Литература к теме
1. Елисеев, А. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса [Текст] /А. Елисеев, Т. Соколова // Воспитание школьников. — 2000. — №8-10.
2. Казантаева, В. В. От педагогического воздействия — к взаимодействию [Текст] / В. В. Казантаева // Школа. — 2003. — № 1. - С. 69-72.
3. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст] / Е. В. Коротаева. — М.: Академия, 2007. - 256 с.
4. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. Б. Орлов. — М.: Академия, 2002. - 272 с.
5. Трайнер, И. В. Конструктивная педагогика [Текст]: учеб. пособие / И. В. Трайнер; под ред. В. А. Матросова. — М.: Сфера, 2004. - 320 с.
Задания для самостоятельной работы
1. Определите авторов высказываний:
1. Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие
2. В основе профессиональной роли учителя лежит принцип взаимодействия субъектов, их «взаимовнедрение»
|
|
3. Принцип субъектности в педагогическом взаимодействии означает необходимость «педагогу в работе с детьми учитывать потенциальные возможности всех детей стать субъектами действий, деятельности, поведения, отношения, воли, мировоззрения
4. Личностный подход является базовой ценностной ориентация педагога …, определяющей стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом и воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений
2. Количество сторон, участвующих в педагогическом взаимодействии, образуют:
1) диаду
2) триаду
3) квартет
4) совокупный субъект
5) все ответы верны
6)все отпеты неверны
3. Закончите определение:
«Целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипнотическим внушением это.,.»:
1)влияние
2) взаимодействие
3) воздействие
4) развитие
4. Обозначьте знаком «+» или «-» правильность следующих утверждений:
А) Развитие - это необратимое направленное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние
Б) Воздействие было и остается в арсенале учителя как один из результативных механизмов в процессе обучения и воспитания
В) Нет ни одного явления в педагогическом пространстве, в основании которого не обнаружилось бы взаимодействия
5. К специфическим свойствам педагогических взаимодействий относятся:
A) взаимосвязь социальных, психологических и собственно педагогических подходов в организации педагогических взаимодействий;
|
|
Б) активность, которая обеспечивает поступательное развитие системы, и реактивность, которая регулирует эффективность педагогических взаимодействий;
B) нацеленность на передачу знаний, умений, общественного опыта подрастающему поколению для социального воспроизводства общества;
Г) противоречивость педагогических взаимодействий, заключающаяся в одновременной открытости и изолированности педагогических систем;
Д) необходимость создания условий для самоактуализации и самореализации каждого субъекта, включенного в систему педагогических, взаимодействий;
Е) закономерная асимметричность позиций субъектов педагогического взаимодействия, создающая основание для развития и саморазвития субъектов и объектов в педагогическом пространстве.
6. Выберите из предложенных вариантов ответа один, наиболее полно отражающий суть проблемы.
I. Педагогические технологии - это:
а) отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику;
б) учение о принципах построения, формах, способах научного познания, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо науке;
в) совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
II. И педагогические технологии включаются:
а) направления развития процесса обучения: традиционное; технократическое, гуманистическое, теологическое;
б) формы организации обучения: развивающее, программиро-йймное; интерактивное; модульное; компьютерные технологии и т.д.
в) школы: М. Монтессори, Д. Дьюи, В. Сухомлинского, В. Кара-конского, Ш. Амонашвили, А. Католикова;
г) все ответы верны.
7. Заполните пропуски, пользуясь приведенными ниже словами:
1) Педагогическая технология – это: одно из специальных направлений..........................................................................., призванно* обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень.
2) Педагогическая технология решает следующие задачи: обеспечивает решение одновременно трех задач в процессе обучения:
1.................................................;
2..............................................;
3. ……………………………..,
4. усиливает..........................мотивацию,
5. оптимизирует.................................................учащихся;
6. вооружает конкретными приемами и навыками...................................... в процессе познавательной деятельности;
7. даёт учащимся представление об основах...................................................................................информации и т.д.
Слова для заполнения: систему оценки ЗУН, педагогической науки (прикладная педагогика), получения, обработки, воспроизведения, учебную, учебно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентационной, индивидуальной и групповой работы.