Предмет дидактики

Основные тенденции развития современного образования

Нормативная и учебно-материальная база образования.

Основные типы учебных заведений, их характеристика.

Характеристика образования в Украине.

Сущность содержания образования, его исторический характер и основные характеристики

Предмет дидактики.

Сущность и СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 14.

Отрасль науки, изучающая проблемы обучения и образования, называется дидактикой. Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы. Термин дидактика заимствован из греческой терминологии (didaktikos—поучительный). Впервые этот термин был введен в педагогику в XVII веке немецким ученым Вольфгангом Ратке, который под дидактикой понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обучения. Фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки, стала ”Великая дидактика” (1633 г.), которую написал чешский ученый-педагог Я.А.Коменский, рассматривающий дидактику как всеобщее искусство всех учить всему.

Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внесли И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, О. Ф. Остроградский, Н. А Корф и др. Дидактические идеи К. Д. Ушинского развивали такие его по­следователи, как П.В. Коптерев, В. П. Бехтерев, В. И. Водовозов, Н. Ф. Левицкий, Ал. Герд, X. Д. Алчевская. Их заслуга состоит в том, что они создали методическую систему первоначального обуче­ния, равной которой не было в мировой педагогике.

В Украине А. В. Духнович (1803—1865) написал ряд таких заме­чательных дидактических трудов, как ”Книжица читальная для начинающих”, ”Краткий землепис для молодых русинов”, ”Народная педагогия” и др. Автором ряда учебников был Б. Д. Гринченко. Наиболее известный его труд — ”Українська граматика до науки читання i писания”.

Во второй половине XIX века в Западной Европе были известны работы по дидактике, написанные немецким педагогом, общественным деятелем Фридрихом Дистервегом (1790—1866). Он, как и К.Д.Ушинский, выдвигал прогрессивные дидактические идеи и выступал за на­родную школу.

В начале XX века мировая дидактика развивалась на основе праг­матизма. Здесь следует назвать американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который создал педагогичес­кую теорию педоцентризма (руководство практическим опытом на основе детской и учительской самодеятельности). Его называют так­же основателем деятельностного подхода в обучении.

Достойный вклад в развитие дидактики в 50—60-х годах XX века внес В.А.Сухомлинский. В своих трудах он показал образцы дидак­тического подхода к обучению. Особое внимание он уделял идее ум­ственного развития детей, а также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической деятельности.

В 50—80-х годах XX века в дидактику внесли свой вклад и такие известные теоретики, как М. Н. Скаткин, М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский, Л. В. Занков, в Украине — С. X. Чавдаров, В. И. Памагайба, А. М. Алексюк, В. А. Онищук, И. Т. Федоренко и др.

Большое значение для разработки проблем дидактики имеет прак­тическая деятельность учителей-новаторов, участников движения педагогики сотрудничества, таких как И. П. Волков, Е. Н. Иль­ин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, Н. П. Гузик и др.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Функции дидактики:

1- теоретическая;

2 – практическая.

Основные категории дидактики: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения (отсюда получаем краткое определение: дидактика- наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.)

Задачи дидактики на современном этапе.

1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизация общего уровня развития младших школьников

4. Развитие и формирование умственных способностей

5. Проблемный характер изложения учебного материала

6. Индивидуализация и дифференциация обучения

7. Демократизация и гуманизация обучения

8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Программирование и компьютеризация обучения, внедрение новых технологий

10. Работа с одарёнными детьми

11. Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики.

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, свои закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическими дисциплинами, основывающихся на тех же принципиальных положениях, которые раскрываются в общей дидактике.

Таким образом, общая дидактика является теоретической базой для всех частных методик. Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве.

Этапы становления дидактики.

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие, авторитарное руководство обучением.

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний, личностный подход, психологическое управление

III Этап – постсовременный – курикулум (вторая половина XX в.), акцент на деятельности преподавание – учение – оценка знаний – основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогика сотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития и творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: