Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.
Когнитивные качества включают в себя:
І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;
ІІ) интеллектуальные:
1) эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;
2) способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;
3) применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.
Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества – это:
1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;
2) инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей;
3) применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;
4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.
Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя:
1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку;
2) способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор;
3) способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.
В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.
Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.
При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.
Вопросы для самопроверки
1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»?
2. Назовите авторов развивающего обучения.
3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения?
4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?
5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.
Практикум
1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении.
2. Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу.
Критерии различия образовательных парадигм | Парадигма преподавания | Парадигма учения |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
3. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова – Д. В. Эльконина.
4. Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?