Современная танцевальная культура

Санкт-Петербург

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Целями данной дисциплины являются:

- расширение возможностей хореографического искусства,

- знакомство и овладение новыми видами танцевальных техник,

- развитие импровизационных способностей,

- достижение максимального эмоционального «раскрытия» учащихся,

- всестороннее развитие личностного творческого потенциала учащегося и на этой основе формирование его эстетической культуры,

- оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности,

- раскрытие преобразующей силы современной хореографии и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции,

- овладение образным языком хореографического искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков со смежными видами искусства – музыкой, живописью, театром и т. д.

Намеченными целями обусловлены задачи современной хореографии, которые можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные.

Использование дисциплины направлено на включение студента в творческий процесс, на постоянное стимулирование активности его воображения и фантазии.

В основе предлагаемой программы лежит переориентация учебно-воспитательного процесса на саму личность, ее созидательные параметры во взаимодействии с нравственно-эстетическим совершенствованием.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

«Современная танцевальная культура» представляет собой дисциплину вариативной части профессионального цикла (Б3) по профилю – «Руководство хореографическим любительским коллективом», изучается в объеме 216 часов (6 зачетных единиц).

Учебная дисциплина неразрывно связана с другими теоретико-практическими курсами, входящими в учебный план по данному профилю.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-6 - стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-7 – уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-8 – осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ПК-1 – быть способным реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры и любительского хореографического творчества;

ПК-2 – владеть основными формами педагогического руководства любительским хореографическим коллективом;

ПК-4 – быть способным осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса;

ПК-6 – владеть способами формирования системы контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса;

ПК-8 - владеть основными подходами к разработке индивидуально ориентированных стратегий обучения и воспитания;

ПК-11 – быть способным руководить художественно-творческой деятельностью коллектива народного художественного творчества с учетом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды;

ПК-12 – быть способным организовывать и планировать репетиционную, концертно-постановочную деятельность коллектива народного художественного творчества.

освоение лексических и стилистических особенностей танцевальных техник современной хореографии,

максимальное развитие физических возможностей и эмоциональных способностей студентов,

овладение теоретической базой, необходимой для более глубокого анализа изучаемого предмета, для последующей самостоятельной работы.- освоение особенностей манеры исполнения, внутреннего эмоционального характера каждого из изучаемых видов танца на базе импровизационного творчества.

продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий,

оптимизация образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового неординарного решения жизненных проблем,

формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации творческого опыта учащихся путем осуществления собственной сочинительской работы.

воспитание эмоциональной культуры,

активизация способностей художественного обобщения как основы целостного восприятия многомерности искусства,

осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность.

В результате изучения дисциплины студент должен:

развить способности памяти и выносливости; выработать артистичность и музыкальность; увеличить технический рост и мастерство; суметь «заглянуть внутрь танца» посредством сложных сценических pas, соединив «развитый инструмент» - свое тело с углубленным смыслом изображаемого.

знать: правила исполнения всех упражнений в экзерсисе, отличительные особенности школ джазового танца, комбинации ритмических рисунков, отличительные особенности техник, навыки работы с партнёром; принципы соединения технического материала в комбинацию.

уметь: грамотно использовать сложные элементы в комбинационном материале, грамотно и логично составить комбинацию, вариацию, работать с кинетическими образами.

владеть: овладеть стилистикой и механизмом движения джаз танца, механизмом движения танца модерн, овладеть импровизационными методиками,

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1.1. Очная форма обучения

4.2 Тематическое содержание дисциплины

Раздел 1. Джаз танец.

Тема 1.1. Афроджаз.

Раскладка основ разминочной части урока на середине зала – работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью корпуса. Активное включение импульсов. Комбинации шагов, прыжков, вращений. Twist и shake. Комбинационный материал. Проучивание основных ходов. Скольжение, наработка ритмического рисунка, характерного для афроджаза, при исполнении основных ходов. Пульсации торса. Выталкивающие и вращательные движения бедер. Раскачки корпуса. Плечевые смещения. Dolfin, worm, shimmy, qoiver, riple. Mess araund. Движения падающего и поднимающегося с пола тела из средних и верхних положений. Работа рук («круты», хлопки, вращения). Jelly roll. Kick. Лабильные вращения. Наработка стилистики танца в комбинациях с использованием всех ранее проученных шагов, вращений, прыжков на материале афроджаза.

Тема 1.2. Классический джаз.

1 уровень — начинающий

Проучивание основных позиций ног джаз — танца, основных позиций рук – подготовительная и основная с использованием открытого верхнего дыхательного центра. Изучение основных элементов экзерсиса у станка и на середине зала. Простейшие изоляции. Roll down roll up. Body roll. Frog position.

Grand battement jete выше 90 градусов не выворотно, лёжа на полу. Работа над мускулатурой: силовые упражнения для пресса, рук, спины, бёдер. Прыжки по параллельной и выворотной позициям; основные шаги: Pas de bourree комбинационным использованием рук; Slides; kik ball chenge; mambo; Pas chasse plie во всех направлениях; touch step

Подготовка вращениям: направление en de or в demi plie по параллельным позициям; работа над ¼, ½, ¾ tours; tours en de dans. Диагонали: работа на базовыми шагами и проходками, с обязательным изменением ритма и темпа. Комбинационно, с использованием базовых шагов, маленьких прыжков и перемещений.

2 уровень — продолжающий

Экзерсис на середине зала: повторяя работу первого уровня, добавляя и усложняя работу рук и корпуса, изменением направления, усложнённая координация рук, изменение динамики в темп и против темпа;

Rond de jambe par terre по параллельной и выворотной позициям, смещение центра и усложнённая комбинация рук, не большие поднятия ног;

Проучивание стандартных поз в джазовых арабесках, включая работу головы через позицию arch.

Body roll, используя уровневую смену.

Flat back или table top.

Изоляция: усложняется работа первого уровня, включаются руки, усложняется координация, разный темп, изоляция ног, изменение направления. Комбинации с использованием координированной системы изоляций.

Parter: contract и release; combre; растяжки лежа с ногой, открытой в сторону от 90 до 180 градусов; работа над прессом; hinch.

Adajio: passe, developpe по всем позициям и на макси-высоту; attetude вперёд, назад, выворотно и параллельно; равновесие на полупальцах в движении.

Grand battement jete вперед, в сторону, назад с перемещениями и изменениями направления.

3 уровень — продвинутый

Экзерсис на середине лицом и спиной к зеркалу. Координация, изоляциия, равновесие. Работа над спиной с более усложнённой изоляцией: добавить работу рук, demi plie и contract, изменение темпа, полупальцы, расслабление и напряжение, добавляя прыжки.

Прыжки: увеличивается скорость. Pas chasse. Pas chasse с поворотом. Grand jete вперед, в сторону, назад через passé. Pas echappe с поворотом. Sissonne с поворотом. Sissonne ouverte pas jete. Revoltade.

Пируэт из 2 позиции из положения ноги открытой в сторону с pas de bourree. Пируэт из 4 позиции с pas de bourree. Вращения по всем позициям классическим и параллельным исполняются со смещенным корпусом вариантно и комбинационно.

Tours chaines. Простейшее вращение из позиции grand release по II «параллели» в contraction по I параллельной позиции. Tours с подменой ног, используя положения contraction и release. Пируэт в attitude.

Комбинации шагов с разворотами и сменой уровней. Повороты fouette и grand fouette.

Тема 1.3. Современный джаз.

Вся разминка и комбинации выстраиваются на принципе четко разложенного ритмического рисунка. Характерно использование чередования темпо-ритма, синкоп, смещенного ритма, т. е. ритмовых установок, свойственных джазовому танцу.

Необходимо расставить акценты таким образом, чтобы фиксация всех основных положений и позиций проученного материала приходилась сначала на 2/4, затем на 1/4, 1/8, при достижении мастерства на 1/16 доли.

Side – stretch. Проработка торсовых смещений вперед, назад и в сторону, осевые центрические смещения на 90, 125, 180 градусов.

Положения spring и keeping, стоя в четвертой параллельной позиции.

Parter. Принципы дыхательной гимнастики. Осевые растяжки в шести направлениях.

Дыхательный тренинг с использованием разных уровней.

Jerkpositions в par terre. Использование hit lift в комбинациях.

Side stretch: stretch battement tendu, battement jete, rond de jambe par terre, rond de jambe en l’air.

Battement developpe, battement developpe с port de bras, grand battement jete.

Комбинационные вариации в партере.

Комбинационные вариации в позиции «double plie».

Комбинационные вариации с постепенным увеличением темпо-ритма.

Раздел 2. Контактная импровизация

Танцевальная импровизация — техника, позволяющая выйти за рамки привычных паттернов движения, изучая возможности своего тела и создавая новые движения. Импровизационные тренинги для нахождения новых движений. Работа на структурном уровне; техника релаксации и осознания тела. Пластическая импровизация с использованием различного музыкального материала. Образно – музыкальные перевоплощения. Импровизация с предметом. Импровизация в сложных композиционных рисунках. Упражнения на групповую импровизацию. Изучение принципов техники партнеринга. Построение ощущения, связь центра, поиск безопасных граней риска. Основы физического контакта: гравитация; импульс; инерция; трение. Упражнения для развития навыков экстремальными формами, поддержки. Контактная импровизация. Понятие «кинесферы». Простейшие пространственные комбинации в «кинесфере».

Раздел 3. Contemporary dance.

Техника релиз (освобождения) (Release Technique) — основывается на естественных движениях и положениях тела и опирается на принципы уменьшения напряжения, используя дыхание и инерцию для облегчения движения. Изучение способности сознания, осознанная исследовательская направленность, тело и сознание. Процесс выравнивания тела: механические принципы; нейромышечные патерны. Идеокинезис: процесс от образа к действию. Конструкция и деконструкция. Основы механики, изучение телесного равновесия, уравновешивание туловища. Тазовый рычаг: уравновешивание действий, направленных вверх и вниз. Уравновешивание ног; уравновешивание стоп. Уравновешивание грудной клетки; дыхание. Уравновешивание плечевого пояса и рук.

Контактная импровизация — техника в которой сохранение партнерами физического контакта дает возможность для исследования и работы с телом и со всеми аспектами движения. Работа с перемещением веса партнеров. Работа с кинетическими образами. Отношения с пространством, временем, зрителем, своими телесными возможностями и импульсами в настоящий момент времени. Упражнения по структурной импровизации; обучение метаструктурным взаимодействиям: присоединение, противодействие (контраст), комплиментарность (дополнительность).

Раздел 4.Танец модерн. Базовые техники. Основа.

Техника танца Марты Грэм (Graham technique) — сжатие, раскрытие, падение и восстановление баланса (recovery). Работа с полом и использование сжатий в области брюшной полости и таза: 4 позиция на полу. Проработка в партере всех основных положений ног и корпуса, характерных для данного вида танца:

Положения contract и release лежа и сидя, позиции flex и point;

Spiral, cap. Arch.

Triplettes, tilt, pitch – c вытянутой ногой и attetude.

Техника танца Хосе Лимона (Jose Limon) — на основе техники Хампри-Уэйдмана.

Использование силы и энергии применительно к гравитации и работе с весом в терминах падения, отдачи (rebound) и восстановления баланса.

Движение дыхания через тело, чувство веса и «тяжелой энергии» в теле, перемещение веса между различными частями тела для создания текучего перехода из одного положения тела в другое. Предпосылка потери равновесия. Напряжение неравновесия. Drop and recover.

Техника танца Мерса Каннингэма (Cunningham technique) — архитектура тела в пространстве. Ритм и артикуляция. Идея присущей телу «линии силы» (line of energy), которая дает телу возможность легкого, естественного движения. Техника Лестера Хортона (Lester Horton Technique) — направлена на расширение диапазона движений и развитие выразительных возможностей любого тела. Комплексная система упражнений для всех частей тела, включая глаза и язык. Понятие силового компонента: Lateral T. Hinge T. Table top in Horton. Изучение позиции flat back или table top. Дугообразное растягивание боковой части корпуса с уходом в наклон на 180 градусов. Swing’s positions.

5. Образовательные технологии.

5.1. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

Для успешного освоения дисциплины применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения согласно основной образовательной программе, с учетом требований к объему занятий в интерактивной форме.

Методы / Формы

Практические занятия

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Задания для написания контрольных работ.

Джаз танец - 1917-1930 годы - вершина развития джазового танца.

Модерн - направление современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — начало. XX вв. в США и Германии.

Импровизация. Контактная импровизация. Понятие "кинесферы" - Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) – техника современного танца, США и Европf конца XX века.

Постмодернизм. Перфоманс. Контемпорари. - Танец Постмодерн (Postmodern Dance) – направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг.

Вопросы для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине

1.Танец модерн. - Исторические предпосылки возникновения танца модерн. Основные техники в направлении модерн, отличия и новизна?

2. Джаз танец. - Исторические предпосылки возникновения джаз танца. По средствам чего это танцевальное направление является разносторонним и богатым средством выражения?

3.Джаз танец. - Базовые позиции ног, положения рук, основные положения кистей рук.

4.Раздел постановки и работы корпуса. - Изоляция. Одуляция. Приведите комбинационный пример.

5. Базовые шаги в джаз танце. - Составьте учебную комбинацию на 8 тактов 4/4.

6. Вращения. - Какие виды Вы знаете? Предполагаемая комбинация для проучивания или проработки любого вида вращения.

7. Какие большие позы - положения в джаз танце и танце модерн Вы знаете? Приведите несколько примеров, где и как могут использоваться эти положения.

8. Раздел работы в партере. - Основные поциции и положения, применимые в джаз танце и танце модерн.

9. Назовите термины и покажите движения и упражнения, заимствованные в джаз танце из танца модерн.

10. Прыжки. - Какие виды прыжков вы знаете? Составьте учебную комбинацию на основе маленьких или больших прыжков на 8 тактов 2/4.

11. Джаз танец. I уровень — начинающий (базовый). Построение урока, цели и задачи этого этапа.

12. Джаз танец. II уровень — средний (продолжающий). Построение урока, цели и задачи этого этапа.

13. Джаз танец. III уровень — продвинутый (профессиональный). - Построение урока, цели и задачи этого цикла.

14. Постмодернизм. - Исторические предпосылки возникновения постмодерна. Основные танцевальные направления возникшие в это время. Яркие представители этого периода.

15. Contemporary dance. - Охарактеризуйте это танцевальное направления в современной хореографии.

16. Hip-hop. - Расскажите, что вы знаете об истории и развитии данного направления танца. Определите стили и ответвления хип-хопа в современной танцевальной культуре.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Александрова Н. А. Танец модерн. Пособие для начинающих: научно-популярная литература/ Н. А. Александрова, В. А. Голубева. -2-е изд.. -Россия: Планета музыки, 2011.-

Громов Ю. И. PAS: эссе-этюды хореографа: монография/ Ю. И. Громов; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. -СПб.: СПбГУП, 2007.-

Мошков К. В. Индустрия джаза в Америке: [справочное издание]/ К. В. Мошков. -СПб.: Лань: Планета музыки, 2008.-

Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учебное пособие/ науч. ред. В. А. Звездочкин, рук. авт. кол. Ю. И. Громов. -СПб.: СПбГУП, 2006.-

Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учебное пособие/ науч. ред. В. А. Звездочкин, рук. авт. кол. Ю. И. Громов. -СПб.: СПбГУП, 2006.-

б) дополнительная литература:

Gunther H. Jazz dance: Geschichte. Theorie. Praxis. Berlin, 1982.

Lee C. Ballet in Western culture: A history of its origins and evolution. New York; London.

Азбука танцев / Авт.-сост. Е. В. Диниц, Д. А. Ермаков, О. В. Иванникова. -М;Донецк: АСТ: Сталкер, 2004.-

Бежар М. Мгновение в жизни другого: Мемуары. – М.: Гл. ред. театр. лит. В/О Союзтеатр,1989.

Далькроз Жак. Танец. Его воспитательное значение для жизни в искусстве. Шесть мнений. М., 1992.

Дени Г., Дассиль Л. Все танцы. – Киев: Музыка, 1983.

Милль А. Де. Танец в Америке. М., 1977.

Сапогов А. А. Засл. артист РСФСР Гармония духа материи: научно-популярная литература/ А. А. Сапогов. -СПб.: Гиперион, 2003.-

Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 4 февраля 2011 года/ СПб Гуманит. ун-т профсоюзов; науч. ред. А. В. Карпов. -СПб.: СПбГУП, 2011.-

Шереметьевская Е. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 1985.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Хореографические залы, видео- и аудиооборудование, фонды Научной библиотеки, методические ресурсы кафедры хореографического искусства СПбГУП.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 071500 Народная художественная культура и профилю подготовки «Руководство хореографическим любительским коллективом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: