Биография и вклад Конрада Н. И

Кафедра образования в области восточных языков и востоковедения

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Филология»

Профиль «Иностранный язык (японский)»

на тему «Вклад отечественных японистов в изучении литературного процесса Японии»

  Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ______________________ 20 г. Выполнил студент гр. Б2309 японский ____________________ И. А Шульга Проверил _________________ В. В. Мызникова _____________________________________ зачтено/незачтено

г. Уссурийск



Введение

Отечественное востоковедение имеет достаточно богатую историю. Изучение японского языка началось в 18 веке и продолжается до сих пор. В дореволюционной России серьезное развитие японоведения началось только после русско-японской войны. До этого к Японии относились несколько свысока и не считали нужным эту страну всерьез изучать. Однако чрезвычайно оперативно были предприняты необходимые меры, и уже ко времени революции начали свою научную деятельность блестящие ученые – такие, как Евгений Дмитриевич Поливанов, Николай Александрович Невский, Николай Иосифович Конрад и другие.

После революции некоторые из вышеперечисленных ученых начали преподавать в советских вузах, у них появились способные ученики. Однако в 1937 году среди японистов начались аресты; Поливанов, Невский, Позднеев были расстреляны, Конрад, в отличие от многих других, отделался сравнительно коротким заключением. К этому времени СССР обладал японистикой мирового уровня. Но эта блистательная отечественная школа была уничтожена. После этого советская японистика развивалась очень медленно и была практически уничтожена.

Основная задача этой работы - выявить вклад отечественных японистов в изучении литературного процесса Японии.

Биография и вклад Конрада Н. И.

Конрад Николай Иосифович родился в Риге в 1891. В 1912 окончил восточный факультет Петербургского университета и японское отделение Практич. Вост. Академии. Совершенствовал знания в Японии в период с 1914 по 1917 года. Доктор филологических наук. Профессор. [1, с. 678]

На протяжении всей своей жизни Конрад твердо знал, что восточные языки привлекали его не экзотикой, а, возможно, трудностью для понимания русской душой и умом. Знания латыни позволяли ему заниматься деятельностью в других областях науки, но, тем не менее, он выбрал именно востоковедение.

Н.И. Конрад был оставлен в Петроградском университете для подготовки к профессорскому званию, что открывало ему огромное количество перспектив в науке, но две революции сыграли в его жизни большую роль, но он был готов к переменам. Тогда казалось, что события близки к катастрофе, именно в эти годы Конрад утверждает, что научные проблемы для него на много важнее политических.

В 1921 г. после переезда в Орловскую губернию, публикует свои первые переводы и публикации, которые показали, что в лице Конрада отечественное японоведение приобрело уникального специалиста, там же в Орле он читает лекции по проблемам развития востоковедения. Практически универсальный востоковед-дальневосточник, считавший себя более синологом, Конрад, тем не менее, возглавил советскую школу японоведения. Практически это была школа Конрада - он создавал ее, в ней учил и учился сам.

Николай Иосифович неизменно был в центре споров о путях развития востоковедения в СССР. В Петрограде была сосредоточена элита «старого» востоковедения, которая претендовала на монопольное право определять предмет и структуру востоковедения, а так же систему управлении им, стремясь свести роль государства на минимум. В то же время в Москве формируется понятие «нового» востоковедения, основывающегося на марксистской методологии, обращенного, в основном, к проблеме национально-освободительного движения и тесно связанного с политическими интересами государственной власти. Конрад, входивший в элиту «старого» востоковедения все же признавал правомерность существования «нового».

В начале 30-х годов по плану руководимого им Японо-корейского кабинета Института востоковедения АН СССР он организует изучение становления и развития в Японии под влиянием российской Октябрьской социалистической революции пролетарской культуры. Сегодня можно услышать, что она по своему качеству не заслуживала затраченных на ее изучение сил, и что в этом одна из причин, по которым Конрад, якобы, не состоялся как ученый.

В окружении Конрада было так много «врагов народа», что сработала логика времени, и уже в 1938 он был арестован и сослан на лесоповал. В заключении Конрад пробыл до сентября 1941 года, конец срока провел в тюрьме на Лубянке.

Противоречивые пятидесятые и шестидесятые годы богаты на событие. Это была эпоха пересмотра и оценки подходов к востоковедению. В 1954 г. Конрад получает возможность ознакомиться с трудами зарубежных лингвистов, ранее не доступных ему, но он решает отложить это и заняться изучением мировой науки начала 20-х годов. При всей признанности научных заслуг, в 1958 г. Конрад был избран академиком АН СССР, его положение в науке в те и последующие годы оказалось весьма своеобразным.

Пройдя большой и нелегкий путь в востоковедении, он как бы на новом уровне понимания вернулся к сюжетам, занимавшим его еще в молодости. На материалах истории Востока (прежде всего Японии и Китая) и Запада (в основном Западной Европы) Конрад стремился наметить общую схему исторического процесса в древности и средневековье, в русле такого подхода он выдвигает концепцию "восточного Ренессанса", высказывая мысль о том, что понятие "Ренессанса" как явления мирового, закономерного для истории больших культурных народов, может быть рассмотрено и применительно к истории Востока. Но статьи Конрада, посвященные проблемам единства человечества, неоднократно отклонялись.

Как востоковед Конрад работал до последних дней своей жизни. Его заслуги в японоведении были отмечены правительством Японии, наградившем Конрада орденом Восходящего Солнца второй степени-высшим знаком отличия, который мог бы получить иностранец. В 1972 г. уже посмертно, его вклад в составление «Большого японско-русского словаря» был отмечен Государственной премией СССР. Новые издания трудов Конрада продолжают выходить. В 1991 г. он был реабилитирован. Его опыт и пример - опыт и пример отечественного интеллигента, которому за долгие годы разочарованность в работе и эгоизм так и остались неведомы. [2]

Основными работами по японистике можно выделить:

- Синтаксис японского национального литературного языка. 1937. 375 с.

- Япония. Народ и государство. Исторический очерк. 1923. 168 с.

- Японская литература в образцах и очерках. 1927. 553 с.

- Очерки японской литературы. Статьи и исследования1973. 462 с.

- Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми. Очерки. 1974. 567 с.

- Япония в позднее средневековье. 1957

- Столетие японской революции. 1968


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: