Цель, значение и необходимость государственной санационной поддержки предприятий

Тема 9. Методы государственной финансовой поддержки санации предприятий

Цель, значение и необходимость государственной санационной поддержки предприятий

Если мобилизованных финансовых ресурсов из децентрализованных источников не хватило для успешного проведения санации или реструктуризации предприятия, то в определенных случаях может быть принято решение о предоставлении субъектам хозяйствования государственной финансовой или другой поддержки. Согласно Закону Украины "О предприятиях" в случае убыточной деятельности субъектов хозяйствования государство, если она признает их продукцию общественно необходимой, может предоставлять им дотации или другие льготы. Принимая участие в санации предприятий, государство, как правило, стремится противодействовать спада производства и росту безработице.

Государственная поддержка может осуществляться как за счет средства государственного бюджета, так и за счет местных бюджетов. При этом соответствующие государственные органы должны заключить с кредиторами договор поруки за обязательствами должника или погасить данные обязательства за счет предоставления кредитной поддержки или финансовых ресурсов на безвозвратной основе.

К основным критериям отбора предприятий для предоставления им целевой государственной поддержки нужно отнести такие:

-потенциальная прибыльность;

-высокий уровень менеджмента на предприятии;

-направленность на использование новых, эффективных ресурсосохраняющих и экологически безопасных технологий;

-возможность экспорта (прироста экспорта) конкурентоспособной продукции;

-замена импортной продукции, сырья, материалов отечественными;

-решение проблемы энергообеспечения, энергосбережение (ресурсосбережение);

-сохранение научно-технического потенциала (исследованные, и разработок, которые имеют приоритетное значение для страны);

-наличие рынков сбыта продукции в стране и за границей.

9 .2. Функции органов по вопросам санационной поддержки предприятий

Законом о банкротстве (в редакции Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" от 30 июня 1999 года № 784-ХІ, что вступил в силу с 1 января 2000 года) предусмотренные основные функции государственного органа по вопросам банкротства, что направленные в первую очередь на предупреждение банкротства, а также на обеспечение эффективных следствий от реализации процедур банкротства государственных предприятия и предприятий, в которых частица собственности превышает двадцать пять процентов.

Функцию государственного органа по вопросам банкротства выполняют Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (далее - Минэкономики) и государственное хозрасчетное учреждение "Агентство по вопросам банкротства" (далее - Агентство). Особенности решения Агентством и подчиненными ему региональными подразделами основных вопросов, которые возникают при практической реализации отдельных полномочий государственного органа по вопросам банкротства, и функциональных обязанностей, положенных на Минэкономики Указом Президента Украины от 23 октября 2000 года № 1159/2000 "О Министерстве экономики", предусмотренные приказом Минэкономики Украины от 27.07.2001 г. № 156. Перечень полномочий государственного органа по вопросам банкротства и функциональных обязанностей, практическую реализацию которых делегировано Агентству, определено приказом Минэкономики от 25.04.2001 г. №86.

Агентство является участником проведения в делах о банкротстве. В случае нарушения дела о банкротстве государственного, містоутворюючого предприятия, предприятия, которое имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства, особо опасного предприятия или субъекта естественной монополии Агентство от лица государственного органа по вопросам банкротства направляет к хозяйственному суду ходатайства о привлечении представителя Агентства к проведению в делах о банкротстве указанного должника, в таком случае судья, который рассматривает дело о банкротстве, постановлением суда определяет представителя Агентства участником проведения в деле о банкротстве, которое предоставляет ему возможность пользоваться процессуальными правами и присутствовать присутствующим заседаниях собрания и комитета кредиторов.

Агентство совместно с распорядителем имущества должника и на основании заключенного с ним договора анализирует хозяйственную-финансово-хозяйственную деятельность предприятия и предоставляет арбитражному управляющему необходимую консультативную и практическую помощь в подготовке предложений относительно определения оптимального правового механизма урегулирования проблемы неплатежеспособности должника, проведение санации и т.п..

Работники Агентства на основании заключенных договоров с должниками, кредиторами, инвесторами предоставляют квалифицированные услуги относительно юридически-организационного и финансово-аналитического сопровождения процедур банкротства, разработки, экспертизы и реализации плана санации, мировых соглашений, финансового и юридического анализа положения предприятий- должников, организации продажи имущества должников в процедурах санации и ликвидации, поиска и изъятие имущества должника из других предприятий, взыскание дебиторской задолженности, поиска инвесторов и прочие.

Агентство осуществляет подготовку и представление в установленном порядке предложений хозяйственному суду относительно кандидатур арбитражных управляющих.

Агентство обеспечивает функционирование единой базы данных о предприятиях, относительно которых затронуто проведения в деле о банкротстве согласно Положению о порядке формирования и ведение единой базы данных о предприятиях, относительно которых затронуто проведения в деле о банкротстве, утвержденном приказом Министерства экономики Украины от 10.04.2001 г. №77 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.05.2001 г. №383/5574.

Единая база данных формируется на основании сообщенные, арбитражных управляющих об опубликовании в официальном печатном органе объявления о нарушении дела о банкротстве, поэтапных сообщений арбитражных управляющих о судебной процедуре, которая применяется относительно должника, которые присылают Агентству, а также соответствующих постановлений хозяйственного суда, которые передаются работниками хозяйственного суда Регистрационному органу.

Агентство проводит экспертизы финансового положения государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых частица государственной собственности превышает двадцать пять процентов. Эта функция осуществляется Агентством в случае получения соответствующей доверенности хозяйственного суда, Минэкономики, а относительно других предприятий - в связи с обращением арбитражного управляющего или комитета кредиторов.

Агентство готовит вывод о наличии признаков скрытого, фиктивного банкротства или доведение к банкротству на запрос суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа. Он составляется и утверждается в таком самом порядке, как и проведение экспертизы финансового положения предприятия.

Агентство готовит предложения относительно проведения досудовой санации субъектов предпринимательской деятельности, которые находятся в государственной собственности на исполнение поручения Минэкономики, в инициативном порядке - по договору с предприятием или по договору с инвестором.

Агентство готовит предложения относительно продажи части имущества должника - государственного предприятия в процедуре санации, имущества государственного предприятия- банкрота, относительно которого вынесено постановление о ликвидации.

О ходе выполнения полномочий государственного органа по вопросам банкротства Агентство ежеквартально информирует Минэкономики и, по его поручению, другие центральные органы исполнительной власти.

Вопрос санации и реструктуризации негосударственных предприятий решает Украинский центр реструктуризации предприятий и развития частного сектору, который образован специальным постановлением кабинета Министров Украины. Основные задачи этого органа такие:

- организационное обеспечение реализации проектов реструктуризации предприятий и развития частного сектора;

- разработка и осуществление проектов финансового оздоровления и реструктуризации предприятий, привлечение иностранных и отечественных партнеров к выполнению этих программ;

- обучение отечественным консультантам и работникам предприятий по вопросам их реструктуризации и развития частного сектора;

- предоставление услуг по вопросам реструктуризации предприятий в виде консультаций, обеспечение предоставления методических материалов и справочных пособий, организации семинаров и конференций и т.п..

Финансовая и организационно-правовая поддержка приватизированных предприятий и ВАТТ, государственная частица в уставных фондах которых не превышает 25%, осуществляется Фондом государственного имущества Украины.

Специфическими вопросами санации сельскохозяйственных предприятий занимается Межведомственная комиссия по вопросам проведения санации с одновременным осуществлением реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: