Вопрос 5. Функционализм и теории социального взаимодействия (теория социального обмена и символический интеракционизм) об обществе

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

Марксизм также является сторонником функционального подхода. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

Однако, для марксизма более характерен детерминистский подход в объяснении общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820-1903 гг.) и развиты американскими социологами А. Радклиф-Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом в ХХ веке.

Детерминизм состоит в признании одной из функций наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм же считает, что все функции одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями для общества. Нарушение функций ведёт к дисгармонии в обществе. Так, недооценка роли материального производства ведёт к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений.

Общество в функционализме рассматривается как стабильная, а, следовательно, статичная система. Функционалисты считают, что общество в целом стремится к самосохранению, бесконфликтности. Интеграция общества относительна. Это то, что редко встречается. Но к ней надо стремиться. Конфликты – это отклонение от нормы. В подобных определениях – источник консерватизма. Общество рассматривается статично, без динамики развития. Изучается общество в целом, с его структурой и функциями. Все функции одинаково важны.

В рамках такого подхода, требующего признания за каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. Следовательно, без надлежащего научного объяснения остается и динамика развития общества.

Основная идея методологии индивидуализма сводится к следующему: Всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социологической науки состоит, прежде всего, в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий.

Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяснение этому явлению предлагают ряд теорий социального взаимодействия. Одной из таких теорий является теория социального обмена американского социолога Джорджа Хоманса. Эта теория полагает, что основным движущим мотивом деятельности человека является стремление к получению выгоды и вознаграждения. При взаимодействии людей происходит обмен действиями и взаимное вознаграждение (напр., покупатель-продавец). Джордж Хоманс сформулировал следующие основные положения своей теории:

1) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2) если в прошлом получение вознаграждения происходило в определённой ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.

3) когда за свои действия человек не получает ожидаемого вознаграждения или получает неожидаемое наказание, он приходит в ярость и может вести себя агрессивно

Таким образом, люди стремятся к достижению социальной справедливости.

Модификацией теории обмена Дж. Хоманса является теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолстера и др.

Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп.

Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от слова interaction — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж. Мид учил, что поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире символов. Люди придают определённое символическое значение всему, что их окружает.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог между людьми. Общение, установление социальной связи становится возможной благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу (словам, жестам) при общении друг с другом. Процесс познания символов продолжается всю жизнь. Символический интеракционизм рассматривает общество как продукт символического взаимодействия людей и групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: