Меры административно процессуального пресечения

При осуществлении производства по делам об административных правонарушениях правовой основой осуществления привода является п. 2 ст. 11 КоАП (решения о конфискации товаров или лишения права управления транспортным средством). Таким образом, отнесение рассматриваемых мер к мерам административно-процессуального пресечения является условным, так как при их применении просматривается не двойная, а тройная целевая направленность.

Изъятие вещей и документов должно проводиться в присутствии двух понятых. Закон требует, чтобы об изъятии вещей и документов составлялся протокол либо делалась соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании, копия его должна вручаться лицу, у которого изъяты вещи и документы или его законному представителю (ст. 27.10 КоАП Российской Федерации). В случае необходимости может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе, подписываемом должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, и понятыми. При отказе лица, у которого произведено изъятие вещей (документов), в протоколе делается об этом запись.

При изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя делается запись в протоколе об административном правонарушении, а его копия вручается лицу, у которого были изъяты документы или его законному представителю.

В протоколе об изъятии вещей и документов необходимо указывать сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боеприпасов (ч. 6 ст. 27.10 КоАП).

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

Место хранения изъятых вещей и документов определяется лицом, осуществившим изъятие, в порядке, установленном ведомственным нормативно-правовым актом (например, приказом МВД Российской Федерации или МВД, ГУВД, УВД, субъектов Российской Федерации, органа внутренних дел на транспорте). А изъятое оружие и боеприпасы сдаются в дежурную часть ОВД и хранятся там.

Если изъятые вещи подвержены быстрой порче (некоторые виды фруктов, свежая рыба и др.), то они сдаются в соответствующие организации для реализации. Порядок сдачи таких вещей определяется Правительством России. При невозможности реализации такие вещи (продукты) подлежат уничтожению, о чем составляется соответствующий акт, который подписывается комиссией в составе не менее трех человек.

При изъятии наркотических и психотропных средств, а также этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, их направляют на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению указанных предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения определен инструкцией, утвержденной совместным приказом МВД России, Минюста России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 9 ноября 1999 года.

Изъятие этилового спирта и алкогольной (спиртосодержащей, продукции производится в соответствии с требованиями постановления Правительства России от 16 февраля 1999 года № 178 «Об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Указанным постановлением определен перечень предприятий, на которых на договорных условиях будет производиться переработка на технические цели или уничтожение конфискованной алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации -мера административного принуждения, носящая в большей степени административно-пресекательный характер (мера административного пресечения), однако при применении стой меры просматривается (хотя, возможно, и в меньшей степени) и ее обеспечительная функция, позволяющая отстранив от управления транспортным средством водителя и подвергнув задержанию транспортное средство, оформить все необходимые административно- процессуальные документы для привлечения нарушителя к ответственности.

Правом осуществления рассматриваемой меры обладают аттестованные сотрудники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

Юридическим основанием задержания транспортных средств сотрудниками полиции является закон Российской Федерации «О полиции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.13).

Фактическим основанием задержания транспортною средства являются следующие административные правонарушения:

- управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в
состоянии опьянения (ст. 119 КоАП),

- управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе
документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствии владельца (ч 1 ст. 12.3 КоАП);

-управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (ч. 2 ст. 125 КоАП);

-управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным права управления транспортным средством (ч. 1, ч. 2 ст. 12.7 КоАП);

-управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч 1 ст. 12.8 КоАП);

-нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (ч. 4 ст. 12.19 КоАП);

-невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП).

Транспортное средство задерживается до устранения причин задержания.

Закон (КоАП РФ) устанавливает и фактические основания запрещения эксплуатации транспортного средства (ч. 2 ст. 27.13 КоАП), к которым относят:

- нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно­строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3 КоАП);

- управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (ст. 12.1 КоАП);

- управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (ч 2 ст. 12.5 КоАП).

При запрете эксплуатации транспортного средства, сотрудник ГИБДД (участковый уполномоченный полиции) должен снять государственные регистрационные знаки до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол, копия его вручается лицу, в отношении которого применена данная мера административно-процессуального пресечения.

В случае отсутствия водителя транспортного средства, создающею препятствие для движения других транспортных средств, протокол о задержании транспортного средства составляется в присутствии двух понятых.

Задержанное транспортное средство помещается на специально охраняемую стоянку, определенную местными органами власти, а маломерных судов — на базу (сооружение) для их стоянок. При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая маломерные суда) может быть доставлено в дежурную часть ДПС ГИБДД или горрайоргана внутренних дел иди на площадку у стационарного поста ГИБДД.

Отстранение от управления транспортным средством

Рассматриваемая мера административного принуждения имеет четко выраженную двойную функцию - пресекательную (мера административного пресечения) и обеспечительную (мера административно-процессуального обеспечения (принуждения).

Применяя указанную меру, сотрудник полиции и пресекает правонарушение, и одновременно обеспечивает возможность всестороннего и объективного его рассмотрения, проводя медицинское освидетельствование, собирая и закрепляя в протоколе об административном правонарушении иные доказательства, необходимые для рассмотрения дела.

Под отстранением от управления транспортным средством понимают запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места водителя (судоводителя) в кабине транспортного средства и т.п.

Юридическим основанием отстранения от управления транспортным средством является п. 21 ст. 13 закона Российской Федерации «О полиции», предоставляющий право сотрудникам полиции «...отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации», а также ст. 27.12 КоАП Российской Федерации, которая, определяет, кроме того, конкретные виды административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, за совершение которых применяется рассматриваемая мера административно-процессуального принуждения.

К этим видам административных правонарушений, являющихся фактическим основанием отстранения от управления транспортным средством, относятся:

- управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствии владельца (ч. 1 ст. 12.3 КоАП);

- управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (ч. 2 ст. 12.5 КоАП);

- управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенным права управления транспортным средством (ч. I, ч. 2 ст. 12.7 КоАП).

Правом отстранения от управления транспортным средством пользуются как аттестованные сотрудники ГИБДД, так и участковые уполномоченные полиции.

Применение указанной меры административно-процессуального пресечения оформляется протоколом, подписываемым должностным лицом, его составившим и лицом, в отношении которого применена указанная мера. Копия протокола вручается лицу, отстраненному от управления транспортным средством. Если это лицо отказывается от подписи в протоколе, то в нем делается соответствующая запись.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Рассматриваемая мера административно-процессуального пресечения была введена с принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 21.14 КоАП). Функциональное назначение данной меры идентично изъятию вещей и документов.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметами правонарушения, применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять не представляется возможным {например, ввиду их громоздкости, большого количества) и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

При применении данной меры составляется опись указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена эта мера, либо законному представителю о запрете распоряжаться (пользоваться) ими.

Обязательное процессуальное требование при применении указанной меры - присутствие владельца вещей и двух понятых.

Однако закон допускает в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей в отсутствии владельца (ч. 2 ст. 27.14 КоАП Российской Федерации). Перечень таких случаев закон не установил, из чего следует, что сотрудник полиции, субъективно оценивая ситуацию, сам определяет фактор, исходя из которого, по его мнению, отлагательство ареста товаров, транспортных средств и иных вещей при отсутствии их владельца недопустимо. Например, владелец товара (вещей) отсутствует на месте выявленного правонарушения (возможно, выехал на несколько дней за пределы населенного пункта, где находятся его товар) и время его возможного появления в указанном месте не представляется возможным выяснить в сравнительно небольшой промежуток времени. В таком случае промедление с арестом товара (вещей) может повлечь утрату доказательной базы для привлечения к административной ответственности нарушителя.

В случае необходимости при осуществлении ареста товаров, транспортных средств и иных вещей могут применяться различны установленные способы фиксации вещественных доказательств - фото-, киносъемка, видеозапись и др.

В случае необходимости допускается упаковывание и опечатывание арестованных вещей.

После описи составляется протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, содержание которого должно соответствовать требованиям ч. 4 ст. 27.14 КоАП Российской Федерации. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера или его законному представителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: