Использование социологии труда в деятельности менеджера

Выясним, для чего менеджеру необходима социология труда. Для этого воспользуемся мнением такого авторитетного менеджера как Г. Минцберг. Анализируя содержание работы менеджера, он пришел к выводу, что ее можно классифицировать по характеру управленческой деятельности на 10 управленческих ролей, которые играют руководители в различные периоды и в разной степени (роли объединены в три группы).

1. Межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено). Эти роли следуют из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферы его взаимодействия с работниками. Благодаря межличностным ролям руководитель становится центром сосредоточения информации: стратегической, основной — в роли главного руководителя, внутренней — в роли лидера и внешней — в роли связующего звена.

2. Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель). Посредством деятельности по поиску и получению внешней и внутренней информации в роли приемника информации; передачи и интерпретации информации для формирования взглядов организации в роли распространителя и передачи информации для внешних контактов руководители действуют как центр обработки информации.

3. Роли по принятию решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры).

Каждая роль нуждается в информационном обеспечении. Роль предпринимателя связана с поиском методов развития организации и контролем за их реализацией. Устраняющий нарушения обнаруживает на­растание конфликтов и кризисов и отвечает за коррекцию деятельности организации. Распределитель ресурсов координирует и контролирует использование ресурсов всех видов. Ведущий переговоры осуществляет связь и взаимодействие организации с внешней средой посредством ведения переговоров.

Указанные роли взаимозависимы и взаимодействуют с целью создания единого целого. Несомненно, что основой этой взаимозависимости является не что иное, как информация — важнейшее средство обеспечения взаимодействия управленческих ролей в общем процессе менеджмента. Действительно, межличностные отношения охватывают сферу взаимодействия руководителя с людьми, носят коммуникативный характер и позволяют сосредоточивать необходимую для управления социальную информацию. Накопление, отбор, анализ и распределение информации создает необходимое информационное пространство для принятия, реализации и контроля выполнения управленческих решений в организации.

Для количественной характеристики значимости информации сошлемся на данные Л. Аверьянова, согласно которым процесс получения информации (технической и социальной) занимает 90 % рабочего времени руководителя и только 10 % приходится на принятие решений и организацию их выполнения.

Итак, ни одна из совокупностей управленческих ролей менеджера не может осуществляться без социальной информации. А с учетом того, что указанные 10 ролей охватывают практически весь объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации, вполне логично сделать вывод о том, что деятельность менеджера невозможна без грамотного использования социальной информации. Имеется в виду выбор таких источников и средств обеспечения информацией, которые наиболее адекватно (т.е. достоверно, точно, многогранно) отражают ситуацию управления, состояние социально-трудовых отношений в организации.

Как видим, полезность дисциплины "Социология труда" напрямую зависит от того, может ли она обеспечить менеджера необходимой для управления социальной информацией требуемого объема и качества, являются ли данные конкретно-социологических исследований социально-трудовых отношений конкурентоспособными по сравнению с другими источниками управленческой информации.

Менеджер использует такие источники информации:

• личные наблюдения;

• участие в производственных совещаниях, собраниях, "летучках", "пятиминутках" и т. п.;

• общение с непосредственным управленческим окружением — заместителями, начальниками подразделений, руководителями общественных организаций;

• участие в различных комиссиях;

• личный прием, заявления и обращения работников;

• заводское радио, многотиражку, газеты;

• официальные и неофициальные документы.

Конечно, сочетание и интенсивность использования источников информации различны у разных руководителей. В зависимости от этого различным бывает объем объективной информации. При этом практически невозможно охватить все возможные источники информации, да к тому же в этом нет необходимости.

Несмотря на то, что при правильном использовании перечисленные и другие источники дают объективную информацию, они имеют недостатки.

Перечислим их.

1. Набор источников чаще всего субъективен и зависит от личных качеств руководителя, что не исключает искажение информации.

2. Выбор источников информации ограничивается внешними условиями, конкретным окружением, в котором информация искривляется, преломляется. Например, у заместителей начальников и руководителей подразделений имеются определенные симпатии и антипатии, личные интересы, которые сказываются на передаваемой ими информации.

3. Многие из перечисленных источников информации дороги. Так, работа комиссии связана с отвлечением от производственного или управленческого процесса большого количества работников, что способствует снижению темпов и качества трудовой деятельности.

Эти и другие недостатки рассмотренных источников информации приводят к тому, что при значительном (а иногда и избыточном) объеме информации руководителям часто недостает именно информации, необходимой для успешного управления, решения той или иной строго определенной задачи.

Указанных недостатков лишена социологическая информация, поскольку ей присущи такие достоинства (особенности):

1. Объективность. Обеспечивается тем, что при отработанной методике и процедуре опроса качество информации не зависит от личных особенностей, эмоций, предрасположенности к чему-либо человека, собирающего информацию. С использованием ЭВМ сбор и обработка социальной информации становятся в значительной степени формализованными, лишенными предвзятой, субъективной оценки.

2. Относительная дешевизна (с учетом получаемого объема информации на единицу затрат). Так, если в анкете сто показателей, социолог в системе парных распределений может получить примерно миллион единиц информации. Если же рассмотреть связи не двух, а трех факторов, то объем информации увеличится.

3. Оперативность. При отработанной процедуре сбора и обработки информации можно получить практически любую информацию в течение суток.

4. Многогранность. Позволяет достаточно точно в количественном и качественном отношении определить степень взаимовлияния оцениваемых факторов на общий результат.

5. Динамичность. Заключается в возможности отслеживания динамики социальных процессов благодаря накоплению в памяти ЭВМ социальной информации за ряд лет. Это позволяет представить динамику социальных процессов в определенной аналитической системе, чего невозможно достичь никаким другим методом.

Таким образом, для менеджера наиболее эффективным методом получения информации, позволяющим объективно и полно представить социальную ситуацию на предприятии, относительно недорогим, поддающимся формализации, является метод (а точнее, совокупность методов) конкретно-социологического исследования. Исходя из этого наука "Социология труда" является для менеджера наиболее предпочтительным источником информации о социально-трудовых отношениях. Однако функции этой науки (и полезность) не ограничиваются лишь информативной функцией, хотя и чрезвычайно важной.

Так, познавательная функция социологии труда связана с расширением познания закономерностей социально-трудовых отношений, созданием теоретической обоснованности практического менеджмента. На уровне конкретного предприятия речь идет о выявлении совокупности социальных резервов трудового коллектива, его неиспользованных в полной мере потенциальных возможностей развития.

Описательная функция предполагает изложение и публикацию результатов социологических исследований в различных отчетах, статьях, монографиях. Тем самым создается целостное описание социальной жизни трудовых коллективов, различных групп и отдельных работников.

Образовательная функция социологии труда реализуется через распространение современных научных знаний, их теоретических и методических основ, представлений о социальных механизмах процессов в сфере труда среди все большего количества специалистов-менеджеров и других работников. Речь идет о повышении общей культуры работников, способствующей более четкому представлению своей роли.

Прогностическая функция социологии труда связана с возможностями отслеживать посредством конкретно-социологических исследований тенденции в изменении совокупности социальных показателей, характеризующих отклонения от нормального состояния социально-трудовых отношений, своевременно предусматривать развитие негативных тенденций в социальной жизни коллектива.

Преобразующая функция социологии труда состоит в разработке на основе данных социальной диагностики модели социально-трудовых отношений, наиболее эффективных социальных технологий (совокупности методов и операций управления социально-трудовыми процессами) и на их основе — систем социального управления трудовыми коллективами в направлении задействования для их социального развития совокупности социальных резервов.

Как видим, каждая из рассмотренных функций раскрывает дополнительные возможности для повышения эффективности управленческой деятельности. Однако реализовать эти возможности менеджер сможет только при условии успешного усвоения дисциплины "Социология труда" и умении грамотно использовать совокупность полученных знаний. Социологическая грамотность — один из важнейших "секретов" эффективного управления, овладение которым непосредственно связано с социологическим образованием и самообразованием современного менеджера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: