Персоналии

ТЕМА №2: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ

Вопрос: На какое определение культурного развития опирается культурно-историческая теория периодизации, и почему, по Выготскому, возраст – это определенная эпоха построения личности ребенка?

Ответ:

Культурно-историческая теория периодизации развития Л.С.Выготского опирается на понятие культурного развития. Предпосылкой для культурного развития служит образование личности.

Культурное развитие – способность человека контролировать свои действия, желания, возможности, поведение, и упрявлять ими. Развитие личности.

Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

Личность - продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Формирование личности происходит:
- на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок;
- в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.

ПЕРСОНАЛИИ

1. Л.С. Выготский (Психологический словарь под ред. Зинченко и Мещерякова, стр 70) – (1896-1934) отечественный психолог.Наибольшую известность привесла В. Созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций., теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан. То же можно сказать практически о всех аспектах творчества В.

В ранний период творчества (до второй половины 20-х гг) В. разрабатывал проблему восприятия искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум два противоположных аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, который лежит в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии («Исторический смысл психологического кризиса»), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма. В течение 10 лет В. занимался и дефектологией, создав в Москве лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. («Мышление и речь» 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания, различные проблемы детской психологии, проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации ВПФ и мн. др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и другие смежные с психологией науки (педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия, впоследствии к ним присоединились А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др., создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями практически во всех ведущих странах мира.

2. Эльконин Даниил Борисович (Психологический словарь под ред. Зинченко и Мещерякова, стр 466) – (1904-1984) – отечественный психолог. На основе развития идей культурно-исторической концепции Выготского и деятельностного подхода в варианте Леонтьева создал оригинальную концепцию периодизации развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие «ведущая деятельность». Известен также разработкой психологической теории игры, исследованиями формирования личности ребенка, сыравшими значительную роль в понимании исторической природы детства. Э. является автором ряда экспериментальных букварей, в которых была реализована его оригинальная методика обучения детей чтению.

3. Божович Лидия Ильинична (Психологический словарь под ред. Зинченко и Мещерякова, стр 44) – (1908-1981) – отечественный психолог, ученица Л. С. Выготского. В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии. Основной круг интересов Б. – детская психология. В этой области Б. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

4. Слободчиков Виктор Иванович - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви.

Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Его отец погиб на фронте, мать умерла, когда он был совсем маленьким. До 12 лет жил с бабушкой, но потом по состоянию здоровья бабушка вынуждена была отдать его в детский дом. (Через год она умерла). Директором детского дома, в котором 5 лет провел будущий психолог, был воспитанник Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин (в «Педагогической поэме» - Карабанов).

Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер - не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на психологический факультет Ленинградского университета. Через 2 года известный психолог Д.Б. Эльконин пригласил энергичного студента в создаваемую им лабораторию диагностики психического развития детей. С третьего курса Слободчиков учился на заочном отделении и работал в лаборатории Эльконина.

В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004 года Слободчиков возглавляет Институт развития дошкольного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: