). Срок доставки багажа исчисляется временем следования транспорта, которым он был отправлен, до пункта назначения и должен соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК. В пункте назначения багаж выдается предъявителю багажной квитанции. Однако пассажир вправе потребовать выдачи багажа в любом промежуточном пункте (станции, порту, аэропорту) следования. В случае утери багажной квитанции багаж выдается при условии, что лицо, претендующее на багаж, представит достаточные доказательства своего права на его получение. В таком случае багаж выдается по акту. Прибывший в пункт назначения багаж хранится бесплатно в течение суток,считая с 00 ч суток, следующих за днем прибытия. За последующее времяхранения взимается плата по тарифу. Багаж, не востребованный в течение 30дней, подлежит реализации. Предъявитель багажной квитанции имеет право получить вырученные от реализации багажа деньги за вычетом причитающихся перевозчику сумм. В случае неприбытия багажа в пункт назначения в течение установленныхсроков пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения его стоимости. Перевозчик несет имущественную ответственность засохранность принятого к перевозке багажа, если не докажет, что утрата,недостача или повреждение багажа произошли не по его вине. Условия и объем ответственности перевозчика в этом случае определяются по правилам, аналогичным ответственности за несохранность груза (ст. 796 ГК). За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает штраф в установленном размере (ст. 165 УЖД, ст. 138 УАТ и др.). Если вследствие просрочки в доставке произошла порча багажа, возмещение его стоимости производится независимо от уплаты штрафа за просрочку. Претензии и иски по перевозкам пассажира и багажа. В отличие отперевозки груза ГК не установил новых правил, касающихся претензий и исков по перевозкам пассажира и багажа. В новых уставах и кодексах предъявление претензии перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 136 ТУЖД, ст. 124 ВК). Соответственно независимо от Явления претензии (но не ранее сроков, установленных для ее рассмотрения) пассажир вправе заявить перевозчику иск. В этом случае срок исковой давности по всем требованиям участников обязательства по перевозке пассажира и багажа также составляет один год с момента наступления события послужившего основаниемдля предъявления иска (в договоре морской перевозки пассажира в заграничном сообщении — два года). В ранее принятых транспортных уставах и кодексах обязательныйпретензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа.Претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 днейдля требований, связанных с уплатой штрафов, и 6 месяцев во всех остальныхслучаях (ст. 224 УВВТ, ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчикомили ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправеобратиться в суд.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: