Допишите прилагательные, поставьте их в краткой форме

hРусскому человеку свойств... оптимизм. hОн всегда искре... и открове... hЭтот человек родств... мне по духу. h Костюм совершенно безукориз... hЭтот процесс естеств... в организме. hУспех пьесы, конечно, несомне... hТвой намек двусмысл... h Ваш аргумент беспочв... hЗа проведение семинара ответств... Иванов. hЕго вклад в науку весьма существ...

5. Просклоняйте следующие количественные числительные: 1/4, 1, 5, 7, 16, 24, 42, 69, 91, 103, 574, 1038.

& Литература:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. Гл. 4.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1981. Гл. 6.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Любое издание. Раздел «Грамматическая стилистика: Стилистическое использование форм частей речи».

4. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977. С. 66 – 68.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Точность как коммуникативное качество речи. Нормы словоупотребления.

1 Вопросы для подготовки:

1. Точность как коммуникативное качество речи.

2. Экстралингвистические и собственно лингвистические условия, создающие точность речи.

3. Нормы словоупотребления и ошибки, связанные с их нарушением:

· неточность в отборе слова – синонимия, паронимия, полисемия;

· речевая избыточность – тавтология, плеоназм;

· нарушения лексической и грамматической сочетаемости слова.

6 Задание:

Þ Подготовьте сообщение о современных словарях синонимов и паронимов русского языка.

& Литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997. С. 5–76.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. Гл. 5.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1981. Гл. 3.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Любое издание. Раздел «Лексическая стилистика: Выбор слова».


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Логичность как коммуникативное качество речи. Нормы синтаксиса.

1 Вопросы для подготовки:

1. Логичность как обязательное свойство хорошей речи.

2. Языковые условия создания логичности на уровне высказывания и текста.

3. Типичные ошибки, связанные с нарушением норм синтаксиса:

· трудные случаи согласования (согласование подлежащего и сказуемого, определений и приложений, однородные члены предложения);

· варианты форм, связанные с управлением (беспредложное и предложное управление, управление при синонимических словах).

6 Задания:

Þ Исправьте предложения; объясните характер стилистической ошибки:

1. Наряду с составлением словарей, российские лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии.

2. Касаясь языка Катерины, ученый назвал его «наиболее стилизованным» в галерее положительных женских образов А.Н. Островского.

3. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи.

4. Язык Горького, в частности романа «Мать», является образцом русского художественного слова.

5. В периоды кризиса в капиталистических странах наряду с безработицей и резким снижением заработной платы занятых в производстве рабочих сокращают и урезывают пособия по безработице и по болезни.

6. Чудесна встреча груженых машин одного колхоза, на которых едут девушки, молодыми казаками из другого колхоза.

7. Кроме материальных потерь, гроссмейстер находился еще и в сильном цейтноте.

8. Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не уступающим нормальному способу посева урожай картофеля.

9. Подобно многим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.

10.Влаги в наших сортах, выращенных на полях Украины, меньше, чем в литературных сведениях, то есть 88,2% против 92,2%.

11.Рассмотрение вопросов подготовки семян к посеву нельзя вести оторванно от тех помещений, где эта подготовка проводится.

Þ Исправьте предложения; объясните характер стилистической ошибки:

1. Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозоустойчивости, и другим показателям.

2. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.

3. Выделяется специальное время для производственной практики учащихся средних школ на заводах, опытных участках, колхозах.

4. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая все и всяческие трудности.

5. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников.

6. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным.

7. За счет средств социального страхования миллионы трудящихся направляются в дома отдыха, санатории, курорты, а их дети – в пионерские лагеря, оздоровительные площадки и т.д.

8. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения.

9. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

10. В каждой бригаде имелось в среднем тридцать колхозников и триста гектаров пашни.

11. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

12. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейный архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.

Þ Исправьте предложения; объясните характер стилистической ошибки:

1. Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить ядерную войну вселяет в нас уверенность в победу дел мира.

2. Всякий непредубежденный человек видит преимущество коллективного хозяйства над индивидуальным.

3. К концу месяца комиссия должна будет отчитаться о проделанной работе.

4. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения.

5. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников?

6. Рецензируемая работа отличается среди других опубликованных на ту же тему тонким анализом материала.

7. Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чем не были обоснованы.

8. Прилагая счет на обусловленную сумму, прошу оплатить мне за проделанную работу.

9. О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии.

10. Перед нами сейчас, как и в прошлом году, предстоит ответственная задача хорошо провести производственную практику.

& Литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Любое издание. Раздел «Синтаксическая стилистика».

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. Гл. 6.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1981. Гл. 7.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Любое издание. Раздел «Стилистический синтаксис».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Чистота речи в системе ее коммуникативных качеств.

1 Вопросы для подготовки:

1. Чистота как коммуникативное качество речи.

2. Языковые средства, разрушающие чистоту речи.

3. Проблема иностранных заимствований в аспекте культуры речи.

В.Г. Костомаров о внутренних и внешних заимствованиях современного русского литературного языка.

6 Задания:

Подготовьте сообщения:

Þ О «Русском словаре языкового расширения» А. Солженицына (Русская речь. 1990. №№ 3–5);

Þ О праве на существование деструктивных элементов в языковой практике (сопоставление 2-х точек зрения на проблему). См.: ксерокопии.

& Литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997. С. 76 – 110.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. Гл. 7.

3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1996. Гл. 2, 3.

4. Чуковский К.И. Живой как жизнь. М., 1962. Гл. «Мнимые болезни и подлинные».

5. Югов А. Думы о русском слове. М., 1975. С. 52 – 66.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Выразительность речи в системе ее коммуникативных качеств.

1 Вопросы для подготовки:

1. Выразительность как коммуникативное качество речи.

2. Условия создания выразительности речи.

3. Разноуровневые средства речевой выразительности (фонетические, лексико-фразеологические, грамматические).

6 Задания:

Þ Проанализируйте звуковую организацию речи. Укажите типы повторов и их стилистические функции:

Любовь! Любовь! И в судорогах и

в гробе

Насторожусь – прельщусь –

смущусь – рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не

прощусь.

(М. Цветаева)

Þ Каковы причины создания комического эффекта в шутливом «Энтимологическом словаре» Б.Ю. Нормана:

Автожир (техн.) – машинное масло; антрекот (фр.) – кот, живущий в передней; ареальный (лингв.) – нереальный; баранка – овца; безграмотный – окончивший школу без почетной грамоты; бездарь – человек, которому ничего не подарили на день рождения; брошка – мать-одиночка, покинутая жена; вырезка – декольте; графин (общеизв.) – муж графини; стриж – парикмахер; чушка – маленькая глупость; язычник (проф.) – лингвист.

Þ Из словаря пословиц и поговорок русского языка выберите по 5 примеров, содержащих антонимы и синонимы.

Þ Укажите различные тропы (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.). Какова их функция в речи?

И я шепчу безумные желанья, И лепечу безумные слова (А. Фет). Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта... (С. Есенин). Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин). Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева (И. Тургенев). Я обонял свежий смуглый аромат ее загорелой кожи и ореховых нагретых солнцем волос (Ю. Нагибин). Он увидел лишь серое, будто пасмурное, на деле же чистое, лишь не набравшее голубизны небо, яркую рассветную полосу за лесом, седую от росы осоку и черный мокрый нос челнока, торчащий над береговой кромкой (Ю. Нагибин).

Þ Определите в данных ниже предложениях приемы использования и функции фразеологических единиц.

Девушка в безрукавке работала спустя рукава. Руки мыл ежечасно и все же оставался нечист на руку. Прыгают в воду многие, немногие выходят сухими из воды. Когда река выходит из себя – это наводнение. Если человек не может найти себя, адресный стол ему не поможет. Если утопающий хватается за соломинку, это значит, что на водной станции нет спасательных кругов.

Þ В данных текстах назовите типы стилистических фигур, укажите, в чем заключается их выразительность.

1. Когда умирают кони – дышат, 2. Что ж, пора приниматься за дело,

Когда умирают травы – сохнут, За старинное дело свое, –

Когда умирают солнца – они гаснут, Неужели и жизнь отшумела,

Когда умирают люди – поют песни. Отшумела, как платье твое!

(В. Хлебников) (А. Блок)

Þ Определите лексические, фразеологические и грамматические средства выразительности, использованные в данном тексте.

С моря поднималась туча – черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед и гасили звезды одну за другой. Море шумело... От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова... На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас гасил (М. Горький).

& Литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Богатство речи в системе ее коммуникативных качеств.

1 Вопросы для подготовки:

1. Богатство как коммуникативное качество речи.

2. Условия, обеспечивающие богатство речи.

3. Фонетические средства языка и речевое богатство.

4. Лексика и фразеология как источник богатства речи.

Грамматические средства создания богатства речи.

6 Задания:

Þ Определите функции звуковой организации речи в данном отрывке.

Графиня Эмилия –

Белее, чем лилия,

Стройней ее талии

На свете не встретится.

И небо Италии

В глазах ее светится,

Но сердце Эмилии

Подобно Бастилии.

(М. Лермонтов)

Þ В данном отрывке из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» найдите синонимы, определите их типы и функции.

И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. Сапоги незнакомца были с подковами, и Ипполиту Матвеевичу сначала пришлось довольно плохо. Но он быстро приспособился и, прыгая то налево, то направо, как будто танцевал краковяк, увертывался от ударов противника и старался поразить врага в живот. В живот ему попасть не удалось, потому что мешал стул, но зато он угодил в коленную чашечку противника, после чего тот смог лягаться только левой ногой.

Þ Укажите типы значений полисемантов и омонимов и определите их функции.

Любил студентов засыпать от, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (С. Маршак). Он только вздохи издает. И эти вздохи... издает (Е. Ильин). Его рубашка нараспашку. Чрез полчаса, заправив бак, Он выйдет в поле на распашку (М. Исаковский). Земля, забудь о ссорах и раздорах! Пусть вечно в мире этом Мир живет (С. Львов).

Þ Замените а) фразеологизмы близкими им по значению словосочетаниями и б) слова и словосочетания – близкими им по смыслу фразеологическими оборотами. Определите семантико-стилистические различия полученных синонимических рядов. Докажите, что фразеологизмы обогащают речь.

а) подливать масла в огонь, сгущать краски, положа руку на сердце, вывести на чистую воду, держать ухо востро, держать язык за зубами;

б) испугаться, скрыться, вылечить, неожиданно, легкомысленный человек, усердно работать.

Þ Из приведенных ниже пар простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции (причастные и деепричастные обороты, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения разных типов).

1. Марина Цветаева создала замечательные поэтические произведения. Книги ее выходят большими тиражами.

2. Полиция во многих странах успешно борется с наркомафией. Она использует специально обученных собак.

Þ Объясните, как различаются данные предложения по конструкции и оттенкам значения.

1.Когда студенты начали учиться, то им не стало хватать времени. 2. После того, как студенты начали учиться, им не стало хватать времени. 3 Студентам, которые начали учиться, не стало хватать времени. 4. Начавшим учиться студентам, не стало хватать времени. 5. После начала учебы студентам не стало хватать времени.

Þ Как изменяется смысл и интонации предложений в зависимости от места вводных слов и обращений?

Вероятно, Андрей долго думал над решением этой задачи. Андрей, вероятно, долго думал над решением этой задачи. Андрей долго думал, вероятно, над решением этой задачи. Андрей долго думал над решением, вероятно, этой задачи.

& Литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: