Вывод: разрешить это противоречие можно только путем формирования нового типа управленческой культуры- интеллектуального, познавательного

Вектор его разви­тия сегодня направлен от традиционного, рутинного и одномер­ного освоения мира к творчески-созидательному, целостному, а следовательно, инновационному или социально-технологическо­му. Последний является частью социологического знания.

Именно это обстоятельство обусловливает активную роль социологии в обществе. В социологии ис­пользуется особая форма научного вывода, называемая практи­ческой рекомендацией. Неумение трансформировать обобщенную социологическую информацию в практические рекомендации — одна из причин неэффективности многих социологических исследований, прово­димых как на Западе, так и в бывшем СССР. В этой связи преобразование научной информации, пригодной для принятия управленческих решений, предполагает тесное сотрудничество исследователей и управленцев различного уровня. Социологи, занятые непосредственно практической, в частности организаци­онной и управленческой, работой, выполняют социально-тера­певтические функции, занимаясь инженерной деятельностью. Наиболее важными и общими для любой инженерной дея­тельности моментами являются следующие:

1) регулярное использование научных знаний;

2) специаль­ная профессиональная подготовка;

3) практическая преобра­зовательная работа.

Следовательно, это такой вид профессио­нально-практической деятельности, благодаря которой социаль­но-научное (в частности, социологическое) знание трансформи­руется непосредственно в преобразовательно-практическую деятельность [3].

Однако сегодня социально-инженерная деятельность, мас­штабы развития которой еще незначительны, не обеспечена специализированным проектированием и отработанными техно­логиями. Социальное проектирование и программно-целевое уп­равление — во многом еще дело будущего[4]. По мере расширения масштабов социально-инженерной Появляются специальные научные дисцип­лины, изучающие эти проблемы. Это теория социального проектирования и теория социальных технологий, которые раз­виваются пока слабо. Главная причина этого — низкая востребованность этого вида знаний со стороны главного субъекта управления — государства, гражданских институтов общества. До сих пор вокруг понятий "социальная инженерия" и "со­циальные технологии" идут дискуссии, во многом запоздалые, а потому и бесплодные. Вопрос этот по своей сущности давно решен, запаздывает только использование социально-технологи­ческих решений.

Следует обратить внимание на те аргументы, которые выдви­гает Карл Поппер в защиту социальной инженерии. Он не сводит социальную инженерию к социологии "малых дел" — преобра­зованию конкретных ситуаций, изменению состояния дел в отдельных фирмах и организациях. Для него социальная инже­нерия — это целенаправленное изменение социальных институ­тов, основанное на знании законов исторического развития и предсказании возможных результатов преобразований. Харак­терное отношение к социальной инженерии определяется мето­дологической позицией. В основе попперовской методологии не только признание эмпирического характера социологической науки, но и настаивание на теоретической ее природе. "Говоря, что социология является теоретической дисциплиной, мы имеем в виду, что она призвана объяснять и предсказывать события с помощью теорий или универсальных законов (которые она пытается открыть). Называя ее эмпирической, мы хотим ска­зать, что она опирается на опыт; что события, которые она объясняет или предсказывает, — это наблюдаемые факты, и что та или иная теория принимается или отвергается на основании наблюдения" [5].

"Полное переустройство" общества, по мнению К. Поппера, невозможно из-за нетехнологичности таких попыток, но стремле­ние осуществить переустройство, достичь конечной цели К. Поппер называет утопической инженерией и доказывает, что это худший случай манипуляторства.

Проблема технологичности преобразования социальных ин­ститутов общества является одной из важнейших проблем, с решением которой сталкивается социология в переломные перио­ды развития общества, в периоды социальных кризисов.

Американский социолог Герберт Ганс разъясняет ее содержа­ние следующим образом: необходимо оценить, "что и зачем мы делаем для страны в целом и для каждого из слоев общества. Нам необходимо знать, кому мы помогаем, а кому наносим вред намеренно или неумышленно, чтобы определить, что не следует делать во имя лучшего общества, хотя понимание "лучшего", конечно, может быть различным"[6].

Воздействие на общество (страну) осуществляется в трех направлениях.

Во-первых, через представителей власти, прини­мающих решения и готовых считаться с выводами и заключения­ми, которые делаются социологами.

Во-вторых, социология, популяризируя результаты своей деятельности, оказывает вли­яние на общественное (в частности, политическое) сознание, воздействуя практически на все основные группы населения. В-третьих, конструирование технологий, разработку и осущест­вление проектов и программ.

3. Социальные технологии как инновационная методоло­гия.

Следовательно, появляется новая область научного зна­ния — социально-технологическая, которая осваивает новые методы, способы достижения социального результата в соот­ветствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил. Эта область обществознания отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов совместной жизнедеятельности людей.

Социально-технологический подход развивается не только в рамках общей методологии, но и специальных социологических теориях.

Ныне их насчитывается свыше 120: экономическая и полити­ческая социологии, социология социальной и духовно-культур­ной сфер, социология труда, личности, семьи, образования, города, села, управления, девиантного поведения, права и т.п. Каждая из них изучает свой объект и предмет, свою группу проблем, социальных отношений и связей. Опираясь на общую социологическую теорию и методологию, специальные социоло­гические теории раскрывают перед нами огромный пласт инно­вационного познания и преобразования мира.

Многообразие, сложность, малая предсказуемость жизни новых социальных институтов, систем и структур порождают новые проблемы и требования к методологии и инструментарию специальных социологических теорий, к характеру их взаимо­действия с социальной реальностью в целом. Средства, способы, методы решения новых проблем должны соответствовать слож­ности современной жизни, быть ориентированными на исполь­зование в условиях высокой неопределенности и динамичности современной ситуации. Однако количество проблем нарастает, а их непрофессиональное решение приводит к появлению таких проблем, которые появляются в результате неадекватного управ­ленческого воздействия, что еще в большей мере осложняет проблемную ситуацию, добавляя к объективным трудностям субъективные, что порождает явления неуправляемости. Чтобы успешно справляться с этими задачами, требуются инновацион­ный способ мышления, новые подходы в организации профес­сиональной деятельности.

Отвечая на эту потребность социума, специалисты в области специальных социологических теорий разрабатывают техноло­гии, методики и техники, такие, как системный и ситуационный анализ, имитационное моделирование, сценарный метод, иссле­дование действием, методы развития персонала, активные мето­ды социально-психологической подготовки, включающие раз­личные виды тренинга: консультирование, организационное раз­витие и ряд других.

Все эти методы опираются на 3 основных методологических подхода:

Критический анализ должен быть подчинен прин­ципу конструктивизма, а не зряшного отрицания.

Сущность его заключается в том, что социальные явления и процессы оцени­ваются или как отживающие, или как прогрессивно развиваю­щиеся, нарождающиеся и направленные в прогрессивное буду­щее. Критика — одна из наиболее эффективных форм нового мышления (в любом обществе и в любой сфере), и как таковая должна быть направлена не на разрушение или уничтожение, а на созидание нового на месте старого, на его реконструкцию. Критика в специальных социологических теориях — объективно необходимая форма оценки сущего сравнительно с должным. И в этом контексте она выполняет несколько функций: поисковую, аксиологическую, упредителъную, контрольную, реконструк­тивную, воспитательную. С учетом такого подхода к критике в системе инновационной методологии критический анализ пред­ставляет собой совокупность таких оценок и суждений, на основе которых определяется социальная необходимость происходяще­го в социальной жизни в интересах людей и во благо им, а не во зло. В критике заложены возможности выявления социального потенциала мышления, поведения и действий любого масштаба и на любом уровне.

Аксиологический анализ, которому тоже как таковому не придается должного значения, хотя некоторые социологические исследования (этико-социологические, социометрические, экспертные оценки и др.) без этого анализа просто несостоятельны. В связи с возрастанием роли духовно-культурных начал в преодолении кризиса управления, особое значение приобретает метод аксиологического анализа в системе инновационной мето­дологии, суть которого заключается в следующем:

- определении социальных ценностей в общей структуре со­циального бытия и социальной культуры;

- характеристике структуры ценностей и системы ценностно­го отношения личности ко всем объектам реального мира;

- разработке критериев оценок социальных фактов, явлений, мыслительных и предметных действий личности, социальных групп;

- разработке механизма формирования и реализации ценност­ных ориентации с учетом их направленности на все социальные объекты и процессы;

- установлении характера связи между социальными ценнос­тями разного порядка, различного уровня и масштаба;

-оценке функционирования социальных систем, структур, различных объектов в аспекте соответствия общечеловеческим и локальным ценностям;

- определении эффективности той или иной деятельности с гуманистических позиций, определении псевдоэффективности или антиэффективности по тому же критерию;

- характеристике (в том числе оценочной) антиценностей (негативных ценностей), разрушения ценностного мира личнос­ти, определении тенденций в этом направлении;

- определении возможностей регуляции ценностного отноше­ния людей к миру, в котором они живут, формировании системы ценностей в процессе прогрессивного развития общества и дру­гих социальных объектов (в том числе на микроуровне).

Механизм и "технологию" аксиологического анализа можно представить в виде схемы 1.

Схема 1

Классифика­ционно-типологического анализ непосредственно свя­зан с одноименными методами, между которыми нередко не ставится разделительной черты. Это обусловлено тем, что оба эти метода связаны с группировкой определенных признаков, свойств, черт, качеств изучаемого или с разложением сложного целого на части по этому же признаку. Но все-таки следует иметь в виду, что типология используется преимущественно с целью дифференцированного подхода к объектам исследований, а классификация — преимущественно к социальным явлениям и про­цессам. В специальных социологических теориях по своему содержанию и характеру использования различаются теорети­ческая и эмпирическая типологизация. Под теоретической типологизацией понимается обобщение признаков и свойств социаль­ных явлений и объектов путем построения идеальных теорети­ческих моделей с помощью логического анализа по теоретичес­ким обоснованным критериям. В этом и заключается научно-практическое предназначение классификационно — типологического анализа, осуществляемо­го в специальных социологических теориях.

Еще в 1986 г. на расширенном пленуме советской социологичес­кой ассоциации обращалось внимание на то, что практически невозможно назвать крупное управленческое решение, затраги­вающее насущные интересы многих слоев и групп, к подготовке которого привлекались бы социологи. С тех пор положение дел мало изменилось к лучшему. Масштабные решения, оказавшие­ся несостоятельными (приватизация, конверсия, социальные реформы, налогообложение и многие другие), принимались без социологической экспертизы.

Причины невостребованности социологии складываются из многих факторов, но главный из них состоит в том, что интересы общества и граждан, с одной стороны, и интересы властных структур — с другой, в значительной степени не совпадают. Прислушиваются к тем рекомендациям социологов, которые необходимо учесть для сохранения имеющейся власти, своего выживания, т.е. в период избирательных кампаний.

Задание: проанализировать эффективность управления небольшим муниципальным образованием и наметить меры оптимизации управления на основе методологии критического анализа, аксиологического анализа, классификационно-типологического анализа.


[1] Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с англ. М.: Мысль, 1989.

[2] Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диа­лог, 1996.

[3] Попова И.М. Социология: введение в специальность. Киев, 1998. С. 229.

[4] Резник Ю.М. Социальная инженерия в системе социологического образования, Социологические исследования. 1994. № 2. С. 45.

[5] Поппер К. Нищета историцизма//Вопросы философии. 1992. № 8. С. 69.

[6] Ганс Г. Социология в Америке: наука и общество /Социологические исследо­вания. 1999. № 5. С. 131.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: