Кафедра фармакологии №2
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой __________________
«___» _______2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К практическому занятию
на тему: «Возрастные аспекты клинической фармакологии. Особенности применения лекарственных средств в акушерстве. Итоговое занятие»
Дисциплина Фармакотерапия
Специальность 060301 Фармация
Курс IV
Семестр VIII
Уфа 2014
Тема: «Возрастные аспекты клинической фармакологии. Особенности применения лекарственных средств в акушерстве. Итоговое занятие»
Актуальность темы:
Многолетний опыт применения ЛС показывает, что ответ организма на лекарства индивидуален. Индивидуальные различия в действии лекарств кроме всего прочего, тесно связаны с возрастом, особенно в период новорожденности и в старческом возрасте. Эти различия прежде всего зависят от недоразвития (у детей) или понижения активности (у пожилых) ферментных систем. Знание указанных механизмов индивидуальных различий в различных возрастных периодах имеет существенное практическое значение в повышении эффективности и безопасности фармакотерапии.
Цель занятия:
На основе изучения возрастных особенностей организма уметь давать рекомендации о тактике индивидуального выбора лекарственных средств и предупреждения возможных побочных эффектов различных групп лекарственных препаратов.
Студент должен знать:
- Возрастные аспекты клинической фармакологии (плод, период новорожденности, дети, беременные и лактирующие женщины, пожилые люди)
- Фармакодинамические эффекты лекарственных средств в различных возрастных периодах.
- Факторы, влияющие на концентрацию лекарственных средств, длительность их действия в различных возрастных периодах.
Студент должен уметь:
- Оценивать риск развития побочных эффектов при применении ЛС (в т.ч. развитие эмбриотоксического и тератогенного действия на плод, развитие побочных эффектов у детей при приеме их кормящей матерью)
- Проводить фармакотерапию, фармакопрофилактику асфиксии новорожденных, слабости родовой деятельности.
Студент должен владеть: Решать вопросы взаимозаменяемости ЛС.
Проводить консультацию врачей по вопросам индивидуальной фармакотерапии при лечении беременных, новорожденных, детей, лактирующих женщин, лиц пожилого возраста)
Вид занятия: практическое занятие:
Продолжительность занятия – 4ч.
Оснащение – таблицы с формами рецептурных бланков, лотки для демонстрации твердых лекарственных форм.
Задания для аудиторной работы
1. Беременной женщине в последнем триместре был назначен тетрациклин в больших дозах. У новорожденного после родов диагностируется острая желтая дистрофия печени. Связаны ли между собой два этих факта?
2. Больная сахарным диабетом принимала препарат хлорпропамид. Забеременев, она продолжила прием препарата. У новорожденного наблюдались пороки развития, гипогликемия. Связаны ли между собой эти факты?
3. Молодая женщина во время беременности при головной боли начиная с 1-го триместра принимала аспирин 2 раза в неделю. У новорожденного отмечались многочисленные аномалии сердечно-сосудистой системы (гипоплазия левого желудочка, дефект межжелудочковой перегородки, преждевременное закрытие артериального протока с развитием легочной гипертензии). Почему это произошло?
4. Количество ЛС, активно выделяемого канальцами почек, у пациентов пожилого возраста меньше чем у молодых. У пожилых также снижена скорость клубочковой фильтрации некоторых препаратов. Каким образом нужно учитывать эти факторы при выборе ЛС и режима его дозирования.
Подобрать лекарственные препараты по показаниям:
Объясните данные клинические ситуации, обоснуйте свои ответы.
1. Пожилому человеку (72 года) в связи с бессонницей был назначен нитрозепам в обычной дозе (10 мг). Прием препарата вызвал тяжелые изменения: помрачение сознания, угнетение дыхания, цианоз, нарушения кислотно-шелочного состояния крови. В чем ошибка врача? Как предупредить возможные осложнения после приема снотворных препаратов у пожилых людей?
2. Больному (68 лет) с желудочковой экстрасистолией назначен анаприлин в дозе 40 мг 2 раза в сутки. На 3 день приема у больного отмечались: слабость, одышка, брадикардия, на ЭКГ появились признаки нарушения проводимости по пучку Гиса. С чем связано появление данных осложнений? Как предупредить?
3. В больницу поступила пожилая женщина 73 лет с признаками тяжелой сердечной недостаточности: стойкие отеки конечностей, асцит, одышка в покое, слабый пульс, тахикардия. Несмотря на тяжелое состояние больной, врач ввел строфантин в дозе, составляющей ¼ от средней дозы обычно применяемой в таких клинических ситуациях. Прав ли врач? Чем можно дополнить это назначение? Обоснуйте ответ.
4. Больному (74 года), поступившему в кардиологическое отделение с атриовентрикулярной аритмией блокадного типа на фоне коронарокардиосклероза ввели атропин, однако эффекта в дозе 0,001 п/к не было, повторное введение препарата также не имело эффекта. С чем может быть связана такая реакция на атропин? Ваша рекомендация в этом случае.
5. Больному (75 лет) назначен парацетамол в качестве жаропонижающего средства. В аптеке есть препарат в таблетках, капсулах, свечах и сиропе. В какой лекарственной форме более эффективно назначить препарат?
6. Выпишите больному 64 лет дигоксин, анаприлин, клофелин, фуросемид, гипотиазид. При выписывании сигнатуры используйте данные Девисон, Фример (1969): дозы лекарственных препаратов у лиц старше 50 лет снижается на 1% на каждый год жизни.
7. Ребенку 2 лет по поводу брюшного тифа вводился левомицетина сукцинат внутримышечно в дозе 1,0 в сутки, на 3-й день после введения у ребенка отмечалась гипотермия, коллапс, серая окраска кожи. Рвота, в крови анемия, лейкопения. В чем ошибка врача? С чем связаны данные осложнения?
8. Ребенку 3 лет по поводу ангины был назначен ампициллин, однако препарата в аптеке не оказалось. В аптеке вместо ампициллина выдали тетрациклин. Рациональна ли данная замена? Обьясните опасность назначения тетрациклина детям до 5 лет.
9. Ребенку 5 лет был назначен бисептол по поводу пиелонефрита по 1 таблетке 2 раза в день. Дома оказался бисептол 480, который и начали давать ребенку. Через неделю после лечения повторное обследование показало нормализацию анализов мочи, однако в анализе крови обнаружена анемия и лейкопения. Могут ли данные изменения быть осложнением применения бисептола 480?
10. Ребенку 1 месяца на места опрелости назначена присыпка. После ее неоднократного использования у ребенка появилась рвота, понос, судороги, коллапс. С чем связано данное отравление?
11. Ребенку 2 лет по поводу стафилококковой пневмонии назначили оксациллин в терапевтической дозе (150 мг/кг в сутки) в течении 4 дней. Однако в связи с присоединившимися судорогами к лечению добавили фенобарбитал (10 мг/кг в сутки). эффекта от оксациллина не получили. Антибиотик заменили на диклоксациллин, однако концентрация антибиотика в крови была низкой, терапевтический эффект отсутствовал. повышение дозы антибиотика привело к поносу и только после отмены фенобарбитала удалось достичь эффекта и ликвидировать инфекцию. Объясните данную клиническую ситуацию. Что не учел врач при назначении препаратов?
12. Какой из двух спазмолитиков можно применить для снятия кишечной колики у новорожденного ребенка: метацин или атропин? Ответ поясните?
13. У новорожденного ребенка, выкармливаемого коровьим молоком отмечается сухость кожи, шелушение, снижение резистентности к инфекции, склонность к судорогам, гипотрофия, в крови анемия. Во время беременности у матери в первой половине отмечалась неукротимая рвота. Недостаток какого витамина может привести к таким последствиям?
14. Рассчитайте дозы лекарственных препаратов ребенку в зависимости от возраста и массы тел
1) Бензилпенициллин- ребенку 3 лет.
2) диазепам- ребенку 5 лет.
3) Маннит-ребенку 10 месяцев.
4) Эуфиллин - ребенку 10лет.
5) Анальгин (инъекция)- ребенку 3 лет.
15. По поводу токсоплазмоза беременная получала соответствующее лечение. У больной наступил выкидыш. Какой препарат был назначен? В чем ошибка врача?
16. Для усиления родовой деятельности беременной был введен препарат, после чего у нее начался гипертонический криз. Какой препарат был введен?
Выполнить задания тестового контроля:
1. Критические периоды внутриутробного развития.
А. период предимплантационного развития (1 неделя).
Б. Стадия эмбриогенеза (заканчивается к 8 неделе).
В. Стадия эмбриогенеза (заканчивается к 2 месяцам).
Г. Период непосредственно перед родами.
2. Назначение какого из нижеперечисленных витаминов в период беременности может привести к развитию пороков развития у ребенка?
А.А.
Б.В1.
В.В2.
Г.С.
3.Основные особенности фармакокинетики у лиц пожилого возраста:
А. Снижение скорости абсорбции.
Б. Ускорение абсорбции.
В. Снижение скорости распределения.
Г. Ускорение распределения.
Д. Уменьшение связывания ЛС с белками плазмы.
Е. Увеличение связывания ЛС с белками плазмы.
Ж. Замедление метаболизма.
З. Ускорение метаболизма.
И. Замедление выведения ЛС.
К. Ускорение выведения ЛС.
4.Для каких препаратов доказана четкая необходимость назначения у лиц пожилого и старческого возраста?
А. Витаминов.
Б. Препаратов железа.
В. Препаратов кальция.
5. При выборе лекарственных средств при лечении детей раннего возраста необходимо учитывать:
а) недостаточную развитость ферментных систем,
б) высокую проницаемость гистогематических барьеров,
в) низкую проницаемость гистогематических барьеров,
г) медленное течение процессов метаболизма и элиминации веществ,
д) быстрое течение процессов метаболизма и элиминации веществ.
Литература
Основная:
1. Клиническая фармакология и фармакотерапия. под ред. В.Г.Кукеса – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006.-640с.
2. Избранные лекции по фармакотерапии. под ред. Х.М.Насырова. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2003. – 524с.
Дополнительная:
1. Лекарственные средства: пособие для врачей. под ред. Машковского. - М. Д. изд. 14-е, перераб., испр. и доп. - М.: Новая волна, Т.1,2.- 2001. – 608 с.
2. Клинические рекомендации + фармакологический справочник: общая врачебная практика: руководство для врачей. под ред. И.Н.Денисовой, Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.-184с.